logo search
1 половина

2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека

Превращение современной цивилизации в информационную, неизбежно сопровождается ростом использования энергии, а значит увеличением уровня загрязнения среды электромагнитными, акустическими и другими физическими полями, поскольку передача, преобразование и прием информации происходит не непосредственно, а при помощи одного из видов энергетических полей. Это характерно также и для сети телерадиовещания ].

Что общего существует между физическими полями и сигналами различной природы при их воздействии на человека? Этим общим является то, что они содержат энергию и информацию. В случае, когда сигналы содержат большую энергию, то именно она представляет наибольшую опасность. Если же энергия сигналов сравнительно мала, то главным фактором их воздействия на человека становится информационное содержание.

Особенностью передачи информации на основе энергетических полей является использование различных видов модуляций - амплитудной, частотной, фазовой, импульсной и т.д. Обратное также верно, т.е. любая модуляция природного или технического характера электромагнитных, акустических, световых, тепловых и других колебаний содержит в себе информацию - осознаваемую или скрытую, неосознаваемую, на которую неизбежно реагирует либо сознание человека, либо его эмоции, либо его психофизиология и структуры тела.

Человек, как приемник модулированных сигналов различной природы характеризуется тем, что диапазон его сознательного восприятия данных сигналов оказывается ограниченным. Так слух человека не способен воспринимать акустические колебания ниже 20 Гц и выше 20 кГц, а его зрение не воспринимает электромагнитные колебания, соответствующие инфракрасным и радиоволнам снизу и ультрафиолетовым и излучениям сверху , а также человек не воспринимает сознательно радиацию. Эти излучения способны длительное время влиять на человека, когда у него полностью отсутствует чувство опасности.

В связи с этим в последнее время обращается все больше внимания не только на энергетическое воздействие телерадиовещательных электромагнитных, световых и акустических сигналов, но и на их срытое, неосознаваемое информационное воздействие, при котором определяющим параметром является модуляция и особенно инфранизкочастотная модуляция.

Акустические сигналы содержат и смысловую, и неосознаваемую информацию и вызывают различные психофизиологические состояния человека. Это подтверждается исследованиями взаимосвязи различных психофизиологических состояний людей с ненормируемыми параметрами неосознаваемой информации

.2.6. Связь слуховых и зрительных ощущений

Органы чувств человека находятся в тесном и постоянном взаимодействии. Воздействующие на них стимулы могут поддерживать друг друга, т.е. быть синергичными (, либо подавлять друг друга, т.е. быть антагонистичными.

Свойство звуков порождать цветовые образы известно давно. Цветовую окраску приписывали звукам речи французский поэт А. Рембо, французский языковед К. Нирон, немецкий лин­гвист А. Шлеглель, русский поэт и писатель А. Белый. Их цвето­вые оценки звуков даны в табл.2.5. Соответствие цветов и звуков речи представлены в таблице 2.4.

Остальные гласные придают цвету оттенок. Здесь связи прослеживаются менее четко. Разброс цветовых оценок этих звуков велик. Так У ассоциируется с темными оттенками синего цвета, темно-синим, темно-голубым, темно-сине-зеленым. Звук Ю тоже связывают с оттенками синего цвета, но светлыми: голубым, светло - сиреневым. Звук Ё, в произнесении которого слышатся О, ассоциируется с желто-зеленым цветом. Половина испытуемых назвала цвет звука Ё желтым, половина - белым. Цветовая окраска зву­ка Я совпадает с окраской звука А, что также объясняется сход­ством звучаний. Но оттенок ей придают более светлый, чем А. Разнобоя не вызвала цветовая оценка звука Ы. Почти все на­звали его звуком тьмы. Его цветовая характеристика темно-коричневая или черная.

Таблица 2.5. Цвето­вые оценки звуков

Не все цветовые аналогии звуков прочно закреплены в мышлении людей. Встречались испытуемые, которые меняли цветовую оценку одного и того же звука от эксперимента к эксперименту. Это означает только, что ассоциативное мышление у этих людей развито не так сильно, как у других. Бывают же люди, вообще не различающие некоторых цветов.

Свойство музыкальных звуков вызывать цветовые ощущения замечалось давно. Первые публикации на этот счет появи­лись в 17 веке. По-видимому, первым ученым, попытавшимся связать слуховые (музыкальные) и световые (цветовые) явле­ния был И. Ньютон.

Большой вклад в согласование музыкальных и цветовых явлений внес А.Н. Скрябин. Обширные исследования цветового звука были проведены в Конструкторском бюро Казанского авиационного института.

Подвергся обследованию цветовой звук творческих людей - писателей, поэтов, музыкантов, кинематографистов. Были обна­ружены три вида связи, названные исследователями цветото-новыми, т.е. зависящими от высоты музыкального звука, цвето-тональными, зависящими от тональности произведения, цвето-гармоническими, зависящими от лада произведения и гармони­ческих построений, т.е. структуры аккордов.

Таблица 2.6. Соответствие цветов и звуков речи

В 1665 г. он разложил солнечный свет приз­мой на цветовые составляющие. Вскоре после этого он предло­жил расположить тона натуральной гаммы в соответствии с цветами солнечного спектра следующим образом:

Это соответствие в значительной мере носило формальный характер.

Высокие музыкальные звуки (тона) создавали ощущение светлых оттенков, низкие - темных. При увеличении интенсивности звука цветовые образы как бы приближались к слушателям, становились насыщеннее, при снижении - отдалялись и блекли. Медленная музыка ассоциировалась с голубым цветом, быстрая - с красным. На расположение цветовых образов (пятен) в про­странстве влияло развитие музыкальной темы: тянущееся во времени, вызывало ощущение растяжения цветового образа по горизонтали, увеличение интенсивности - увеличение протя­женности цветового образа по вертикали.

. Контрольные вопросы

  1. Объясните смысл понятий психологии: стимул (раздра­житель), реакция, ощущение, поле восприятия (перцептивное поле), внимание, поведение, память, установка, маскировка, ил­люзия?

  2. Приведите характерные случаи совместного действия нескольких стимулов: синергичного (взаимно усиливающего), антагонистического (взаимно противоположного), индифферент­ного (безразличного).

  3. Объясните суть явления маскировки. В каких случаях проявляется его положительное действие, в каких - отрица­тельное?

  4. В чём принципиальное различие восприятия сложных звуков (с несколькими частотными составляющими) и цветовых раздражителей (стимулов) с составляющими нескольких длин волн?

  5. В чём различие понятий: звуковой объект и слуховой объект?

  6. Чем различаются понятия: громкость и интенсивность звука, высота звука и частота звуковых колебаний?

  7. Каково ваше отношение к т.н. «энергетическому обще­нию», «энергетическому вампиризму» и «подпитке энергией космоса»? Можно ли эти понятия обсуждать с научно-объективных позиций или пока речь идёт о субъективно-эмоциональных оценках?

  1. К сфере какой сигнальной системы относится эмоцио­нальное общение людей?

  2. Существуют патогенные электромагнитные излучения, возможны ли социально-патогенные излучения?

10.Какие из ниже перечисленных понятий относятся к сти­мулу (раздражителю), какие к ощущению или образу: колебания интенсивности, атака, частота 100Гц, хриплое звучание, им­пульсная помеха, звонкость, фон переменного тока, низкий го­лос?

  1. вязано ли эмоциональное воздействие музыки и речи с совпадением частот, содержащихся в них, рит­мами головного мозга?

  1. Могут ли электромагнитные волны воздействовать не­посредственно на человека не только энергетически, но и ин­формационно и на каких частотах это может быть?

  2. Могут ли радиоволны непосредственно преобразовы­ваться в звук («радиозвук») в теле человека?

  3. Каково анатомическое устройство уха? Какова структура канала связи между ухом и мозгом?

  4. Каким образом взаимодействуют сигналы, поступающие в мозг от левого и правого уха? Какое явление основано на этом взаимодействии, как оно используется в технике?

  5. Что такое критические полоски слуха? Какой физиологический процесс лежит в основе этого свойства слуха? Какие практические решения могут быть основаны на нём, например, при решении вопроса о сокращении объёма информации, пере­даваемой по каналам связи?

  6. Чем объясняются своеобразные амплитудно-частотные характеристики чувствительности слуха? Какие технические решения основаны на этом свойстве слуха?

  7. Какое количество одновременно существующих звуков может различить наше сознание?

  8. Каким образом явление квантования звуковых ощущений по частоте и интенсивности используют при решении задачи сокращения объёма передаваемой по каналам связи информа­ции?

  9. Каким путём можно убедиться в нелинейных свойствах слуха?

  10. Что такое пространственная локализация слухового образа? Какими обстоятельствами она определяется?

  11. В чём преимущество стереофонических систем, и на каких свойствах бинаурального слуха они основаны?

  12. Сформулируйте понятия: уровень интенсивности, уровень громкости?

  13. В каких единицах измеряются уровень интенсивности, уровень громкости, громкость звука?

  14. Как воспринимаются человеком акустические колебания инфразвуковых и ультразвуковых частот?

  15. Что такое акустические шумы?

  16. Важны ли пространственные свойства слуха при восприятии музыки? Положительный или отрицательный ответ нуждается в обосновании?

  17. Какова роль правого и левого полушарий человеческого мозга в восприятии звуковой информации?

  18. Связано ли понятие красоты в образах или звуках с «золотым сечением»?

  19. Каковы психологические и физиологические последствия восприятия интенсивных акустических шумов?

  20. В чём заключается информационное и шумовое загрязнение окружающей среды?

  21. Какие частоты для человека являются резонансными и критическими?

  22. Как воздействуют инфразвуки на человека?

  23. Можно ли перевести речевую информацию в музыкальную и наоборот?

  24. Приведите примеры совместного действия звуковых и световых стимулов. Как их совместное действие сказывается на слуховом и зрительном восприятии?

  25. Какова природа возникновения ассоциативных связей между отдельными звуками и словами речи и цветовыми образами?

  26. В чём заключается идея цветомузыки? Что понимают под синтетическим искусством, в частности, под цветомузыкой? Могут ли быть привлечены к решению задач синтетического искусства технические средства мульти­медиа?