2. Характеристика объективов по качеству изображения.
ЭФФЕКТИВНОГО ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОТВЕРСТИЯ ОБЪЕКТИВОВ
Эффективным относительным отверстием киносъемочного объектива \:п3 называют эквивалентное ему геометрическое относительное отверстие \:п «идеального» объектива, имеющего коэффициент све-топропускания, равный единице, и создающего одинаковую с реальным объективом среднюю освещенность в пределах круглой площадки диаметром 10 мм, расположенной в центре поля изображения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ ПО ПОЛЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ ' .
Освещенность, создаваемая объективом в плоскости изображения при съемке объекта, имеющего равномерную яркость, как известно, не одинакова по всему кадру и обычно убывает по мере удаления от центра к краям поля изображения. Величина падения освещенности изображения в той или другой точке кадра зависит от угла наклона главного луча, приходящего в эту точку, к оптической оси объектива и от величины виньетирования. Для большинства конструкций киносъемочных объективов величина освещенности в любой точке поля
изображения может быть выражена по отношению к ее значению на оси следующей зависимостью:?
где Е' — величина освещенности в точке поля изображения, Ео — величина освещенности изображения на оптической оси объектива, Кш— величина виньетирования, со— угол между оптической осью объектива и лучом, проходящим через центр входного зрачка и точку поля изображения, для которой определяется величина освещенности.
КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОПРОПУСКАНИЯ
Коэффициентом светопропускания киносъемочного объектива принято называть отношение величины светового потока, прошедшего через данный объектив, к величине потока, упавшего на его первую входную линзу. Измерение величин этих световых потоков производится фотоэлектрическим способом при помощи фотоэлемента и гальванометра соответствующей чувствительности. Коэффициент светопропускания объектива вычисляется на основании результатов измерений по формуле: ?
КОЭФФИЦИЕНТА СПЕКТРАЛЬНОГО СВЕТОПРОПУСКАНИЯ
Под коэффициентом спектрального пропускания объективов понимают отношение величины светового потока Flx, прошедшего через объектив, к величине светового потока Fox, падающего на объектив для данной длины световой волны к.
КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОРАССЕЯНИЯ
Под коэффициентом светорассеяния S киносъемочных объективов принято понимать отношение освещенности £, образуемого объективом изображения черного предмета, расположенного на равномерно ярком фоне, к освещенности Е2 изображения этого фона:
или для выражения величины светорассеяния в процентах:
S= -|f- Ю0%.
Метод измерения коэффициента светорассеяния основан на сравнении освещенности изображения черного предмета и освещенности изображения фона, на котором он расположен. Измерение осуще ствляется фотоэлектрическим способом.
ВЕЛИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
Виньетированием принято называть снижение освещенности к краям поля изображения, происходящее за счет уменьшения действующей площади входного зрачка объектива, вызываемое частичным ограничением оправой прохождения наклонных пучков лучей. Так как виньетирование не единственная причина падения освещенности к краям поля изображения, то метод определения не может основываться на измерении ее величины. Для определения величины виньетирования измеряют видимый диаметр входного зрачка киносъемочного объектива для различных углов поля зрения. Уменьшение диаметра зрачка для каждой точки характеризует для нее величину падения освещенности за счет виньетирования Kw.100%, где D — диаметр входного зрачка объектива для данного угла поля изображения, Do — диаметр входного зрачка объектива Для центра поля изображения.
Измерения могут выполняться на универсальной оптической скамье (рис. VIII.11), снабженной диафрагмой с круглым отверстием диаметром 0,2—0,3 мм и подвижной рамкой с нитью, перемещаемых микрометрическим винтом. На схеме: / — лампа, 2 — конденсор осветителя, 3 — диафрагма, 4 — объектив коллиматора, 5 — подвижная .рамка с нитью, 6—отсчетная шкала, 7 — проверяемый объектив, 8 — шкала поворотного устройства, 9 — глаз наблюдателя.
ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СИЛЫ
Фотографической разрешающей силой объектива называют его способность раздельно воспроизводить мелкие детали в различных частях поля изображения. Величина разрешающей силы выражается предельным числом линий (штрихов) на 1 мм, еще видимых раздельно в негативе. При этом свойства негативной пленки, используемой для определения разрешающей силы объективов, строго нормируются, так же как и режим ее обработки.
Определение фотографической разрешающей силы объективов производится фотографированием радиальных или штриховых мир абсолютного контраста. Если применяются радиальные миры, то величина разрешающей силы определяется на основании измерения в негативе диаметра ее полностью размытой центральной части.
265
При использовании же штриховых мир — по квадрату с наибольшим количеством штрихов, еще видимых в негативе раздельно во всех направлениях.
ЧАСТОТНО-КОНТРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВА ИЛИ КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕДАЧИ КОНТРАСТА
В последние годы при исследовании объективов и определении качества изображения большое значение придается методу частотно-контрастных характеристик (ЧКХ) или, как его еще называют, функции передачи модуляции (ФПМ). Этот метод ценен тем, что применим не только к исследованию объективов с точки зрения качества даваемого ими изображения, но и к проверке и оценке таких сложных и многоступенных систем, как сквозной кинематографический, фотографический или телевизионный процессы.
Известно, что интервал освещенности изображения всегда меньше интервала яркости самого объекта, т. е. контраст объекта всегда больше контраста его изображения. Чем заметнее отличается контраст изображения от контраста объекта, тем хуже система, формирующая изображение.
Так как пока нет способов контроля киносъемочных объективов, позволяющих однозначно судить о качестве даваемого ими изображения, то большинство киностудий описанный выше комплекс испытаний дополняет проведением специальной съемочной пробы. При такой съемке изображение дает возможность оператору судить о свойствах и особенностях проверяемого объектива. Для получения результатов, позволяющих не только оценить качество данного объектива, но и сопоставить его с другими, съемку следует проводить в строго постоянных условиях. Неизменными должны быть: объект съемки, характер и уровень его освещения, тип применяемой пленки и режим ее обработки.
Для выявления свойств проверяемого объектива постоянный объект съемки должен быть объемным и содержать достаточно большое количество разнохарактерных элементов различных фактуры, цвета и размера. Детали объекта располагаются и в тенях и в ярко освещенных участках. Общий интервал яркости объекта должен быть достаточно велик, но вместе с тем (с учетом светорассеяния в объективе и аппарате) не должен очень превышать пределы фотографической широты применяемых киноплено^.
Обычно для таких испытаний служит постоянный объект, составленный из ряда различных элементов, предметов и часто макетов. Кроме того, в него обычно включаются цветная и черно-белая испытательные таблицы с полями различного цвета и плотности, живые растения и т. п. Испытательный объект располагают в помещении на постоянном месте и освещают стационарно установленными осветительными приборами, создающими общее экспозиционное и объемное освещение. Характер используемых источников света должен позволять производить съемки как на цветных, так и на черно-белых кинопленках. Допустимо применение соответствующих корректирующих светофильтров. Стабильность уровня освещенности обеспечивается поддержанием постоянства напряжения электропитания осветительных приборов.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- Насадочные линзы. Применение. Типы.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- Формат s-vhs. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 4. Формат mini dv.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- Формат dv Cam. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ4.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 2. Телевизионная оптика.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.