Насадочные линзы. Применение. Типы.
При всем многообразии вариообъективов, выпускаемых ведущими производителями телевизионной оптики, теле- и кинооператоры широко используют оптические устройства, позволяющие решать сложные задачи (съемка крупным планом, расширение границ снимаемого пространства, художественная выразительность концертных программ.
Основные типы оптических устройств:
1.конвертеры широкоугольные и длиннофокусные;
2.насадки и насадочные линзы широкоугольные или сверхширокоугольные;
3.мультиплексоры;
4.линзы ближней съемки;
5. Эффектные насадки.
Каждый из них создает определенный световой рисунок, способствующий выявлению формы и очертаний объекта.
1.Конвертеры представляют собой афокальные системы из 3…5 линз, устанавливаемые перед объективом телекамеры. Выпускаются конвертеры двух типов: широкоугольные и длиннофокусные.
Широкоугольные конвертеры увеличивают максимальный угол поля зрения объектива на 20…30%. Более широкий угол поля зрения позволяет получить больше информации, особенно при съемке в небольших помещениях. При этом увеличивается глубина резкости и уменьшается минимальное расстояние до объекта, что позволяет оператору приблизиться к предмету съемки без ухудшения фокусировки. Конвертер не вызывает потерь света, поэтому нет необходимости менять выдержку или освещенность. Преимущество широкоугольных конвертеров, помимо увеличения угла поля зрения, состоит в сохранении возможности масштабирования по диапазону изменения фокусных расстояний. Коэффициент увеличения современных широкоугольных конвертеров составляет 0,65…0,8, а их масса не превышает 1 кг.
Телеконвертер (длиннофокусный) также устанавливается на переднюю поверхность объектива, увеличивая диапазон максимальных фокусных расстояний. Минимальная дистанция съемки объектива в комбинации с телеконвертером пропорциональна квадрату коэффициента увеличения изображения. Потеря света на отражение и поглощение в стекле не сказывается на цветопередаче и уровне освещенности. Телеконвертер работает только в диапазоне больших фокусных расстояний (2,2…3,5 м). Коэффициент увеличения этих устройств, как правило, составляет 1,5…1,7, а масса — 0,7…0,9 кг.
Выпускается также и реверсивный конвертер, сочетающий свойства широкоугольного и длиннофокусного конвертеров в одном устройстве. Он предназначен для увеличения угла поля зрения и фокусного расстояния вариообъективов профессиональных и бытовых видеокамер (в зависимости от варианта установки на объектив).
2. Для расширения пределов изменения фокусных расстояний в сторону максимальных значений применяются встроенные и съемные мультиплексоры, устанавливаемые между объективом и телекамерой. Их особенно целесообразно применять при съемках игровых сюжетов крупным планом, например во время спортивных передач. В зависимости от условий съемки, сменные мультиплексоры можно применять в комбинации с телеконвертером. Но следует помнить, что в отличие от телеконвертеров мультиплексор снижает светосилу объектива пропорционально квадрату коэффициента увеличения мультиплексора.
3.Достоинством широкоугольных насадок является увеличение угла поля зрения объектива при меньших габаритах и массе по сравнению с широкоугольными конвертерами, а также меньшие потери в светопропускании. Эти насадки состоят, как правило, из одной отрицательной линзы, иногда из двух-трех для большего увеличения угла поля зрения. Главным недостатком при съемке широкоугольными насадками является возможность работы с ними только вблизи минимального фокусного расстояния и только в режиме макросъемки, с помощью которого и выполняется подфокусировка. При использовании широкоугольных насадок светосила объектива не изменяется. Коэффициент увеличения насадок составляет 0,7…0,8, а масса — 0,45…0,55 кг.
Для создания эффекта видения с существенным искажением изображения, выпускаются сверхширокоугольные насадки fish Eye («рыбий глаз») с углом поля зрения 130° и более. Они увеличивают глубину, приближая близкие предметы. Благодаря искажениям типа «бочка» изменяются те части кадра, которые находятся вверху и внизу. Для устранения геометрических искажений выпускаются насадки с асферическими поверхностями.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- Насадочные линзы. Применение. Типы.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- Формат s-vhs. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 4. Формат mini dv.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- Формат dv Cam. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ4.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 2. Телевизионная оптика.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.