1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
В экспликации фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской трактовки сценария. Операторская экспликация — это специальная ; дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.
В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съемочные средства, с помощью которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съемок и т.д.
Наконец, в экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом.
На основе экспликации составляются все необходимые сведения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а также технические заявки в соответствующие цеха и отделы студии.
Учитывая экспликационнута разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне. В экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма, — проб пленки, экспономет-рического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съемочных приемов и т.д.
Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съемки массовых и батальных сцен, требующих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением специальных эффектов и пиротехники.
Операторская экспликация может включать:
список литературного иконографического и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору;
список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок, которые необходимо сделать самому оператору;
перечень специалистов, с которыми следует проконсультироваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и постановки данного фильма;
перечень собраний материалов, музеев, коллекций, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать;
список натурных мест (и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предварительно осмотреть;
список исторических и географических материалов, которые необходимо проработать для выбора натурных съемок;
список материалов, определяющих климатические и световые условия съемки в выбранных местах; описание съемочной техники и материалов, необходимых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т.п.).
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т.д. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представ-исния о задуманном решении кадра. В рисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре; элементы натуры, которые следует дооформить или достроить; схема расположения актеров в кадре и т.д.
Для оператора такая графическая разработка имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и композицию кадра.
Подготовка технических средств съемки
Оператор и его ассистенты заранее подготавливают операторскую технику, съемочные средства и материалы. И этой работе им помогают цеха и отделы студии.
Основным отделом, обслуживающим оператора, является отдел съемочной операторской техники. Отсюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны, тележки, рельсы, специальное оборудование (например, дистанционное управление камерой, антивибрационное приспособление и т.д.); этим же отделом назначаются механики, обслуживающие аппаратуру и технику на съемке.
Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не имеющиеся в цехах студии, специально конструируются по заказу оператора.
Осветительный цех (светотехники) ведет всю работу по освещению объектов съемки, установке осветительной аппаратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной аппаратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на киносъемках по заданной оператором схеме.
Цех обработки пленки (кинолаборатория) производит обработку снятого оператором негатива изображения, печать текущего позитива, печать контрольных копий фильма.
Оператор связан с лабораторией через специально выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лабораторной обработкой.
Снятый негатив отправляется для проявки в лабораторию, как правило, ежедневно или по окончании съемки объекта. Обработанный негатив просматривается оператором только в случае наличия в нем каких-либо отклонений от норм. Проверка качества негатива и процесса его лабораторной обработки позволяет оператору точно контролировать технику своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблюдался экспономет-рический режим, как построен баланс освещения объектов, обеспечивают ли технические качества негатива задуманный художественный эффект на экране.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- Насадочные линзы. Применение. Типы.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- Формат s-vhs. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 4. Формат mini dv.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- Формат dv Cam. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ4.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 2. Телевизионная оптика.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.