3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
Приступая к рассмотрению вопросов формирования речи, напомним некоторые определения, прежде всего, содержание понятий "речевое сообщение" и "речевой сигнал".
Речевое сообщение создается в мозгу человека. Затем оно превращается в команды нервной системы. Они управляют движениями органов речи. Эти движения формируют в речеобразующем тракте акустические речевые сигналы. Возникшие сигналы излучаются в окружающее человека пространство в виде акустических (звуковых) волн.
В электрических трактах связи, звукового и телевизионного вещания сигналы передаются переменными электрическими токами или электромагнитными полями, воспроизводятся громкоговорителями или головными телефонами и воздействуют на органы слуха человека. Далее акустические колебания воздуха преобразуются в механические колебания барабанной перепонки, слуховыми косточками среднего уха и во внутреннем ухе, вращаются в нервные раздражения, передаваемые в мозг. Центральная нервная система расшифровывает нервные импульсы и воссоздает первоначальное сообщение.
Из изложенного видно, что понятия "сообщение" и "сигнал" отличаются. Сообщение имеет смысловой (семантический) актер, а сигнал является его отображением в виде акустических или электромагнитных процессов.
Для получения шумозащищенного речевого сигнала используют гортань как источник речевых колебаний. Эти колебания создаются при произнесении звуков речи и являются чисто механическими колебаниями тканей, прилегающих к гортани. Наиболее интенсивные колебания получаются на низких частотах. Скорость колебаний этих тканей уменьшается к высоким частотам по квадратичному закону. При увеличении частоты вдвое скорость колебаний уменьшается вчетверо, что соответствует снижению уровня на 12 дБ/окт
Рисунок 3.1. Процесс образования первичного речевого сообщения
Процесс образования первичного речевого сообщения может быть представлен упрощенной схемой рис.3.1. Здесь 1 -источник потока воздуха (легкие), 2 - голосовые связки, 3 и 5 -полости гортани и рта, 4 - соединяющий их проход, 6 - губы говорящего. В формировании некоторых звуков участвуют полости и проходы носа. В форме, более привычной для инженера, речеобразующие органы представлены схемой рис.3.2, на нем 1 - источник потока воздуха (легкие), 2 - своеобразный регулятор потока - голосовые связки, 3 - полость гортани, 4 -полость рта, 5 - полости носа, 6 и 7 соответственно ротовой и носовой выходы.
Рисунок 3.2. Процесс образования первичного речевого сообщения
.3.3. Речевые форманты
Характер первичного речевого сигнала зависит от интенсивности потока воздуха и состава возбуждаемых колебаний. В большинстве случаев спектр речевого сигнала занимает область частот 0,15...7 кГц. Колебания голосовых связок в первом приближении можно считать периодическими колебаниями сложной формы, образующими кроме низшей частоты - частоты основного тона - гармоники, (рис. 3.3,а). Их число в некоторых случаях превышает 40. На линейчатый спектр колебаний голосовых связок накладывается передаточная функция речеобразующего тракта (рис. 3.3,б).
Рисунок 3.3. Спектр речевого сигнала и передаточная функция.
Форма передаточной функции определяется конфигурацией и объемами полостей гортани, рта, носа, положением нижней челюсти, языка, зубов, губ. На нижних частотах линейные размеры полостей много меньше длины волны возбуждаемых колебаний. Поэтому полости представляют собой колебательные системы с сосредоточенными параметрами. В области нескольких тысяч герц линейные размеры полостей и длины волн возбуждаемых колебаний становятся соизмеримыми. Тогда полости следует рассматривать как колебательные системы с распределенными параметрами. В общем случае значения резонансных частот зависит от положения названных выше частей речообразующего тракта. Гармоники, возбужденные колебаниями голосовых связок и попадающие в области резонансных частот, усиливаются, другие гармоники ослабляются (рис 3.3,в).
Области максимумов спектра называют речевыми формантами. Заметим, что некоторые исследователи называют формантами только те спектральные максимумы, которые определяют конкретные звуки речи. Второе определение формант, по-видимому, более точно, т.к. для некоторых голосов огибающая спектра в пределах одной формантной области, особенно второй, не имеет формы одногорбой кривой. Поэтому говорят о нескольких формантах в одной формантной области. Такова позиция ученых-фонетиков. Однако и ученые технического профиля придерживаются первого определения формант. Заметим, что центральная частота формантной области и резонансная частота (мода) полости речеобразующего тракта не являются синонимами. Первая лежит ниже второй. Формантные области звуков русской речи представлены таблице 3.1.
Из приведенных данных ясно, почему звуки С и Ф совершенно не передаются по телефонным каналам. Частоты их формантных областей лежат за пределами верхней частоты канала 3400 Гц. Это замечание в некоторой мере касается и звука 3.
Речевые форманты по мере возрастания их частоты обозначаются как F1, F2 и т.д., а их центральные частоты обозначаются F1, F2 и т.д. Гласные звуки возбуждаются почти периодическими колебаниями голосовых связок. В образовании согласных звуков главная роль принадлежит потоку воздуха с шумовым спектром. Голосовые связки в этом процессе почти не участвуют. Но и этом случае характер звука определяется положением и движениями нижней челюсти, языка, зубов и губ.
Таблица 3.1. Формантные области звуков русской речи
Звучание различных гласных определяется различным распределением формантных областей. Определяющую роль играет соотношение центральных частот первой и второй формантных областей. Связь этих частот в фонетике выражают графически так называемым четырехугольником гласных, который строят в виде функции центральной частоты второй формантной области от центральной частоты первой формантной области (рис.3.5). Слева вверху на этом графике расположена точка, соответствующая звуку И, левее и ниже - звуку Е. Затем график круто, почти вертикально спускается к точке, определяющей звук А, поворачивает влево к точкам О и У и, наконец, возвращается к точке звука И.
Рисунок 3.5. Четырехугольник гласных
Важная характеристика звуков речи - частота основного тона. Она определяется частотой следования импульсов воздуха, создаваемых голосовыми связками. Частоты основного тона у большинства людей лежат в пределах от 70 до 450 Гц. Если голосовые связки тонки или сильно напряжены, частота основного тона высока, если связки толсты или менее напряжены, частота основного тона ниже. Область частот основного тона индивидуальна. Изменения этой частоты лишь немного превышают диапазон одной октавы. При произношении звуков речи частота основного тона изменяется в зависимости от ударения и подчеркивания (акцентирования) звуков и слов. Изменения частоты основного тона называют интонацией. По изменению частоты основного тона можно до некоторой степени судить об эмоциональном состоянии человека.
Основной тон, интонация, манера произношения ("устный почерк") говорящего и тембр (окраска) голоса служат для опознания личности человека. Степень достоверности опознания по голосу выше, чем по отпечаткам пальцев. Эти свойства речи используют в аппаратуре, срабатывающей только от определенного голоса, а также в криминалистике.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы