2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
Превращение современной цивилизации в информационную, неизбежно сопровождается ростом использования энергии, а значит увеличением уровня загрязнения среды электромагнитными, акустическими и другими физическими полями, поскольку передача, преобразование и прием информации происходит не непосредственно, а при помощи одного из видов энергетических полей. Это характерно также и для сети телерадиовещания ].
Что общего существует между физическими полями и сигналами различной природы при их воздействии на человека? Этим общим является то, что они содержат энергию и информацию. В случае, когда сигналы содержат большую энергию, то именно она представляет наибольшую опасность. Если же энергия сигналов сравнительно мала, то главным фактором их воздействия на человека становится информационное содержание.
Особенностью передачи информации на основе энергетических полей является использование различных видов модуляций - амплитудной, частотной, фазовой, импульсной и т.д. Обратное также верно, т.е. любая модуляция природного или технического характера электромагнитных, акустических, световых, тепловых и других колебаний содержит в себе информацию - осознаваемую или скрытую, неосознаваемую, на которую неизбежно реагирует либо сознание человека, либо его эмоции, либо его психофизиология и структуры тела.
Человек, как приемник модулированных сигналов различной природы характеризуется тем, что диапазон его сознательного восприятия данных сигналов оказывается ограниченным. Так слух человека не способен воспринимать акустические колебания ниже 20 Гц и выше 20 кГц, а его зрение не воспринимает электромагнитные колебания, соответствующие инфракрасным и радиоволнам снизу и ультрафиолетовым и излучениям сверху , а также человек не воспринимает сознательно радиацию. Эти излучения способны длительное время влиять на человека, когда у него полностью отсутствует чувство опасности.
В связи с этим в последнее время обращается все больше внимания не только на энергетическое воздействие телерадиовещательных электромагнитных, световых и акустических сигналов, но и на их срытое, неосознаваемое информационное воздействие, при котором определяющим параметром является модуляция и особенно инфранизкочастотная модуляция.
Акустические сигналы содержат и смысловую, и неосознаваемую информацию и вызывают различные психофизиологические состояния человека. Это подтверждается исследованиями взаимосвязи различных психофизиологических состояний людей с ненормируемыми параметрами неосознаваемой информации
.2.6. Связь слуховых и зрительных ощущений
Органы чувств человека находятся в тесном и постоянном взаимодействии. Воздействующие на них стимулы могут поддерживать друг друга, т.е. быть синергичными (, либо подавлять друг друга, т.е. быть антагонистичными.
Свойство звуков порождать цветовые образы известно давно. Цветовую окраску приписывали звукам речи французский поэт А. Рембо, французский языковед К. Нирон, немецкий лингвист А. Шлеглель, русский поэт и писатель А. Белый. Их цветовые оценки звуков даны в табл.2.5. Соответствие цветов и звуков речи представлены в таблице 2.4.
Остальные гласные придают цвету оттенок. Здесь связи прослеживаются менее четко. Разброс цветовых оценок этих звуков велик. Так У ассоциируется с темными оттенками синего цвета, темно-синим, темно-голубым, темно-сине-зеленым. Звук Ю тоже связывают с оттенками синего цвета, но светлыми: голубым, светло - сиреневым. Звук Ё, в произнесении которого слышатся О, ассоциируется с желто-зеленым цветом. Половина испытуемых назвала цвет звука Ё желтым, половина - белым. Цветовая окраска звука Я совпадает с окраской звука А, что также объясняется сходством звучаний. Но оттенок ей придают более светлый, чем А. Разнобоя не вызвала цветовая оценка звука Ы. Почти все назвали его звуком тьмы. Его цветовая характеристика темно-коричневая или черная.
Таблица 2.5. Цветовые оценки звуков
Не все цветовые аналогии звуков прочно закреплены в мышлении людей. Встречались испытуемые, которые меняли цветовую оценку одного и того же звука от эксперимента к эксперименту. Это означает только, что ассоциативное мышление у этих людей развито не так сильно, как у других. Бывают же люди, вообще не различающие некоторых цветов.
Свойство музыкальных звуков вызывать цветовые ощущения замечалось давно. Первые публикации на этот счет появились в 17 веке. По-видимому, первым ученым, попытавшимся связать слуховые (музыкальные) и световые (цветовые) явления был И. Ньютон.
Большой вклад в согласование музыкальных и цветовых явлений внес А.Н. Скрябин. Обширные исследования цветового звука были проведены в Конструкторском бюро Казанского авиационного института.
Подвергся обследованию цветовой звук творческих людей - писателей, поэтов, музыкантов, кинематографистов. Были обнаружены три вида связи, названные исследователями цветото-новыми, т.е. зависящими от высоты музыкального звука, цвето-тональными, зависящими от тональности произведения, цвето-гармоническими, зависящими от лада произведения и гармонических построений, т.е. структуры аккордов.
Таблица 2.6. Соответствие цветов и звуков речи
В 1665 г. он разложил солнечный свет призмой на цветовые составляющие. Вскоре после этого он предложил расположить тона натуральной гаммы в соответствии с цветами солнечного спектра следующим образом:
Это соответствие в значительной мере носило формальный характер.
Высокие музыкальные звуки (тона) создавали ощущение светлых оттенков, низкие - темных. При увеличении интенсивности звука цветовые образы как бы приближались к слушателям, становились насыщеннее, при снижении - отдалялись и блекли. Медленная музыка ассоциировалась с голубым цветом, быстрая - с красным. На расположение цветовых образов (пятен) в пространстве влияло развитие музыкальной темы: тянущееся во времени, вызывало ощущение растяжения цветового образа по горизонтали, увеличение интенсивности - увеличение протяженности цветового образа по вертикали.
. Контрольные вопросы
Объясните смысл понятий психологии: стимул (раздражитель), реакция, ощущение, поле восприятия (перцептивное поле), внимание, поведение, память, установка, маскировка, иллюзия?
Приведите характерные случаи совместного действия нескольких стимулов: синергичного (взаимно усиливающего), антагонистического (взаимно противоположного), индифферентного (безразличного).
Объясните суть явления маскировки. В каких случаях проявляется его положительное действие, в каких - отрицательное?
В чём принципиальное различие восприятия сложных звуков (с несколькими частотными составляющими) и цветовых раздражителей (стимулов) с составляющими нескольких длин волн?
В чём различие понятий: звуковой объект и слуховой объект?
Чем различаются понятия: громкость и интенсивность звука, высота звука и частота звуковых колебаний?
Каково ваше отношение к т.н. «энергетическому общению», «энергетическому вампиризму» и «подпитке энергией космоса»? Можно ли эти понятия обсуждать с научно-объективных позиций или пока речь идёт о субъективно-эмоциональных оценках?
К сфере какой сигнальной системы относится эмоциональное общение людей?
Существуют патогенные электромагнитные излучения, возможны ли социально-патогенные излучения?
10.Какие из ниже перечисленных понятий относятся к стимулу (раздражителю), какие к ощущению или образу: колебания интенсивности, атака, частота 100Гц, хриплое звучание, импульсная помеха, звонкость, фон переменного тока, низкий голос?
вязано ли эмоциональное воздействие музыки и речи с совпадением частот, содержащихся в них, ритмами головного мозга?
Могут ли электромагнитные волны воздействовать непосредственно на человека не только энергетически, но и информационно и на каких частотах это может быть?
Могут ли радиоволны непосредственно преобразовываться в звук («радиозвук») в теле человека?
Каково анатомическое устройство уха? Какова структура канала связи между ухом и мозгом?
Каким образом взаимодействуют сигналы, поступающие в мозг от левого и правого уха? Какое явление основано на этом взаимодействии, как оно используется в технике?
Что такое критические полоски слуха? Какой физиологический процесс лежит в основе этого свойства слуха? Какие практические решения могут быть основаны на нём, например, при решении вопроса о сокращении объёма информации, передаваемой по каналам связи?
Чем объясняются своеобразные амплитудно-частотные характеристики чувствительности слуха? Какие технические решения основаны на этом свойстве слуха?
Какое количество одновременно существующих звуков может различить наше сознание?
Каким образом явление квантования звуковых ощущений по частоте и интенсивности используют при решении задачи сокращения объёма передаваемой по каналам связи информации?
Каким путём можно убедиться в нелинейных свойствах слуха?
Что такое пространственная локализация слухового образа? Какими обстоятельствами она определяется?
В чём преимущество стереофонических систем, и на каких свойствах бинаурального слуха они основаны?
Сформулируйте понятия: уровень интенсивности, уровень громкости?
В каких единицах измеряются уровень интенсивности, уровень громкости, громкость звука?
Как воспринимаются человеком акустические колебания инфразвуковых и ультразвуковых частот?
Что такое акустические шумы?
Важны ли пространственные свойства слуха при восприятии музыки? Положительный или отрицательный ответ нуждается в обосновании?
Какова роль правого и левого полушарий человеческого мозга в восприятии звуковой информации?
Связано ли понятие красоты в образах или звуках с «золотым сечением»?
Каковы психологические и физиологические последствия восприятия интенсивных акустических шумов?
В чём заключается информационное и шумовое загрязнение окружающей среды?
Какие частоты для человека являются резонансными и критическими?
Как воздействуют инфразвуки на человека?
Можно ли перевести речевую информацию в музыкальную и наоборот?
Приведите примеры совместного действия звуковых и световых стимулов. Как их совместное действие сказывается на слуховом и зрительном восприятии?
Какова природа возникновения ассоциативных связей между отдельными звуками и словами речи и цветовыми образами?
В чём заключается идея цветомузыки? Что понимают под синтетическим искусством, в частности, под цветомузыкой? Могут ли быть привлечены к решению задач синтетического искусства технические средства мультимедиа?
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы