logo
ответы гос экзамена

1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.

В экспликации фиксируется творческий замысел опе­раторского решения будущего фильма на экране, приня­тый на основе режиссерской трактовки сценария. Опе­раторская экспликация — это специальная ; дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.

В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съемочные средства, с помощью которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.

Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображе­ния по поводу декораций, костюмов, оформления поста­новки, выбора натурных мест съемок и т.д.

Наконец, в экспликации записывается, какую произ­водственно-техническую подготовку необходимо про­вести операторской группе для работы над фильмом.

На основе экспликации составляются все необходи­мые сведения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а также технические заявки в соответствую­щие цеха и отделы студии.

Учитывая экспликационнута разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объек­там на натуре и в павильоне. В экспликации могут быть указаны и записаны ре­зультаты подготовительных работ, проведенных опера­торской группой фильма, — проб пленки, экспономет-рического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эф­фектов и съемочных приемов и т.д.

Полезно иметь в операторской экспликации и специ­альную разработку техники съемки массовых и баталь­ных сцен, требующих большой организационной и тех­нической подготовки; сцен, снимаемых движущейся ка­мерой, а также с применением специальных эффектов и пиротехники.

Операторская экспликация может включать:

список литературного иконографического и иллю­стративного материала, который следует проработать и изучить оператору;

список иллюстративного материала, фотографий и за­рисовок, которые необходимо сделать самому оператору;

перечень специалистов, с которыми следует прокон­сультироваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и постановки данного фильма;

перечень собраний материалов, музеев, коллекций, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать;

список натурных мест (и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предварительно осмотреть;

список исторических и географических материалов, которые необходимо проработать для выбора натурных съемок;

список материалов, определяющих климатические и световые условия съемки в выбранных местах; описание съемочной техники и материалов, необхо­димых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т.п.).

Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.

Целесообразно дополнять операторскую эксплика­цию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т.д. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представ-исния о задуманном решении кадра. В рисунке показыва­ются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре; элементы натуры, которые следует дооформить или до­строить; схема расположения актеров в кадре и т.д.

Для оператора такая графическая разработка имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и компо­зицию кадра.

Подготовка технических средств съемки

Оператор и его ассистенты заранее подготавливают операторскую технику, съемочные средства и материалы. И этой работе им помогают цеха и отделы студии.

Основным отделом, обслуживающим оператора, яв­ляется отдел съемочной операторской техники. Отсюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны, тележки, рельсы, специальное оборудование (на­пример, дистанционное управление камерой, антивиб­рационное приспособление и т.д.); этим же отделом назначаются механики, обслуживающие аппаратуру и технику на съемке.

Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не имеющиеся в цехах студии, специально констру­ируются по заказу оператора.

Осветительный цех (светотехники) ведет всю работу по освещению объектов съемки, установке осветительной ап­паратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной аппаратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на киносъемках по заданной оператором схеме.

Цех обработки пленки (кинолаборатория) производит обработку снятого оператором негатива изображения, печать текущего позитива, печать контрольных копий фильма.

Оператор связан с лабораторией через специально выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лабо­раторной обработкой.

Снятый негатив отправляется для проявки в лабора­торию, как правило, ежедневно или по окончании съем­ки объекта. Обработанный негатив просматривается опе­ратором только в случае наличия в нем каких-либо отклонений от норм. Проверка качества негатива и про­цесса его лабораторной обработки позволяет оператору точно контролировать технику своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблюдался экспономет-рический режим, как построен баланс освещения объек­тов, обеспечивают ли технические качества негатива задуманный художественный эффект на экране.