4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
Студия — это помещение, специально предназначенное для исполнения речевых и музыкальных программ. Радиовещательной или телевизионной называется студия, которая используется для создания программ радио или телевидения. На киностудиях эти помещения называются тонателье, в кинокомплексах телецентров — студиями озвучивания фильмов.
В случае использования статистической теории реверберации пользуются следующими понятиями и величинами: диффузное поле, средняя длина свободного пробега L, среднее время свободного пробега tср, средний коэффициент поглощения аср, время реверберации Т, время запаздывания первых (ранних) отражений t3, четкость и прозрачность, акустическое отношение R, радиус гулкости rгул.
Диффузное поле — это поле, в котором энергия отраженных звуковых волн преобладает над энергией прямого звука. Отраженные звуковые волны движутся в помещении в различных направлениях. Если отзвук затухает не слишком быстро, то в любой точке помещения число налагающихся друг на друга волн с различными направлениями волнового вектора может быть достаточно большим для того, чтобы средние значения потока звуковой энергии по различным направлениям мало отличались друг от друга. Это свойство поля — равенство средних потоков энергии по различным направлениям — называется изотропией. Изотропия поля способствует равномерному распределению звуковой энергии по объему помещения, т. е. равенству средних значений плотности энергии в различных точках помещения. Это свойство носит название однородности поля. Таким образом, диффузное поле — это однородное и изотропное поле волн, движущихся в результате многократных отражений по всем направлениям.
Средняя длина свободного пробега lcp определяется как среднеарифметическое значение длин отрезков между отражающими поверхностями, которые проходят звуковые волны:
(4.1)
(4.2)
Среднее время свободного пробега определяется как отношение средней длины свободного пробега к скорости звука:
(4.3)
Средний коэффициент поглощения. При каждом отражении сигнала от поверхности происходит поглощение некоторой части энергии сигнала Е. В зависимости от свойств отдельных участков отражающих поверхностей относительная убыль энергии ∆Е/Е при каждом отдельном отражении будет различной. При достаточно большом числе отражений можно говорить о среднем значении коэффициента поглощения
(4.4)
Если помещение состоит из i участков площадью Si с различными коэффициентами поглощения ai, то средний коэффициент поглощения
(4.5)
Для получения требуемых акустических характеристик помещений проводят их специальную акустическую обработку.
Реверберация. Представление о диффузном звуковом поле в помещениях и связанное с ним представление о возможности использования статистических величин tср и аср дают возможность построить простую теорию нестационарных акустических процессов в помещениях—быстрого нарастания звуковой энергии Е после включения источника звука и постепенного ее снижения после выключения источника. Последний процесс (уменьшение энергии за счет ее поглощения) и представляет собой явление реверберации.
Реверберация. Представление о диффузном звуковом поле в помещениях и связанное с ним представление о возможности использования статистических величин tср и аср дают возможность построить простую теорию нестационарных акустических процессов в помещениях—быстрого нарастания звуковой энергии Е после включения источника звука и постепенного ее снижения после выключения источника. Последний процесс (уменьшение энергии за счет ее поглощения) и представляет собой явление реверберации.
Временем реверберации это такой интервал времени , в течение которого уровень звукового давления уменьшается на 60 дБ.
В волновой теории, разработанной Морзом. Болтом, Дрейзеном и другими, помещение рассматривается как объемный резонатор с множеством собственных (резонансных) частот. Акустические процессы в нем рассматриваются как возбуждение собственных колебаний, их установление и постепенный спад после выключения источника возбуждения. Для прямоугольного параллелепипеда с линейными размерами l, b, h собственные частоты определяются выражением
, (4.6)
где CO – скорость звука в воздухе, k, m, n – любые целые числа.
С позиций волновой теории объясняют различные акустические недостатки помещений: заметное изменение тембра звука в небольших помещениях, неприятное подчеркивание некоторых частотных составляющих, явление "порхающего эха", неудовлетворительное звучание в помещениях, пропорции которого сильно отличаются от "золотого сечения" – кубической формы или сильно вытянутого в одном направлении, с вогнутыми поверхностями и т.д.
По-видимому, на основе волновой теории можно определить время реверберации на каждой из резонансных частот помещения, если известны добротность помещения-резонатора или коэффициенты поглощения материалов на этих частотах, хотя в существующей литературе таких расчетных формул не имеется.
Старейшей теорией, объясняющей акустические процессы в помещениях, является лучевой. Движение звуковых волн в помещении рассматривается на положении геометрической оптики: угол отражения равен углу падения (рис. 4.1). Положения лучевой теории применимы, если линейные размеры помещения много больше длины волны. Для оценки применимости пользуются соотношением .
Рис. 4.1. Движение звуковых волн в помещении
В этом случае можно не считаться с дискретностью спектра собственных частот, и анализ временной структуры поля вести, пользуясь достижениями лучевой теории. С помощью графических построения, натурного моделирования или моделирования с помощью ЭВМ определяют наивыгоднейшие форму и размеры помещения. При этом профилю помещения и его плану придает такую форму, чтобы направить звуковые волны от источника звука на слушательские места, а временные задержи, обусловленные начальными отражениями первыми, вторыми, третьими и т.д. оптимизировать, чтобы получать наилучшее восприятие. Рекомендуемые значения этих задержек для речи и музыки приведены ниже. (таблица 4.1)
Таблица 4.1. Рекомендуемые значения задержек для речи и музыки
Вид звучания | ,мс | ,мс | ,мс |
Речь | 10-15 | 15-25 | 25-45 |
Музыка | 20-30 | 35-50 | 50-70 |
Методы лучевой теории просты и наглядны, а получаемые результаты весьма важны для практических целей, главным образом, для проектирования концертных и театральных задов.
Статистическая теория разработана на протяжении 20 века в трудах У.Сэбина, Ф.Эйринга, а также их последователей Букингема, Егера, Кнудсена. В ней оперируют неограниченным числом отражений, происходящих при движении волн по множеству путей, но пренебрегают прямым путем. Введены статистические параметры: средняя статистическая длина пробега между двумя отражениями и средняя статистическая задержка сигнала на этом пути . Суммируя эти задержки за время, за которое плотность звуковой энергии уменьшится в 106 раз, определяют важнейший числовой акустический параметр поглощения - время реверберации T. Получающееся расчетное значение T тем ближе к истинному, чем медленнее спадает звуковая энергия, т.е. чем меньше и чем ближе соотношение размеров помещения к "золотому сечению": .
Формула для расчета T, полученная Сэбином экспериментальным путем, а затем подтвержденная теоретическим выводом, имеет вид
, (4.7)
где V - объем помещения, S - площадь всех преград, – средний коэффициент поглощения.
Формула Сэбина дает практически приемлемую точность 10-15%, если не превышает 0,2-0,25.
Формула Эйринга (4.8) справедлива при любых значениях . Сравнивая формулы Сэбина и Эйринга, приходим к выводу, что приближение Сабина дает завышенное значение T. Ошибка увеличивается с возрастанием (таблица 4.2)
(4.8)
Таблица 4.2. Завышение времени реверберации в зависимости от (формула Сэбина)
| 0,2 | 0,5 | 0,8 |
Завышение T, % | 11 | 37 | 100 |
При получается парадоксальней результат: , хотя в этом случае должно быть .
Формулы Сэбина и Эйринга дают приемлемую точность, если звукопоглощающие материалы распределены по ограждающим помещение поверхностям достаточно равномерно, чтобы можно было пользоваться понятием среднего коэффициента поглощения
, (4.9)
причем – коэффициенты поглощения различных материалов, a – общая площадь преград.
При очень неравномерном распределении материалов эти формулы дают совершенно ошибочный результат. Для повышения точности расчетов Миллингтон предложил поправку к формуле Эйринга. С ее учетом формула приобрела вид
, (4.10)
где - площади материалов с коэффициентами поглощения .
В больших залах, особенно сильно заглушенных, для оценки акустического качества зала важнее изучать распределение во времени прихода прямых волн и начальных отражений. Выводы статистической теории не применимы и для оценки небольших помещений, линейные размеры которых соизмеримы с длиной волны или меньше ее, и с большим .
Время реверберации является важным, но не единственным критерием акустического качества помещения. Оно характеризует акустические свойства помещения в целом, но слуховая оценка звучания на отдельных слушательских местах будет различной ввиду разного соотношения плотностей звуковой энергии прямого и диффузного звука и . Акустическое отношение . Изменение акустического отношения воспринимается слушателем как изменение времени реверберации. При восприятии музыки R изменяется в пределах от 6-8 (симфоническая музыка) до 10-12 (органная музыка), для четкого восприятия речи желательно R<1.
В этом понятии учтена не только энергия диффузного звука, но и энергия прямого звука, приходящие в точку приема. Значение TЗ существенно зависит от расстояния между источником и приемником звука r. При малом r оно значительно меньше T. Микрофон, обладающий направленными свойствами, воспринимает меньшую долю диффузной энергии, чем ненаправленный. Поэтому применение направленного микрофона уменьшает TЗ. Для расчета TЗ используют различные формулы, одна из них приведена ниже:
, (4.11)
где T - время стандартной реверберации, R - акустическое отношение, - коэффициент направленности микрофона. Для ненаправленного микрофона , для микрофона с косинусоидальной и кардиоидой диаграмами направленности .
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы