3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
Интерференция (от латинского inter - между и ferens (ferentis) - несущий, переносящий) - это явление, наблюдаемое при сложении в пространстве двух или нескольких волн. Интерференция состоит в том, что интенсивность результирующей волны зависит от разности фаз складываемых волн.
Просветляющие покрытия (или антиотражающие) предохраняют оптические системы от возможного образования бликов при отражении направленных световых пучков от поверхностей отдельных элементов. Просветляющее покрытие - это интерференционный светофильтр, который пропускает все падающее на него излучение. Элементы современных оптических приборов, например объективов, имеют просветляющие покрытия. . Без таких (просветляющих) пленок потери на отражение света могут быть значительными; так в видимой области спектра (длина волны = 400-700 нм) даже при нормальном падении лучей на границе воздух - оптическая среда они могут составлять до 10% от интенсивности падающего излучения. В системах с большим числом поверхностей, например в сложных объективах, потери света могут достигать 70% и более. Многократное отражение от преломляющих поверхностей вызывает появление внутри приборов рассеянного света, что ухудшает качество изображений, формируемых оптическими системами приборов. Эти нежелательные явления устраняются с помощью просветления оптики, которое является одним из важнейших применений оптики тонких слоев
Просветление оптики - результат интерференции света, отражаемого от передних и задних границ просветляющих пленок; она приводит к взаимному "гашению" отраженных световых волн и, следовательно, к усилению интенсивности проходящего света. При углах падения, близких к нормальному, эффект просветления оптики максимален, если толщина тонкой пленки равна нечетному числу четвертей длины световой волны в материале пленки, а преломления показатель (ПП) пленки удовлетворяет равенству n22 = n1n3, где n1 и n3 - ПП сред, граничащих с пленкой (часто первой средой является воздух). Отраженный свет ослабляется тем сильнее, чем больше разность n3 - n2; если же n2 > n3, то интерференция отраженных от границ пленки лучей, напротив, усилит интенсивность отраженного света (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость коэффициента отражения R от выраженной в долях световой волны л толщины тонкого слоя, нанесенного на подложку из стекла, для различных значений показателя преломления слоя n2. Показатель преломления стекла n3= 1,52; n1 = 1 (воздух).
Изменяя толщину просветляющей пленки, можно сместить минимум отражения в различные участки спектра. Покрытия с минимальным отражением в желтой области (l = 555 нм, область наибольшей чувствительности человеческого глаза) наносят на объективы, применяемые в черно-белой фотографии; в отраженном свете их поверхности имеют пурпурный оттенок (т. н. голубая оптика). В просветленных объективах для цветной фотографии отражение минимально в голубой области спектра; оттенок их поверхностей - янтарный. Для деталей из стекла с низким ПП просветление оптики однослойными пленками недостаточно эффективно. Применение двухслойных просветляющих пленок позволяет почти полностью устранить отражение света от поверхности детали-подложки независимо от ее ПП, но лишь в узкой области спектра. Трехслойные просветляющие пленки дают возможность получить равномерно низкое (~ 0,5%) отражение в широкой спектральной области, напр. во всем видимом диапазоне (рис. 3). Двух- и трехслойные покрытия используют для просветления оптики, работающей в ультрафиолетовой области, где из-за низкого значения n3 однослойные покрытия малоэффективны. Теоретически наилучшее просветление оптики в широкой области спектра может быть достигнуто с помощью неоднородных просветляющих пленок, значение ПП которых плавно меняется от n подложки до n окружающей среды.
Цветоделительные пленки - еще один весьма полезный продукт пленочной индустрии. Уже говорилось о том, что подбором материалов (по коэффициентам преломления) и толщины пленок, можно воспроизвести самые разные фильтрующие функции. В частности, можно создать цветовой фильтр, отражающий красную R-составляющую белого луча и пропускающий зеленую G и голубую B. Второй фильтр, как показано на рис. 6б, разделяет эти компоненты на G и B. Примерно по такой же схеме строятся цветоделительные элементы современных видеопроекционных устройств. Цветоделительные системы на интерференционных светофильтрах выпускаются и для телевизионных камер.
В телевизионной оптике широко используется пленочное интерференционное покрытие в объективах, цветоделительных системах, светофильтрах.
4. Творческие требования к освещению.12\3
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12
1. Технические средства и приспособления в работе оператора.
Разнообразие видов съемок и готовность режиссеров и операторов пользоваться различными видами вспомогательной операторской техники привели к значительному росту числа компаний, выпускающих ее. Номенклатура такой техники очень разнообразна: операторские тележки с рельсовым ходом и на пневматических колесах, с колонками и сиденьями для оператора и под установку стандартного штатива, с различными типами подъемников для камер и (или) операторов с электрическим, гидравлическим, пневматическим приводом, с различными кран-стрелками, которые также могут иметь электрический (в том числе программируемый), гидравлический или пневматический привод или ручное управление. Есть модели операторских тележек с электрическим приводом, позволяющие развивать скорость до 36 км/ч c оператором, а также дистанционно управляемые тележки. Можно найти несколько десятков моделей: от сверхскоростных, развивающих скорость более 12 м/с, используемых при спортивных съемках (как правило, с миниатюрными и малогабаритнымssи камерами), до подвесных, монтируемых на конструкциях сцены с горизонтальным и вертикальным движением камеры. Большое количество моделей применяется для съемок в студиях и на шоу-программах. Почти все фирмы выпускают десятки моделей кран-стрелок, операторские краны для оператора и ассистента. Это классические изделия, производимые десятки лет, с вылетом стрелы 2…8 м. Существуют отдельные образцы с вылетом стрелы до 12 м, секционные краны для дистанционного управления камерами. Краны с вылетом стрелы до 10 м можно считать стандартными, поскольку они выпускаются в большом количестве уже многие годы. Но в последнее время появляются новые модели сверхбольших кранов. Вылет стрелы таких устройств может достигать 25 м. Они различаются по конструкции, параметрам жесткости, времени сборки, имеют разные сервисные свойства. Пока сверхбольшие краны выпускают только несколько фирм.
Телескопические операторские краны - это относительно новые изделия, которые пока выпускаются ограниченным числом фирм. Максимальный вылет стрелы может достигать 12 м, а скорость выдвижения - 1,6 м/с.
Широко распространены также системы типа steadicam. После окончания действия патента (фирма Cinema products) десятки больших и маленьких фирм во всем мире производят такие изделия. Модели, в основном, отличаются по весу камер, которые на них можно установить, и по сервисным устройствам, важнейшими из которых являются радиоканал привода объектива и передатчик телевизионного изображения.
Существуют различные системы канатных дорог, по большей части используемые в спортивных и шоу-программах, а также операторские машины, в том числе с операторскими кранами, операторские самолеты, вертолеты (в том числе радиоуправляемые), дельта- и парапланы, как специальные, так и переделанные из серийных моделей, подводные скутеры.
Все вышеназванные изделия, кроме кран-стрелок, могут или должны работать с дистанционно управляемыми головками, позволяющими работать с камерой и приводами объектива.
Все ДУ-головки можно разделить на группы, исходя из их параметров: двух- или трехосевые (позволяющие дополнительно вращать камеру вокруг оптической оси), универсальные, позволяющие установить любую кино- и телекамеру или имеющие ограничения, специальные для малогабаритных или миниатюрных камер. В последнее время появились головки со встроенными миниатюрными цифровыми камерами, специальные гиростабилизированные, с функцией motion control, герметичные для подводных съемок.
Основными качественными параметрами головок (кроме специальных) являются диапазон скоростей, реализуемый головкой (максимальная и минимальная скорость), и максимальные угловые ускорения. Для синхронных съемок в кино также важным является уровень акустического шума. Большое значение для сложных видов съемок имеет наличие и уровень вспомогательного и сервисного оборудования.
Совершенно отдельно стоит система, реализующая возможность многократной съемки повторяющегося плана и обеспечивающая программное управление комплексом. Эта система представляет собой сочетание крана, движущегося по прецизионным рельсам, с прецизионным приводом стрелы крана и с прецизионной ДУ-головкой.
Она предназначена для совмещения реального и созданного на компьютере изображения либо для совмещения реальных изображений, снятых в разное время или в разных местах.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- Насадочные линзы. Применение. Типы.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- Формат s-vhs. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 4. Формат mini dv.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- Формат dv Cam. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ4.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 2. Телевизионная оптика.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.