3. Творческие требования к освещению.
Независимо от того, какие творческие и технические задачи стоят перед оператором, какой реальный материал действительности является объектом съемки, во все случаях изображение его на кино- и видеопленке создает свет.
Свет создает ту форму, которая переносится на экран...
Управляя светом на съемке, мы совершаем фактически работу по оформлению будущего изображения. Ощущение качества и интенсивности света, учет непосредственной связи между объектом и возможным его изображением на пленке связаны исключительно с техникой оператора.
Освещением объекта съемки оператор решает киноживописные и экспозиционные задачи — светом и тенями выявляет объем, пластические формы предметов, цвет и фактуру материалов; определяет экспозиционный режим съемки, воссоздает световые эффекты, уточняющие время и место действия; формирует тональную и цветовую выразительность кинокартины.
Работа со светом — одна из основ киноживописного искусства кинооператора в павильонах, в интерьерах, на натуре.
Освещение объектов съемки в павильоне осуществляется киноосветительными приборами и решает задачи как архитектонические, так и киноживописные и экспозиционные.
Оператор, освещая киноосветительными приборами фигуры, движущиеся в пространстве, накладывая света и тени, блики и рефлексы, как бы пишет картину, которая будет перенесена на пленку и затем на экран, где и иозникнет кинокартина как оптическое явление, как отраженный свет и цвет, с достаточной для зрительного восприятия точностью воспроизводящая действительность.
В действительности фигуры и предметы физически не находятся на одной плоскости, а движутся в пространстве. Поэтому, для того чтобы четко обрисовать контурные и объемные формы фигур и предметов на экране, отделить их друг от друга, выделить на фоне, создать иллюзию рельефа и глубины пространства, необходимо «построить» киноосвещение.
Фильм монтируется из кинокадров, снимаемых в разное время, в разных местах. Поэтому для достижения светотонального и колористического единства кадров монтажной картины, игровой сцены или эпизода фильма также необходимо соответствующее построение киноосвещения, определенный экспозиционный режим.
Киноосвещение по своему характеру можно подразделить на светотеневое, светотональное и силуэтное.
Светотеневое освещение создают направленным светом, образующим четко очерченные тени, и рассеянным светом, заполняющим теневые места объекта.
Светотональное освещение воспроизводит характер освещения на натуре в пасмурную погоду, когда все предметы освещены равномерно рассеянным светом. Светотональное освещение характерно полным отсутствием теней. При этом интервал яркостей в снимаемой сцене зависит от отражающей способности отдельных предметов.
Силуэтное освещение — объекты переднего плана, расположенные на светлом фоне, совершенно не освещены спереди и поэтому их детали не видны, но контуры вырисовываются четко.
Баланс освещения
Чтобы достичь необходимого соотношения светотени при освещении как всей сцены, так и отдельных средних и крупных планов, нужно установить наиболее подходящий баланс освещенностей, создаваемых отдельными источниками света: рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным и фоновым.
Контраст освещения
При равномерно-рассеянном свете интервал яркостей объекта зависит только от соотношения отражающей способности его деталей. Например, если лицо человека отражает 30% падающего на него света, а темный костюм всего 3%, контраст (интервал яркостей) такого объекта будет равен 30:3 или 10:1.
Если объект съемки освещают не только рассеянным светом, но и направленным, образующим тени, интервал яркостей объекта будет определяться не только отражающей способностью его деталей, но и контрастом освещения, т. е. отношением интенсивности рисующего и заполняющего света к интенсивности только одного заполняющего света
Чтобы замерить контраст освещения, нужно сначала замерить освещенность, создаваемую рисующим и заполняющим светом одновременно. Затем замерить освещенность в затененной части объекта (только рассеянный свет). Отношение замеренных освещенностей покажет контраст освещения объекта съемки.
Черно-белая кинопленка, обладающая большой фотографической широтой, допускает относительно большие контрасты освещения. Однако при съемке лица человека оптимальный контраст освещения составляет 2,5:1 или 3:1. При съемке портрета на цветную кинопленку рекомендуется устанавливать контраст освещения 2:1, но не более 2,5:1.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.