logo
ответы гос экзамена

1. Особенности съемки в режимное время.

Сумерками называют время после захода и перед вос­ходом, когда солнце находится ниже горизонта до 6—8°, и до того момента, когда небо становится совершенно тем­ным и видны все звезды, наблюдаемые простым глазом.Яркость сумеречного неба меняется в зависимости от состояния атмосферы и глубины погружения солнца. Сумрачная освещенность земли при безоблачном небе характерна тем, что небо является единственным источ­ником света. Поэтому съемочный период в сумерки определяется в зависимости от яркости неба, которая еще может быть экспонирована.В сумерках освещенность горизонтальных поверхнос­тей земли и вертикальных предметов низка и они рису­ются силуэтом на фоне неба.Период сумерек является периодом бесцветного освеще­ния, так как глаз перестает различать цветность предметов.

На натуре объект киносъемки может быть освещен: суммарным светом солнца и неба; рассеянным светом неба.

СЪМКА В УСЛОВИЯХ "РЕЖИМА"

"Режимное" время - это 30-40-минутный период после захо­да солнца. Солнце зашло, но небо еще светлое, и сумерки еще не наступили.

Тени начинают сгущаться, лица - темнее неба. Все пространство объекта, освещенное меркнущим небом, только намечено, не проработано светом. Более того, небо с кавдой минутой становится темнее, следовательно, и объект освещается все слабее и слабее.

Смысл режимной съемки состоит в том, что, высвечивая электросветом лица героев и другие важные элементы съемочного объекта, оператор оставляет тени (в том числе и на лицах) неподсвеченными.

А так как тени подсвечиваются только меркнущим светом неба, то интенсивность подсветки постоянно уменьшается.

Экспонометрически яркости композиционных элементов в режимном объекте выглядят примерно так (цифры условные):

Яркость лица в светах - ------- 4

Яркость неба ---------------------- 2 уменьшаются

Яркость лица в тенях ----------- I от дубля к дублю

Таким образом, лицо в светах в два раза ярче неба, а небо - в два раза ярче лица в тенях. Баланс света и тени на лице - 4:1, т.е. тень глубокая, вечерняя. При этом постоянная яркость - только в светлой части лица. Яркость же тени на лице и яркость неба постоянно уменьшаются. Темнеет и все пространство вокруг.

Съемка в условиях режима дает очень хорошие результаты, значительно обогащает изобразительную палитру оператора.

"...Ранний вечерний режим - при заходе солнца все ста­новится мягким, пастельным. Утренний режим - дольше, больше влаги, роса. Можно снимать без дополнительной подсветки. Открытые пространства – поддымить" (В.Калюта).

Ввиду краткости режимного времени подготовка к съемке начинается засветло. Проверяется аппаратура, свет, проводится множество репетиций, чтобы с наступлением "режима" сразу начать съемку.

Обычно снимают подряд несколько дублей и потом выбирают наилучший по световому балансу, цветопередаче и, разумеется, - игре актеров.

Утренний режим можно использовать для более простых, в смысле актерского исполнения, съемок, так как готовиться к сложной съемке в темноте, до восхода солнца, нерационально.