3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
Баланс освещения
Чтобы достичь необходимого соотношения светотени при освещении как всей сцены, так и отдельных средних и крупных планов, нужно установить наиболее подходящий баланс освещенностей, создаваемых отдельными источниками света: рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным и фоновым. При достаточном опыте балансирование освещения можно делать на глаз. Но лучше осуществлять двойной контроль освещения — визуальный (зрительная оценка путем сравнения) и инструментальный (объективное измерение экспонометром).
Контраст освещения
При равномерно-рассеянном свете интервал яркостей объекта зависит только от соотношения отражающей способности его деталей. Например, если лицо человека отражает 30% падающего на него света, а темный костюм всего 3%, контраст (интервал яркостей) такого объекта будет равен 30:3 или 10:1.
Если объект съемки освещают не только рассеянным светом, но и направленным, образующим тени, интервал яркостей объекта будет определяться не только отражающей способностью его деталей, но и контрастом освещения, т. е. отношением интенсивности рисующего и заполняющего света к интенсивности только одного заполняющего света
Контраст = рисующий + заполняющий\ общий заполняющий
Допустим, что основной рисующий свет в два раза интенсивнее, чем заполняющий, тогда контраст освещения будет равен 3:1, так как более освещенная сторона объекта, обращенная к источнику рисующего света, получит от него две единицы освещенности и плюс еще одну единицу — от источника заполняющего
рассеянного света; теневая сторона получит только одну единицу освещенности от источника заполняющего рассеянного света.
Определяют контраст освещения с помощью фотоэлектрического экспонометра или люксметра. При этом на окно фотоэлемента устанавливают диффузно-рас-сеивающую пластинку, предназначенную для замера освещенности. Чтобы замерить контраст освещения, нужно сначала замерить освещенность, создаваемую рисующим и заполняющим светом одновременно. Затем замерить освещенность в затененной части объекта (только рассеянный свет). Отношение замеренных освещенностей покажет контраст освещения объекта съемки.
Черно-белая кинопленка, обладающая большой фотографической широтой, допускает относительно большие контрасты освещения. Однако при съемке лица человека оптимальный контраст освещения составляет 2,5:1 или 3:1. При съемке портрета на цветную кинопленку рекомендуется устанавливать контраст освещения 2:1, но не более 2,5:1.
В идеальном случае оптическое изображение любого объекта съемки, построенное съемочным объективом на пленке в пределах кадрового окна киносъемочного аппарата, должно было бы быть полностью подобным самому объекту с правильной передачей всех градаций яркости и цветов его отдельных участков соответствующими освещенностями и цветами их изображений.
Определим некоторые основные характеристики объектов съемки, чтобы в дальнейшем было легче сопоставить их с получаемыми при съемке оптическими и фотографическими изображениями. Любой объект съемки можно представить как то или другое сочетание множества отдельных элементов — участков той или другой формы, имеющих различную яркость, цвет и размер. В каждом объекте всегда есть самые темные и самые светлые его места — наименее и наиболее яркие. Логарифм отношения наибольшей яркости в объекте к наименьшей называют интервалом яркости объекта. Этот показатель важен, так как характеризует общий контраст объекта съемки.
Иногда интервал яркости выражают не в логарифмическом виде, а прямым отношением яркости В, и В2, приравнивая наименьшую из них к
единице — \:х.
Ниже приведены некоторые значения интервалов яркостей,
выраженные обоими указанными способами.
Ig- | fi2 5, | 0 | ,9 | 1,2 |
| 1,5 | 1,8 | 2, | 1 | 2,4 | 2 | ,7 | 3 | 4 |
| Si | 1 | :8 | I: I6 |
| 1:32 | 1:64 | 1: | 128 | 1:250 | 1 | :500 | 1:1000 | 1:10000 |
В любом реальном объекте кроме участков с максимальной и минимальной яркостями имеется еще множество промежуточных. Любую пару граничащих участков или элементов различной яркости называют деталью яркости. Их сочетание, в зависимости от характера объекта съемки, может быть самым разнообразным: смежные участки могут сильно или незначительно отличаться по яркости друг от друга.
Глаз легко различает отдельные одноцветные элементы, если разница в их яркости велика, и, наоборот, они становятся малоразличимыми или граница между ними совсем пропадает при малом отличии их яркостей. Вместе с тем даже одинаковые по яркости детали разного цвета легко различаются глазом.
Величина самой небольшой однотонной детали яркости, еще различимой человеческим глазом, называется порогом различимости.
Порог различимости — величина непостоянная, он зависит от многих причин. Чем ниже порог различимости, тем меньшие детали яркости способен различать глаз.
яркость отдельных элементов объекта в направлении съемочного аппарата зависит от уровня их освещенности, характера и коэффициента отражения света. Следовательно, при одинаковом уровне освещенности всех участков объекта съемки их относительная яркость будет зависеть только от величин коэффициентов отражения. Это условие выполняется при равномерном освещении всего объекта, и в этом случае интервал яркости в основном определяется наибольшим и наименьшим коэффициентом отражения входящих в него материалов или фактур.
Разница в величинах коэффициентов диффузного отражения материалов, находящих применение в различных естественных и искусственных объектах съемки, не так уж велика. Коэффициент отражения самого темного из практически встречающихся материалов— черного бархата — около 0,01, а самого светлого — окиси магния — 0,96. Таким образом, в условиях равномерного освещения наибольший возможный интервал яркости объекта составит 1:96
Светотехнические свойства объекта съемки или экранного кинематографического изображения определяются показателями яркости его отдельных участков и общим интервалом, так как именно яркости воспринимаются глазом и определяют зрительное впечатление. Оптическое же изображение, построенное съемочным объективом в плоскости пленки, правильнее характеризовать уровнями его освещенности, определяющими условия экспонирования.
Общий контраст или интервал освещенности оптического изображения всегда меньше контраста самого снимаемого объекта;
Детали освещенности в изображении всегда меньше соответствующих им деталей яркости объекта; Потеря контраста в различных частях оптического изображения объекта неодинакова. Наибольшей величины потери контраста достигают в тенях: так, многие детали, видимые в объекте, в изображении могут оказаться ниже порога различимости;
потери контраста тем заметнее, чем больше общий интервал яркости объекта съемки.
Очевидно, что если в снимаемом объекте большую площадь занимают ярко освещенные участки, то увеличивается общий световой поток, проходящий через объектив, и пропорционально возрастает количество рассеянного света. Следовательно, чем большую площадь в поле зрения объектива и в кадре занимают светлые участки и чем выше их яркость, т. е. чем больше средняя яркость объекта съемки, тем больше возникает рассеянного света и заметнее его влияние на передачу тональной градации объекта в его изображении. Одновременно с этим и контрастность самого объекта съемки играет важную роль.
«Оптическое изображение объекта съемки всегда передает детали яркости и интервал яркости объекта в существенно искаженном виде. Интервал яркости оптического изображения всегда значительно меньше интервала яркости объекта и независимо от величины интервала яркости объекта интервал яркости опти-ческого изображения почти никогда не-бывает больше 2,0—2,3 при среднем значении 1,3—1,5. Детали яркости в оптическом изображении также дают искаженную картину деталей яркости объекта, будучи всегда уменьшенными по сравнению с ними. Уменьшение деталей освещенности, небольшое в светах, делается огромным в тенях
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.