4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
Сфера формата Betacam SX - производство программ новостей, а также спортивных передач, документальных фильмов и других подобных программ. Новости - одна из основных телевизионных программ. Именно программы новостей в значительной степени определяют "лицо" телевизионного канала и служат важным фактором борьбы за лидерство и зрительские симпатии. Состязательность диктует свои требования: новости из любых точек земного шара должны выходить в эфир с минимальными задержками, производство программ должно не должно быть связано с крупными капитальными затратами и эксплуатационными расходами. Уже давно признано, что для удовлетворения этих требований значительная часть программ новостей должна монтироваться там, где эти новости рождаются, т.е. во внестудийных условиях. Следовательно, комплект телевизионной аппаратуры для съемки и внестудийного монтажа программ новостей должен быть компактным, легким и включать небольшое число единиц оборудования. Аппаратура должна быть надежной и допускать эксплуатацию в широком диапазоне климатических и погодных условий.
Итак, Betacam SX - это не просто формат видеозаписи, а цифровая система, объединяющая разные носители и технологии: ленту - для съемки и линейного монтажа в полевых условиях, диск - для нелинейного монтажа в студии, цифровые интерфейсы - для подключения к сетям передачи данных и линиям телекоммуникаций, компрессию - для повышения эффективности обмена данными. Один из важнейших видов обработки - видеокомпрессия, позволяющая сократить скорость потока записываемых данных за счет устранения избыточности, присущей типичных телевизионным изображениям. Видеокомпрессия используется в большинстве современных систем видеозаписи, поэтому соперничество форматов видеозаписи - это и соревнование алгоритмов компрессии.
Итак, применение видеокомпрессии данных представляет собой эффективный фактор проектирования аппаратов видеозаписи. Компрессия, применяемая в Betacam SX, позволяет довести поток данных компонентного видеосигнала стандарта 4:2:2 до 18 Мбит/с, т.е. сжать его почти в 10 раз. Такая скорость потока данных является самой маленькой в мире современной цифровой видеозаписи. Ближайшие соседи - это формат бытовой видеозаписи DV и форматы на базе DV - DVCAM и DVCPRO, в которых скорость потока компрессированных данных почти на 40% больше - 25 Мбит/с, причем при стандарте дискретизации 4:2:0 или 4:1:1. Поэтому именно формат Betacam SX позволил разработчикам в наибольшей степени использовать преимущества, обеспечиваемые компрессией как фактором проектирования.
При межкадровом кодировании (примером является MPEG-2) устраняется и пространственная, и временная избыточность изображения. При компрессии до заданной скорости потока данных такая система позволяет получить более высокое качество изображения, чем в случае только внутрикадрового кодирования. Эффективность межкадрового кодирования зависит от количества кадров в группе изображений - чем больше длина группы, тем выше степень компрессии.
Компрессия MPEG-2 уже применяется на ряде этапов телевизионного производства и вещания: при выдаче цифровых телевизионных программ в эфир, при передаче программных материалов по сетям и линиям коммуникаций. Поэтому использование MPEG-2 в процессе производства телевизионных программ - это стратегический выбор, стимулирующий решение проблемы монтажа на уровне компрессированных потоков видеоданных. Betacam SX стал первым форматом цифровой видеозаписи, предусматривающим применение системы компрессии MPEG-2.
Параметры формата Betacam SX
Параметры кодирования цифровых сигналов и общие параметры формата приведены в табл.1 и 2. Благодаря структуре дискретизации 4:2:2 цветовая информация сохраняется с детальностью, необходимой для выполнения монтажа и введения специальных эффектов на уровне, соответствующем требованиям производства программ. Квантование соответствует расходу 8 бит на отсчет. Записи подлежат 608 строк каждого кадра при стандарте разложения изображения 625/50 (576 строк соответствуют активной части кадра, а 32 - интервалу гашения, в котором может передаваться важная дополнительная информация). В 608 строках содержится 8x(720+360x2)x608=7004160 битов данных сигнала яркости и цветоразностных сигналов (в активной части каждой строки записывается 720 отсчетов яркостного сигнала и по 360 - каждого цветоразностного). При частоте кадров 25 Гц это
Таблица 1. Формат Betacam SX. Параметры кодирования входных сигналов. | |
Параметр | Значение |
Видео | |
Частота дискретизации, МГц | 13,5 (Y), 6,75 (R-Y/B-Y) |
Число записываемых отсчетов в строке | 720 (Y) 360 (R-Y/B-Y) |
Число записываемых строк в кадре | 608 (625/50) 507 (525/60) |
Квантование, бит/отсчет | 8 |
Компрессия | 10:1, MPEG-2 422P@ML |
Звук | |
Частота дискретизации, кГц | 48 |
Квантование, бит/отсчет | 16 |
Число каналов | 4 |
!Ошибка в формуле | |
Параметр | Значение |
Видео | |
Частота дискретизации, МГц | 13,5 (Y), 6,75 (R-Y/B-Y) |
Число записываемых отсчетов в строке | 720 (Y) 360 (R-Y/B-Y) |
Число записываемых строк в кадре | 608 (625/50) 507 (525/60) |
Квантование, бит/отсчет | 8 |
Компрессия | 10:1, MPEG-2 422P@ML |
Звук | |
Частота дискретизации, кГц | 48 |
Квантование, бит/отсчет | 16 |
Число каналов | 4 |
Таблица 2. Общие параметры формата Betacam SX. | |
Параметр | Значение |
Ширина ленты, мм | 12,65 |
Толщина ленты, мкм | 14,5 |
Рабочий слой | Металло-порошковый (1450 Э) Могут использоваться ленты типов UVWT и BCT-MA |
Размеры кассет, мм S L | 156x96x25 245x145x25 |
Минимальная длина волны, мкм | 0,744 |
Диаметр барабана головок, мм | 81,4 |
Частота вращения барабана, Гц | 75 (625/50) 74,925 (525/60) |
Число строчек/группу | 12 (625/50) 10 (525/60) |
Ширина строчек, мкм | 32 |
Шаг пар строчек, мкм | 64 |
Угол наклона строчки, град | 4,62 |
Азимут, град | 15,26 |
Скорость транспортирования ленты, мм/с | 59,575 (Betacam SX 625/50) 59,515 (Betacam SX 525/60) 101,5 (Betacam/SP 625/50) 118,6 (Betacam/SP 525/60) |
Продольные дорожки | Дорожки временного кода, управления, дополнительная |
Время записи на кассету (макс.), мин S L | 62 мин. 194 мин. |
Полный поток записываемых на ленту данных составляет около 40 Мбит/с. Эта величина включает в себя 18 Мбит/с компрессированных видеоданных, к которым добавляются проверочные данные для защиты от ошибок (42%), данные четырех некомпрессированных каналов звука с защитой (159%). Значительный объем проверочных данных (общий усредненный их объем превышает 80%, обеспечивая защиту как от флуктуационных шумов, так и от ошибок, обусловленных выпадениями, царапинами на ленте и загрязнением головок) является отличительной особенностью формата Betacam SX. Благодаря такому объему проверочных данных оказывается возможным, например, полностью восстановить (не маскировать, а именно восстановить путем вычислений с использованием проверочных данных) информацию, содержащуюся на двух наклонных дорожках из 12 дорожек группы изображений, в случае ее потери из-за выпадений или царапин.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
Точка зрения
Кино склеивается из множества кадров, каждый из которых снят со своей точки зрения. Если точка зрения на предмет привычна зрительскому глазу, то вопроса (сознательного или подсознательного), кому она принадлежит, как правило, не возникает Снимая стол, на котором устроен некий натюрморт, чуть сверху, как бы с точки зрения человека, сидящего за столом, мы даем сигнал зрителю, что он участвует з разглядывании чего-то привычного, обыденного.
Одна точка ярения, привычная, ассоциируется, таким образом, с нейтральным, описательным авторским взглядом, другая, необычная - с взглядом персонажа. В повествовательном кино используются разные адреса точек зрения. Наиболее распространена АВТОРСКАЯ точка - точка зрения невидимого рассказчика. В некоторые моменты она то отдаляется от точки зрения персонажа, то приближается к ней, то - в редких случаях, перестает быть авторской и становится совсем СУБЪЕКТИВНОЙ, пытаясь непосредственно передать то, что видит персонаж.
Если сцена достаточно длинна и психологична в подробностях, то, конечно, основным приемом для нее послужит "ВОСЬМЕРКА", то есть повтор монтажных перебросок с одного героя на другого.
что расположение камеры в пространстве - мощное оружие, которым нужно пользоваться поначалу сознательно, потом, возможно - интуитивно, но всегда во благо гармонии фильма, которая не терпит случайностей.
Съемка в определенном ракурсе — это съемка, когда оптическая ось объектива направлена не перпендикулярно к вертикальным, плоскостям объекта, а наклонно.
Ракурсная позиция камеры— это возможность дополнительных изобразительных комментариев, которые не открылись бы, если бы оператор взглянул на объект под обычным углом зрения.
Признак, выраженный ракурсом, обогащает объект в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство ракурса используется при создании художественного образа, и работа оператора на этом уровне является гораздо более сложной, чем использование приема как пространственного ориентира. Ракурсная съемка подчеркивает в предмете не только признаки, присущие ему в настоящее время, но и возможные, домысливаемые, перенесенные с отвлеченных понятий.
Варианты использования ракурсной съемки:
Ракурс = пространственная ориентация
Ракурс = приём позволяющий предмету проявить свои признаки.
Ракурс = 1 эпитет, характеризующий объект
Правомерность ракурсной съемки определяется двумя причинами:
1) точка зрения камеры совпадает с точкой зрения участника события;
2) точка зрения камеры мотивирована авторским отношением к объекту.
Перспектива (виды).
Психология восприятия изображения конструирует в сознании человека трехмерную схему, и мы «видим» пространственные ориентиры, которые возникают особенно убедительно, когда они подчеркнуты перспективой:
1) Линейная перспектива. Приём дающий возможность имитировать третье измерения, выявить пространство. Параллельные линии, уходящие вдаль, мы видим сходящимися в одной точке, психология восприятия подсказывает, что на самом деле предметы одинаковы, линии параллельны, а кажущееся уменьшение масштабов и сближение линий воспринимается как результат удаления объектов от наблюдателя. Этот эффект и используется в построении линейной композиции. Линии уходящие от камеры, наиболее удачно располагать по диагонали или в направлении, близком к диагонали.
2) Воздушная (тональная) перспектива.Явление воздушной перспективы является результатом рассеивания и поглощения света в воздушной среде, снижения отчетливости изображений, смягчения контраста, уменьшается насыщенность цветовых тонов. По угасанию красок, исчезновению деталей, изменению характера оптического рисунка можно судить о расстояниях. Подчеркивать иллюзию пространства можно за счет замутнённости воздушного слоя, при съемке в задымленной среде, в туман, в дождь или в снегопад, специфика условий съёмки помогает передать глубину кадра. Тональную перспективу хорошо выявляет контровое освещение, например лучи солнца, за счет интенсивного светорассеяния выявляются мелки частицы находящиеся в воздухе создающие дымку, которая смягчает тона и краски. На этом фоне четко вырисовываются предметы, находящиеся на переднем плане.
3) Оптическая перспектива.При применение оптической перспективы, сюжетно важный элемент кадра выделяется фокусом объектива, при этом задний план размывается, в результате выявляется глубина кадра, его трёхмерность. Изменение резкости в глубине ясно указывает на удаленность объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства.
4) Положение объектов, перекрывающих друг друга относительно точки зрения камеры.Положение объектов, перекрывающих друг друга, относительно точки зрения камеры помогает показать расположение в пространстве при помощи самих предметов. При этом можно усилить эффект динамики: плывущая утка скрывается за листьями деревьев, при этом становится ясно что листья находятся ближе к камере. Детали объектов, расположенные перед камерой, попадая в кадр, становятся пространственным ориентиром, указывающим на глубинность композиционного построения.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.