logo
1 половина

5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.

С помощью шумомера измеряют ориентировочное значение уровня громкости шума при использовании наиболее вероятной шкалы. После этого устанавливают переклю­чатель на шкалу, соответствующую получен­ному уровню, и вновь измеряют уровень громкости. При необходимости включают по­лосовые фильтры и измеряют уровень интен­сивности в каждой из полос . Изме­рения проводят для той постоянной времени, которая задана по техническим условиям.

Для определения соответствия шумов сани­тарным нормам по уровню звука его измеряют шумомером. Данные отсчитывают в децибе­лах по шкале А (дБА). Соответствие по спект­ру определяют путем измерения уровней зву­кового давления в децибелах по шкале С (дБС) в октавных полосах со средними геомет­рическими частотами: 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Постоянная времени шу­момера должна быть в положении «Быстро».

Для спектрального анализа различных сигналов применяют третьоктавные фильтры со средними геометрическими частотами, опре­деляемыми следующей , последовательностью чисел: 1; 1,25; 1.60; 2,00; 2,50; 3,15; 4,00; 5.00; 6,30; 8,00 и 10,0, умножаемой на 10, 100, 1000, 10 000.

Амплитудные распределения уровней сиг­налов определяют с помощью 12 пороговых устройств, равномерно распределенных по ди­намическим диапазонам 25, 50 или 75 дБ. По­стоянная времени берется равной 200 мс для субъективных оценок или 20 мс для аппара­турных целей.

Применяемые сегодня в России шумомеры позволяют, по существу, лишь измерить шум "в данной точке в данный момент". Однако для того, чтобы получить объективную картину об изменении шума в течение длительного периода времени они слабо пригодны. Результаты измерений реального городского или производственного шума, полученные с помощью таких приборов, несут в себе большую долю случайности и могут сильно варьироваться. Это не только вызывает конфликты при проведении контрольных проверок, но и затрудняет оценку качества проводимых мероприятий по снижению шума.

При построении системы акустического мониторинга городской среды следует иметь в виду, что он может быть периодическим, постоянным и комбинированным. Основные этапы мониторинга включают в себя:

  1. систему контроля и оценки шумового режима;

  2. планирование наблюдений

  3. режим наблюдений (постоянный или периодический);

  4. сбор информации об акустическом загрязнении (текущая или нормативная);

  5. обновление базы данных;

6) подсистемы оценки шумового загрязнения. (рис.5.6)

Р исунок 5.6. Структурная схема системы мониторинга

После оценки шумового загрязнения происходит возвращение к новому планированию наблюдений и т.д.

При периодическом мониторинге может быть использован комплект шумоизмерительной аппаратуры, состоящий из шумомера, анализатора шума, измерительных записывающих устройств и др. Аппаратура может быть портативной или размещаться в подвижной акустической лаборатории, созданной на базе автомобиля. При этом в контрольных точках производят многократные измерения в соответствии с требованиями ГОСТов и санитарных норм, или производят запись шума на соответствующий носитель с последующим анализом в лабораторных условиях с помощью персонального компьютера.

Преимуществом этого метода является выбор времени измерения и точек измерения. Недостатком метода являются: отсутствие оперативной информации о шумовом режиме в городе; необходимость содержать определенное количество шумоизмерительной аппаратуры; необходимость иметь штат обученных работников и др.

Постоянные методы контроля более перспективны и надежны. Трудности осуществления постоянного контроля за шумами заключаются:

  1. в выборе точек измерения;

  2. в выборе измерительных микрофонов и аппаратуры, которые бы выдерживали агрессивную окружающую среду ;

  3. в выборе системы передачи информации о шумовом режиме в центр обработки информации.

Имеется ряд и других трудностей. Однако, такая система постоянного контроля за шумовым режимом имеет и большие преимущества по сравнению с периодическим контролем, а именно, она дает:

  1. оперативность; 2) надежность; 3) информацию о состояние шумового режима одновременно во всем городе или на важнейших улицах и перекрестках.