3.4. Фонемы
Понятие "форманта" относится к спектральному составу звуков речи. При переходе к семантическому (смысловому) рассмотрению звуков речи употребляют термин "фонема". Фонема - типизированная, образцовая форма звуков речи. Это то, что человек намеревается произнести, а звук речи - это то, что он фактически произносит. Фонему сравнивают с образцово, каллиграфически написанными буквами (графемами) в отличие от множества форм рукописного изображения букв.
Речь состоит из звуков, слогов, слов, фраз и более крупных построений - периодов. За первичное смысловое понятие в языке принимают слово. Но наименьшим элементом речи считается звук. Точного определения понятия звуков нет.
Образный подход к понятию звука находят в сравнении звуков с письменными элементами речи - буквами. Начертание букв определяется индивидуальностью человека. То же самое можно сказать о произношении звуков. Произношение звуков зависит от их положения в слове, ударения, интонации. Сложные звуки (слоги, слова) в фонетическом отношении не являются простыми цепочками, последовательностями фонем, т.к. фонема в одном сочетании имеет одну форму, в другом - иную. Исследователи насчитывают несколько тысяч звуков речи, отличающихся друг от друга. Поэтому процесс распознавания фонем имеет статистический характер. Несмотря на это разнообразие все же была проведена классификация и типизация звуков речи, приведшая к возникновению понятия "фонема".
Звуки в изолированном виде употребляются редко, хотя и в этом случае звуки принимают за слово. Это возгласы, междометия, союзы вида "а!", "о!", "и", "у". В словах, являющихся наименьшими смысловыми единицами, звуки соединены между собою в слоги. Но слоги, как и звуки, обычно самостоятельно не существуют. Границы между слогами так же трудно определить, как и между звуками речи. Границы между словами различаются более ясно, хотя ряд слов при беглом произношении сливаются в одно целое. Эти обстоятельства затрудняют построение устройств автоматического анализа и синтеза речи.
Слитное звучание характерно для произношения предлогов, союзов и других коротких слов. Некоторая связь обнаруживается даже между протяженными словами. Вероятность появления каждого звука и его произношения зависят от предшествующего и последующего звуков. В свою очередь слова во фразах и интонация при их произношении связаны друг с другом по смыслу.
Индивидуальные особенности речи характеризуются абсолютными параметрами - положением частей речеобразующего тракта (языка, рта, губ) и относительными параметрами (формой и степенью напряжения голосовых связок), определяющими частоту основного тона. Каждый звук речи характеризуется частотой основного тона, формой и положением на оси частот формант.
В русском языке насчитывают 41 основную и 3 неясно звучащие фонемы: 6 гласных (а, о, у, э, и, ы), одну полугласную (й) и 34 согласных. Гласные звуки я, ю, ё, е соответствуют составным фонемам йа, йу, йо.,йэ. Согласных фонем больше, чем -согласных букв, т.к. : ряд согласных букв соответствуют двум фонемам: мягкой и твердой. Только твердых фонем - три (ш, ж, ц) только мягких - одна (ч). Остальные 15 существуют в двух формах: мягкой и твердой.
По характеру звучания звуки речи подразделяют на звонкие и глухие. Первые образуются с участием голосовых связок. Находясь под напряжением, они под действием воздушного потока, идущего из легких, периодически раздвигаются. В результате создается прерывистый, импульсный поток воздуха. Импульсы следуют примерно с постоянной частотой. При произнесении глухих звуков голосовые связки расслаблены, не вибрируют, и поток воздуха свободно проходит в полость рта и здесь, встречая на своем пути преграды - язык, зубы, губы - образует завихрения, создающие шум со сплошным спектром.
По способу образования согласные подразделяют на сонорные, щелевые, взрывные и аффрикаты. Сонорные (л, ль, р, рь, м, мь, н, нь) по звучанию похожи на гласные, но отдельно не произносятся и поэтому относятся к согласным. Щелевые (в, вь, з, зь, ж, ф, фь, с, сь, ш, х, хь) образуются в результате проталкивания потока воздуха в виде импульсов или шума через узкие щели, образованные языком и нёбом, губами, зубами, гортанью. Взрывные (п, пь, т, ть, к, кь, б, бь, д, дь, г, гь) возникают в результате резкого открытия закрытого до этого рта. Аффрикаты являются комбинацией глухих, взрывных и щелевых.
При произнесении звуков речи части речеобразующего тракта находятся для каждой фонемы в строго определенном положении или движении. Эти движения называют артикуляцией.
Звонкие звуки речи, особенно гласные, имеют большой уровень интенсивности звука, глухие - низкий. Уровень интенсивности особенно быстро меняется при произнесении взрывных звуков. Динамический диапазон звуков речи составляет 35... 45 дБ. Длительность гласных звуков речи составляет 0,15... 0,3 с, согласных в среднем 0,08 с. Звук "п" длится примерно 30 мс. Большая протяженность гласных звуков вызвана необходимостью перестройки органов артикуляции.
Отметим, что звуки речи имеют различную информативную ценность. Гласные звуки менее информативны, чем согласные. Например, в слове "посылка" сочетание звуков о, ы, а ни о чем не свидетельствует, в то время как последовательность п, с, л, к дает почти однозначный ответ о смысле слова. Поэтому разборчивость речи снижается, главным образом, из-за маскировки шумами глухих звуков, имеющих меньшую интенсивность.
Перечисленные свойства звуков речи учитывают при проектировании и разработке устройств передачи, анализа и синтеза речи. Так для передачи смысла речи достаточно передавать сведения об огибающей спектра речи, переходах тон - шум, а также об изменениях основного тона. Для передачи эмоций необходим больший объем информации.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы