3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
Претендуя на самую высокую оперативность среди всех средств массовой информации, телевидение очень долгое время оставалось достаточно неповоротливым в плане организации полномасштабных съемок вне студий телецентров. Хотя идея проведения съемок несколькими камерами прямо на месте события, будь то концерт, футбольный матч, политическое мероприятие или военный парад, была изначально очень заманчивой, на ранних этапах развития телевидения все это было связано с очень большими проблемами.
Е стественно, для разных ПТС применяются и разные автомобили. Для создания передвижки на 4…5 камер вполне хватает микроавтобуса типа Mercedes или "Газель", а станции на большее количество камер требуют шасси на базе большегрузных трехосных грузовиков. Но общие принципы построения остаются одинаковыми для всех ПТС: маневренность автомобиля, простота и быстрота разгрузки, установки, коммутации и настройки оборудования, а также комфортные условия работы персонала. Кроме того, при прямой трансляции имеет значение жесткая фиксация автомобиля при и после настройки канала передачи сигнала от ПТС к телецентру или на спутник. Если в первых ПТС использовались простенькие микшерские пульты и пара видеомагнитофонов, то теперь в передвижках применяются устройства цифровых спецэффектов, аналогичные студийным. Уже не редкость использование в работе ПТС дисковых видеомагнитофонов и видеосерверов для обеспечения, например, повторов (в том числе и замедленных) при трансляции спортивных или иных событий. По возможностям графического оформления изображения (титры, заставки, логотипы и пр.) грань между ПТС и стационарными студиями также практически исчезла.
Поскольку ПТС не всегда применяется для организации прямой трансляции события, то еще полтора десятка лет назад, как уже упоминалось, передающая станция была самостоятельной единицей на отдельном шасси. Эту станцию "пригоняли" только в случае работы в прямом эфире. Сейчас же, как правило, установка на машине ПТС обычной или спутниковой станции доставки сигнала является скорее вопросом бюджета заказчика, нежели технической проблемой.
Большое распространение в последнее время получили специальные телевизионные средства. Уже никого не удивляет план стадиона с высоты птичьего полета, получаемый от камеры, установленной на вертолете или дирижабле, или бешено вращающееся колесо болида во время гонки Формулы-1, которое снимается компактной камерой, прикрепленной к гоночной машине. Сигналы с таких камер передаются на пульт режиссера ПТС уже не по кабельным камерным каналам, а по радио. Не редки случаи, когда вместо (или вместе) с телекамерами используются видеокамеры. Это дает возможность выполнять резервирование материала, чтобы впоследствии подредактировать программу или вообще перемонтировать ее.
Вследствие того, что потребление энергии современным оборудованием относительно невелико, появилась возможность автономного питания ПТС в полевых условиях, где нет электрической сети, ее параметры не соответствуют требуемым, либо подключение к ней затруднено. Для автономного питания применяются компактные электрогенераторы, приводимые во вращение небольшим дизельным или карбюраторным двигателем внутреннего сгорания. Такие генераторы закрепляются в специальном отсеке автомобиля ПТС, и в случае необходимости их развертывание и запуск занимают всего несколько минут. Естественно, мощность генератора напрямую зависит от размеров ПТС и количества основного и вспомогательного оборудования.
В последнее время широкое распространение получили так называемые мобильные многокамерные телевизионные комплексы (ММТК). Фактически, это ПТС без автомобиля. Все оборудование монтируется в специальных кейсах-стойках, позволяющих как транспортировать оборудование (кейсы пыле-, вибро- и влагозащищены и снабжены ручками и колесными площадками), так и играющих роль рабочей стойки. Трансформация производится простым снятием крышек, после чего выполняется необходимая коммутация, подается питание, и комплекс готов к работе. Транспортировка ММТК (в иностранной литературе такие комплексы называются O.B. Box) производится любым подходящим транспортным средством, например, грузопассажирским микроавтобусом. Для работы комплекса, естественно, требуется закрытое помещение, например, комментаторская кабина стадиона или что-либо подобное. Конечно, мобильность и возможности таких систем ниже, чем у полнофункциональных ПТС, однако при съемке этапа Кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийске был задействован именно ММТК, режиссер в своем распоряжении имел, ни много-ни мало, 21 камеру, и работа была выполнена на высоком уровне.
Как показывают тенденции развития телевизионной техники, применение ПТС в повседневной работе любой телекомпании становится обыденностью. Если раньше для развертывания ПТС был нужен более чем значительный повод, то теперь это делается просто для съемки обычного новостного сюжета, время которого в эфире может не превышать полутора-двух минут
Сфера деятельности ПТС почти всегда – место события. Бывают исключения, когда ПТС ставят "на прикол" т.е. для постоянной работы, но это не главный вид деятельности, и такое бывает редко. Хотя даже в этом случае присутствует основной элемент применения ПТС – работа на неподготовленном месте.
Таким образом, общими во всех случаях применения ПТС являются два обстоятельства: неповторимость события и неподготовленность места работы. Соответственно, основным свойством ПТС должна быть ее полная автономность.
ПТС. Это многокамерная – 12...30 камер – машина с большим парком дорогой оптики, с аппаратурой повторов, мощной системой коммутации и массой дополнительного оборудования.
Съемки или трансляции массовых шоу имеют некоторые признаки, сближающие их со спортивными. Это и большие пространства, и существенное число камер, и длиннофокусная оптика. Но для этих съемок, слава богу, нет жесткого регламента.
Практически все остальные съемки, кроме спортивных программ и чрезвычайно больших шоу, требуют ПТС так называемого среднего класса. Это так, если признать, что ПТС для спорта являются машинами высшего класса.
Средний класс – это 6...10 камер, один "длинный" объектив, значительно меньшее число внешних коммуникаций.
Машины малого (2...4 камеры) класса, на мой взгляд, не относятся к ПТС. Это скорее ПРТС – передвижные репортажные телевизионные станции а "раскладушки". Основными достоинствами "раскладушек" являются относительно малая стоимость, по сравнению с ПТС, и высокий коэффициент использования оборудования.
Оптика – вещь серьезная, особенно для ПТС. Парк объективов для ПТС должен содержать устройства различного назначения с разными фокусными расстояниями. С точки зрения эксплуатации надо выбирать объективы с хорошей герметизацией и не самыми сложными приводами управления, потому что надежность аппаратуры для ПТС является первостепенным требованием.
Штативы. Обычно на ПТС применяются не пьедесталы, а треноги. И так же обычно не применяются тележки Dolly: камеры редко катаются по съемочной площадке. Но вот что нужно обязательно применять для треног, так это среднюю растяжку, которая фиксирует раскрытие треноги. Очень часто место установки камер имеет большой наклон или представляет собой ступенчатую поверхность (проходы или ряды в зрительном зале). Поэтому необходимо тщательно фиксировать "ноги" штатива, страхуясь от его складывания.
Видеотракт. Классическая структура содержит матрицу, микшер, блок спецэффектов (DVE), знакогенератор и, может быть, графическую станцию. Видеотракт в любом случае должен содержать входные синхронизаторы для приема несинхронных внешних программ и один-два выходных кодера, т.к. от аналогового представления сигнала, кодированного в системе SECAM или PAL, мы избавимся не скоро. Есть любопытная комбинация стандартной видеоматрицы и блока спецэффектов типа Magic Dave, при которой DVE с его с восемью входами работает как DVE, микшер и устройство рир-проекции, а видеоматрица, в дополнение к своим основным функциям, выполняет роль входного коммутатора микшера.
Системы отображения, т.е. средства визуального контроля. Традиционно это были мониторы на основе ЭЛТ. Сейчас появились, во-первых, плазменные панели, во-вторых, ЖК-мониторы и, в-третьих, полиэкранные системы (split screen).
Звук в ПТС –Современная аппаратура позволяет в небольшом объеме ПТС формировать и записывать сложные многоканальные программы со всеми возможными обработками и эффектами. Здесь только надо четко представить себе, какой звук вы хотите иметь в качестве выходного продукта: только как звуковое сопровождение телепрограммы или как самостоятельный результат некой творческой работы. ПТС, предназначенная для работы на спортивных и шоу-программах, должна иметь выносное оборудование: несколько мониторов для работы шеф-оператора и шеф-осветителя, комментаторское место для работы спортивного комментатора, несколько акустических колонок для озвучивания площадки или для подачи режиссерских команд, выносную (-ые) панели управления матрицей, связное оборудование
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- Насадочные линзы. Применение. Типы.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- Формат s-vhs. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 4. Формат mini dv.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- Формат dv Cam. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ4.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 2. Телевизионная оптика.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.