3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
Семантическая информация хорошо усваивается слушателями лишь в том случае, если ее ожидают. Если слушатель не заинтересован в ней, тем более, предубежден против нее, то она проходит мимо его сознания, не воспринимается им. Поэтому исключительно важна та эмоциональная окраска, которая сопутствует семантической информации.
Человеку присущи раздельные механизмы восприятия. Восприятие семантики речи основано на логическом анализе содержания информации. Он выполняется соответствующим центром мозга. Эмоциональная информация связана с восприятием образов. Это - врожденный механизм. Он свойственен даже младенцу. Наличие в информации эмоциональной составляющей привлекает внимание слушателей звукового вещания, способствует запоминанию семантической информации. Информация, излагаемая монотонна, бесстрастно не только не усваивается слушателями, но и утомляет их. Это приводит к "отключению" слушателей и лишает информацию реальной ценности. Наоборот, информация, передаваемая с ярко выраженной эмоциональной окраской, увлекает даже тех слушателей, которые были предубеждены против нее. Запомнившись, эта информация оказывает влияние на слушателей. Это предъявляет особые требования к работникам звукового вещания, будь то исполнители музыкальных произведений или дикторы информационного вещания.
В последние годы в информационном вещании стала преобладать "голая", без эмоций речь. Из вещания ушли квалифицированные, опытные дикторы, владевшие высокой речевой культурой. Их сменили так называемые "ведущие", механически, невыразительно, с большой скоростью проборматывающие текст. Одновременно замечается и другая тенденция -развязной, "раскованной" речи, не считающейся с нормами языкового общения. И то, и другое раздражает слушателей. Чтобы речевые программы звукового вещания с наибольшей полнотой воздействовали на слушателей, необходимо обеспечить полноценную передачу и семантической, и эстетической части информации.
Объективные причины, определяющие передачу эмоций, мало изучены. Технические параметры каналов вещания, влияющие на передачу эмоциональной составляющей речи, почти неизвестны, и это не позволяет количественно оценить потери эмоциональной составляющей, ввести научно обоснованные нормы. Это привело к тому, что, стремясь уменьшить потерю семантической информации, разрабатывали и вводили в действие технические средства, ухудшающие передачу эмоциональной информации. Таковы устройства сжатия динамического диапазона сигналов для их передачи по каналам с высоким уровнем помех. Хорошая помехозащищенность достигается ценой потери значительной части эмоциональной информации. Сжатие динамического диапазона делает звучание речи вялым, трудно воспринимаемых слухом.
Известны некоторые работы, в которых показана связь характера передаваемых эмоций с шириной спектра и формой огибающей речевого сигнала. Эксперименты были поставлены так, чтобы исключить влияние семантической информации на распознавание эмоций. Но не удалось выработать количественные оценки силы эмоций. Неясно, существуют ли какие-то другие параметры каналов, влияющие на передачу эмоциональной информации. Не установлена количественная связь между величиной потерь эстетической информации и изменением уже известных параметров, влияющих на точность передачи эстетической информации. Нет меры оценки эстетической информации. Можно лишь предположить, что эту меру следует связать с напряженностью голоса, а она косвенно характеризуется изменениями высоты основного тона голоса.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы