1 Полупроводниковые материалы
По природе строения твердых тел и их поведения в электрическом поле все вещества принято делить на две группы - проводники и непроводники.
К проводникам относят такие вещества, которые имеют свободные носители зарядов – электроны, не принадлежащие конкретным атомам. Причем, это свойство присуще им от природы строения и не связано с какими-либо внешними энергетическими воздействиями. К таким веществам относятся металлы и полупроводники в вырожденном состоянии.
Кристаллическая решётка металла образована ионизированными атомами, а их валентные электроны свободно обмениваются местами, передвигаясь в середине твердого тела со скоростью порядка 105 м/с даже при абсолютном нуле температуры. Наличие большого количества свободных электронов (порядка 1023 см-3) и их возможность под действием электрического поля изменять свою энергию на небольшую величину обуславливают высокую проводимость металлов. Таким образом, состояние высокой электропроводимости независимо от температуры или других внешних воздействий является естественным состоянием проводника и может быть принято за само определение - “проводник”.
По природе строения и по отношению к электрическому полю, вторая группа веществ (непроводники) радикально отличается от проводников тем, что при абсолютном нуле температуры и отсутствия других внешних возбудителей, эти вещества не имеют ни одного свободного носителя заряда, таким образом, совсем не имеют активной проводимости и слабо экранируют электростатическое поле. При повышении температуры до уровня “нормальной” проводимость одних из них увеличивается к величинам близких с проводимостью металлов – такие вещества относят к подгруппе полупроводников; проводимость других остается очень малой (на 15-20 порядков ниже проводимости металлов) − такие вещества относят к подгруппе диэлектриков.
Многие интересные свойства полупроводников проявились только тогда, когда научились выращивать их почти идеальные монокристаллы, очищать их от примесей с точностью один “чужой” на сто миллиардов “своих” атомов, когда была разработана фундаментальная теоретическая база - зонная теория твердых тел, что объясняет и предусматривает многие полезные свойства полупроводников. Если коротко, то полупроводники, кроме выше сказанного, это вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к наличию примеси, дефектов кристаллической решётки, разным внешним действиям.
Согласно зонной теории к диэлектрикам относят те вещества, ширина запрещенной зоны в которых более 3 эВ, а к полупроводникам – если ширина запрещенной зоны более 0 и менее 3 эВ. Проводники не имеют запрещенной зоны.
Огромная номенклатура активных элементов современной электроники, от самого простого диода к сверхбольшой интегральной микросхеме, в сущности, составляют единственный монокристалл полупроводника с очень незначительными (в бытовом понятии) изменениями в отдельных его частицах. Поэтому характеристики полупроводников и свойства полупроводниковых приборов неразрывно связаны.
Собственный полупроводник это такой полупроводник, в котором отсутствуют примеси и проводимость которого обусловлена электронами и дырками в равной степени. В собственном полупроводнике при температуре абсолютного нуля валентная зона полностью заполнена электронами, а зона проводимости свободна от электронов, то есть он ведет себя при абсолютном нуле как диэлектрик.
При температурах, более 0 К имеет место вероятность того, что некоторые валентные электроны за счет тепловых флуктуаций могут преодолеть запрещенную зону и попасть в зону проводимости. При этом в валентной зоне возникают свободные дырки, то есть образуется разорванная связь. Для собственных полупроводников количество свободных электронов равняется количеству свободных дырок
, , (1.7)
где n, p - концентрация свободных электронов и дырок;
ni – концентрация собственных носителей заряда.
Примесным полупроводником называют такой полупроводник, электрофизические свойства которого определяются примесью. В силу того, что количество примеси мало, а расстояние между атомами примеси большое, то их электронные оболочки не взаимодействуют между собой. Поэтому примесные уровни будут дискретны, то есть не расщепляются в зону, как это имеет место для собственных атомов кристаллической решётки.
Если проводимость примесного полупроводника при определенных условиях обусловлена только электронами, то такие полупроводники называют донорными, электронными или n-типа проводимости.
Если проводимость примесного полупроводника при определенных условиях обусловлена только дырками, то такие полупроводники называют акцепторными, дырочными или р-типа проводимости.
- Вступление
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Теоретические знания
- 1 Полупроводниковые материалы
- 2 Структура и зонная диаграмма собственных и примесных полупроводников
- 3 Параметры собственных полупроводников
- 4 Параметры примесных полупроводников
- 5. Электропроводность примесных полупроводников.
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа №2 Исследование основных типов полупроводниковых диодов, применяемых в системах контроля и управления судовым оборудованием
- Лабораторная схема
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Подготовка измерительного стенда к измерению вольтамперных характеристик диодов и стабилитронов.
- Исследование германиевого микросплавного импульсного диода типа гд508а.
- Исследование кремниевого маломощного стабилитрона типа 1n5201.
- Теоретические знания
- Образование электронно-дырочного перехода
- Вольтамперная характеристика р-п перехода
- Полупроводниковые диоды
- Влияние внешних факторов на вах реальных диодов
- 3 .2 Классификация диодов
- Параметры и применение исследуемых типов диодов
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 3 Исследование статических характеристик основных типов биполярных транзисторов, применяемых в системах контроля и управления судовым оборудованием
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- 1. Подготовка измерительного стенда к измерению статических характеристик биполярного транзистора, включенного по схеме с оэ.
- 2. Исследование кремниевого эпитаксиально-диффузионного биполярного транзистора п-р-п типа кт315е.
- Теоретические знания
- 1 Структура и основные режимы работы биполярного транзистора
- 2 Работа транзистора в активном режиме
- 3 Сравнение различных схем включения транзистора
- 4 Малосигнальные параметры биполярного транзистора
- 6 Статические характеристики биполярного транзистора
- 7 Модель Эберса-Молла
- 8 Работа транзистора в импульсном режиме
- 9 Классификация биполярных транзисторов
- 10 Система обозначений биполярных транзисторов
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 4 Исследование статических параметров основных типов униполярных транзисторов, применяемых в системах контроля и управления судовым оборудованием
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Исследование полевого транзистора управляемого р-п переходом и каналом п-типа кп303и.
- Теоретические знания
- 1 Структура и принцип работы униполярного транзистора с управляющим р-п переходом
- 2 Структура и принцип работы униполярного транзистора с изолированным затвором
- 4 Малосигнальные параметры униполярных транзисторов
- 5 Основные схемы включения униполярных транзисторов
- 6 Классификация униполярных транзисторов
- 7 Система обозначений униполярных транзисторов
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 5 Исследование rс-усилителя на биполярном р-п-р транзисторе, как основного усилителя систем управления судовым оборудованием
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Теоретические знания
- 1 Выбор режима работы усилителя по постоянному току
- Нагрузочная прямая строится следующим путем (только для линейной нагрузки):
- 2 Стабилизация работы транзисторного усилителя с помощью отрицательной обратной связи
- 3 Амплитудно - частотная характеристика усилителя
- 4 Эмиттерный повторитель напряжения
- Если учитывать сопротивление базового делителя, то входное сопротивление приблизительно равняется
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 6 исследование основных схем включения операционного усилителя, применяемых в системах управления
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Теоретические знания
- 1 Идеальный операционный усилитель
- 2 Параметры реального операционного усилителя
- 3 Основные схемы включения операционных усилителей
- 4 Зависимость коэффициента усиления оу и фазового смещения от частоты
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 7 Исследование основных схем включения мультивибраторов, применяемых в системах контроля и управления судовым оборудованием
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- 1. Исследование мультивибратора на биполярных транзисторах
- 2. Исследование мультивибратора на операционном усилителе
- Теоретические знания
- 1 Мультивибратор на биполярных транзисторах
- 2 Мультивибратор на основе операционного усилителя (оу)
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 8 исследование типОвых логических функциональных элементов интегральных микросхем
- Лабораторные схемы
- Домашнее задание
- Задание к лабораторной работе
- Теоретические знания
- Классификация интегральных микросхем
- 2 Условные обозначения и таблицы истинности основных логических элементов
- 3 Типовые схемы базовых логических элементов интегральных микросхем
- 4 Сравнение ттл и кмоп логических элементов
- Контрольные вопросы