2.3. Восприятие акустических шумов.
Постоянный, ровный шум, будто даже не замечаемый, порождает чувство непрестанной усталости, казалось бы беспричинную раздражительность и даже злость. Особенно неприятны импульсные шумы - громкий выхлоп автомобильного двигателя, визг охранно - сигнальных автомобильных устройств, хлопанье двери.
По-разному воспринимаются производственные шумы. Отмечено, что работающим на шумящих агрегатах шум мешает меньше, чем людям, находящимся поблизости, но занятым на тихих операциях. При производственных операциях, связанных с напряженным вниманием (сборка точных механизмов и приборов, расчетно-конструкторской работа, настройка аппаратуры, отыскивание повреждений), даже небольшой шум и, особенно, разговор отвлекают внимание и могут послужить причиной грубых ошибок. Особенно опасно воздействие шума на операторов, управляющих сложными техническими или военно -техническими комплексами, военным или гражданским кораблем, подводной лодкой, самолетом, движением поездов, энергосистемой. Важно знать, как оператор будет вести себя в условиях, затрудняющих его деятельность. Возникает психологический вопрос о "помехоустойчивости" оператора.
Помехи могут быть различными. Одни действуют постоянно, в течение всего рабочего дня, другие случайны (например, неожиданный разговор, отвлекающий внимание на небольшой срок). Одни затрагивают лишь единственную функцию, т.е. действуют избирательно, другие нарушают несколько функций. Одна помеха вызывает лишь кратковременный "сбой" деятельности оператора, другие влияют длительно. В зависимости от конкретных условий, характера личности, тренированности оператора один и тот же мешающий раздражитель вызывает различные отклики. Например, шум значительной интенсивности вызывает снижение чувствительности слуха на большой срок (табл. 2.2 )
Постоянное действие шума приводит к уменьшению чувствительности слуха. Особенно страдает слух у клепальщиков, операторов пневматических (отбойных) молотков, машинисток, звукорежиссеров. По этой же причине порог слышимости у городских жителей выше, чем у сельских.
Шум большой интенсивности сказывается на психических и физиологических функциях: уменьшается скорость и точность двигательных (сенсомоторных) процессов. Особенно ухудшается точность движений со сложной координацией, увеличивается длительность решения интеллектуальных задач, возрастает количество ошибок.
Мешающее действие непрерывного ("гладкого") шума на восприятие речи иллюстрируется рис. 2. 9. График изображает зависимость уровня звукового давления речи Nс от уровня шума Nш при сохранении разборчивости, свойственной речи в отсутствии шумов.
Таблица 2.1. Уровень громкости различных источников шума
Рис.2.9. Мешающее действие непрерывного ("гладкого") шума на восприятие речи.
Шум с уровнем 20...25 дБ не вызывает потребности повысить уровень звукового давления речи. При уровне шума более 40 дБ уровни речи для сохранения равной разборчивости должны расти пропорционально увеличению уровня шума. Даже музыка может послужить причиной сильных нервнопсихических и физиологических реакций. Длительное воздействие громкой музыки, особенно с помощью плейеров, с уровнями, приближающимися к 100 дБ, ведет к тугоухости, стойкой потере слуха, расшатыванию нервной системы. Обследования показали, если каждую неделю слушать громкую музыку по 4 часа, то уже через 2 года наступает невосполнимая потеря слуха. Начинающие звукорежиссеры после напряженного слушания музыки 1,5-2 часа испытывают головную боль, чувство тошноты, повышение артериального давления.
Таблица 2.2. Снижение чувствительности слуха
Установлено наличие изменений состояния центральной нервной системы (ЦНС) под влиянием шумового воздействия. Отмечается раздражающее действие шумов и на общее напряжение ЦНС. Увеличивается время на реагирование и число ошибок при предъявлении тестовых заданий. Исследования неврологического статуса людей, постоянно подвергающихся шумовой нагрузке, показали функциональные нарушения ЦНС в виде астенического, астено -вегетативного и астено -невротического синдромов.
Шум вызывает повышение слухового порога. Такое повышение порога слышимости у людей в условиях шумового загрязнения окружающей среды свидетельствует об утомлении слухового анализатора.
Наиболее часто встречаются жалобы на периодические головные боли, раздражительность, нарушение сна, повышенную утомляемость, а наиболее частой формой патологии является вегетативно-сосудистая дисфункция, гипертоническая болезнь, хроническая ишемическая болезнь сердца, аритмия.
При оценке степени акустического загрязнения среды играет роль не только интенсивность звукового раздражения, но и характер мешающего звукового материала. Крайне неприятное воздействие оказывает, например, помеха из соседнего помещения в виде смыслового сигнала во время прослушивания "полезной" смысловой же информации. Неприятное воздействие оказывает также проникающая из смежных помещений фоновая музыка или смысловая информация во время прослушивания музыкальных произведений. В то же время наличие фоновой музыки-помехи при прослушивании смысловой информации не вызывает сильного эмоционального раздражения.
Анализ результатов экспериментов и клинические данные позволяют высказать мнение, что акустическое загрязнение в виде сильно искаженной смысловой информации от приемников телерадиовещания, прошедшей звукоизоляционные конструкции жилых домов, оказывается близкой по характеру воздействия на органы человека к импульсным, нерегулярным звуковым сигналам, которые воспринимаются человеком более болезненно ,чем непрерывный шум. Реакция населения на бытовые шумы приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Реакция населения на бытовые шумы
Вид шума
| Процент опрошенных
| |||||
отмечающих шум
| ощущающих беспокойство от шума
| с нарушением сна вследствие шума
| ||||
в собственной квартире
| в соседней квартире
| в собственной квартире
| в соседней квартире
| в собственной квартире
| в соседней квартире
| |
Хлопанье дверью Шум санитарных узлов Крик детей Игры Радио и телевидение Игра на пианино Разговор Движение людей
| 39 44
15 25 52 10 29 48
| 41 27
12 27 58 14 31 48
| 13 9
3 5 5 1 3 5
| 15 6
3 7 10 3 7 8
| 8 6
3 2 4 - 2 4
| 11 5
3 4 6 1 4 6
|
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы