logo search
1 половина

4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации

Студия — это помещение, специально предназначенное для исполнения речевых и музыкальных программ. Радиовещательной или телевизионной называется студия, кото­рая используется для создания программ радио или телевидения. На киностудиях эти помещения называются тонателье, в кинокомп­лексах телецентров — студиями озвучивания фильмов.

В случае использования статистической теории реверберации пользуются следующими понятиями и величинами: диффузное поле, средняя длина свободного пробега L, среднее время свободного пробега tср, средний коэффи­циент поглощения аср, время реверберации Т, время запаздывания первых (ранних) отраже­ний t3, четкость и прозрачность, акустиче­ское отношение R, радиус гулкости rгул.

Диффузное поле — это поле, в котором энергия отраженных звуковых волн преобла­дает над энергией прямого звука. Отраженные звуковые волны движутся в помещении в раз­личных направлениях. Если отзвук затухает не слишком быстро, то в любой точке помеще­ния число налагающихся друг на друга волн с различными направлениями волнового век­тора может быть достаточно большим для того, чтобы средние значения потока звуковой энер­гии по различным направлениям мало отлича­лись друг от друга. Это свойство поля — ра­венство средних потоков энергии по различным направлениям — называется изотропией. Изотропия поля способствует равномер­ному распределению звуковой энергии по объ­ему помещения, т. е. равенству средних зна­чений плотности энергии в различных точках помещения. Это свойство носит название одно­родности поля. Таким образом, диффузное поле — это однородное и изотропное поле волн, движущихся в результате многократных отражений по всем направлениям.

Средняя длина свободного пробега lcp опре­деляется как среднеарифметическое значе­ние длин отрезков между отражающими по­верхностями, которые проходят звуковые вол­ны:

(4.1)

Экспериментально установили, что для по­мещений прямоугольной формы средняя дли­на свободного пробега может быть определена исходя из его геометрических размеров сле­дующим образом:

(4.2)

Среднее время свободного пробега определя­ется как отношение средней длины свободного пробега к скорости звука:

(4.3)

Средний коэффициент поглощения. При каждом отражении сигнала от поверхности происходит поглощение некоторой части энер­гии сигнала Е. В зависимости от свойств от­дельных участков отражающих поверхно­стей относительная убыль энергии ∆Е/Е при каждом отдельном отражении будет различной. При достаточно большом числе отражений можно говорить о среднем значении коэффици­ента поглощения

(4.4)

Если помещение состоит из i участков пло­щадью Si с различными коэффициентами поглощения ai, то средний коэффициент по­глощения

(4.5)

Для получения требуемых акустических характеристик помещений проводят их спе­циальную акустическую обработку.

Реверберация. Представление о диффуз­ном звуковом поле в помещениях и связанное с ним представление о возможности использо­вания статистических величин tср и аср дают возможность построить простую теорию неста­ционарных акустических процессов в помеще­ниях—быстрого нарастания звуковой энер­гии Е после включения источника звука и постепенного ее снижения после выключе­ния источника. Последний процесс (умень­шение энергии за счет ее поглощения) и пред­ставляет собой явление реверберации.

Реверберация. Представление о диффуз­ном звуковом поле в помещениях и связанное с ним представление о возможности использо­вания статистических величин tср и аср дают возможность построить простую теорию неста­ционарных акустических процессов в помеще­ниях—быстрого нарастания звуковой энер­гии Е после включения источника звука и постепенного ее снижения после выключе­ния источника. Последний процесс (умень­шение энергии за счет ее поглощения) и пред­ставляет собой явление реверберации.

Временем реверберации это такой интервал времени , в течение которого уровень звукового давления уменьшается на 60 дБ.

В волновой теории, разработанной Морзом. Болтом, Дрейзеном и другими, помещение рассматривается как объемный резонатор с множеством собственных (резонансных) частот. Акустические процессы в нем рассматриваются как возбуждение собственных колебаний, их установление и постепенный спад после выключения источника возбуждения. Для прямоугольного параллелепипеда с линейными размерами l, b, h собственные частоты определяются выражением

, (4.6)

где CO – скорость звука в воздухе, k, m, n – любые целые числа.

С позиций волновой теории объясняют различные акустические недостатки помещений: заметное изменение тембра звука в небольших помещениях, неприятное подчеркивание некоторых частотных составляющих, явление "порхающего эха", неудовлетворительное звучание в помещениях, пропорции которого сильно отличаются от "золотого сечения" – кубической формы или сильно вытянутого в одном направлении, с вогнутыми поверхностями и т.д.

По-видимому, на основе волновой теории можно определить время реверберации на каждой из резонансных частот помещения, если известны добротность помещения-резонатора или коэффициенты поглощения материалов на этих частотах, хотя в существующей литературе таких расчетных формул не имеется.

Старейшей теорией, объясняющей акустические процессы в помещениях, является лучевой. Движение звуковых волн в помещении рассматривается на положении геометрической оптики: угол отражения равен углу падения (рис. 4.1). Положения лучевой теории применимы, если линейные размеры помещения много больше длины волны. Для оценки применимости пользуются соотношением .

Рис. 4.1. Движение звуковых волн в помещении

В этом случае можно не считаться с дискретностью спектра собственных частот, и анализ временной структуры поля вести, пользуясь достижениями лучевой теории. С помощью графических построения, натурного моделирования или моделирования с помощью ЭВМ определяют наивыгоднейшие форму и размеры помещения. При этом профилю помещения и его плану придает такую форму, чтобы направить звуковые волны от источника звука на слушательские места, а временные задержи, обусловленные начальными отражениями первыми, вторыми, третьими и т.д. оптимизировать, чтобы получать наилучшее восприятие. Рекомендуемые значения этих задержек для речи и музыки приведены ниже. (таблица 4.1)

Таблица 4.1. Рекомендуемые значения задержек для речи и музыки

Вид звучания

,мс

,мс

,мс

Речь

10-15

15-25

25-45

Музыка

20-30

35-50

50-70

Методы лучевой теории просты и наглядны, а получаемые результаты весьма важны для практических целей, главным образом, для проектирования концертных и театральных задов.

Статистическая теория разработана на протяжении 20 века в трудах У.Сэбина, Ф.Эйринга, а также их последователей Букингема, Егера, Кнудсена. В ней оперируют неограниченным числом отражений, происходящих при движении волн по множеству путей, но пренебрегают прямым путем. Введены статистические параметры: средняя статистическая длина пробега между двумя отражениями и средняя статистическая задержка сигнала на этом пути . Суммируя эти задержки за время, за которое плотность звуковой энергии уменьшится в 106 раз, определяют важнейший числовой акустический параметр поглощения - время реверберации T. Получающееся расчетное значение T тем ближе к истинному, чем медленнее спадает звуковая энергия, т.е. чем меньше и чем ближе соотношение размеров помещения к "золотому сечению": .

Формула для расчета T, полученная Сэбином экспериментальным путем, а затем подтвержденная теоретическим выводом, имеет вид

, (4.7)

где V - объем помещения, S - площадь всех преград, – средний коэффициент поглощения.

Формула Сэбина дает практически приемлемую точность 10-15%, если не превышает 0,2-0,25.

Формула Эйринга (4.8) справедлива при любых значениях . Сравнивая формулы Сэбина и Эйринга, приходим к выводу, что приближение Сабина дает завышенное значение T. Ошибка увеличивается с возрастанием (таблица 4.2)

(4.8)

Таблица 4.2. Завышение времени реверберации в зависимости от (формула Сэбина)

0,2

0,5

0,8

Завышение T, %

11

37

100

При получается парадоксальней результат: , хотя в этом случае должно быть .

Формулы Сэбина и Эйринга дают приемлемую точность, если звукопоглощающие материалы распределены по ограждающим помещение поверхностям достаточно равномерно, чтобы можно было пользоваться понятием среднего коэффициента поглощения

, (4.9)

причем – коэффициенты поглощения различных материалов, a – общая площадь преград.

При очень неравномерном распределении материалов эти формулы дают совершенно ошибочный результат. Для повышения точности расчетов Миллингтон предложил поправку к формуле Эйринга. С ее учетом формула приобрела вид

, (4.10)

где - площади материалов с коэффициентами поглощения .

В больших залах, особенно сильно заглушенных, для оценки акустического качества зала важнее изучать распределение во времени прихода прямых волн и начальных отражений. Выводы статистической теории не применимы и для оценки небольших помещений, линейные размеры которых соизмеримы с длиной волны или меньше ее, и с большим .

Время реверберации является важным, но не единственным критерием акустического качества помещения. Оно характеризует акустические свойства помещения в целом, но слуховая оценка звучания на отдельных слушательских местах будет различной ввиду разного соотношения плотностей звуковой энергии прямого и диффузного звука и . Акустическое отношение . Изменение акустического отношения воспринимается слушателем как изменение времени реверберации. При восприятии музыки R изменяется в пределах от 6-8 (симфоническая музыка) до 10-12 (органная музыка), для четкого восприятия речи желательно R<1.

В этом понятии учтена не только энергия диффузного звука, но и энергия прямого звука, приходящие в точку приема. Значение TЗ существенно зависит от расстояния между источником и приемником звука r. При малом r оно значительно меньше T. Микрофон, обладающий направленными свойствами, воспринимает меньшую долю диффузной энергии, чем ненаправленный. Поэтому применение направленного микрофона уменьшает TЗ. Для расчета TЗ используют различные формулы, одна из них приведена ниже:

, (4.11)

где T - время стандартной реверберации, R - акустическое отношение, - коэффициент направленности микрофона. Для ненаправленного микрофона , для микрофона с косинусоидальной и кардиоидой диаграмами направленности .