1. Специфика профессии.
Творческая и производственная работа кинооператора протекает в условиях индустриального производства, в творческом коллективе. Это требует не только профессиональной квалификации, знаний, умений, но и определенных психологических и этических качеств характера.
В работе над изобразительным стилем фильма кино - режиссер и кинооператор неразделимы. Кинематографическая форма синтетична; нельзя оценивать мизансцену, жест и мимику актера вне композиции кадра, света и приема съемки: ракурс, крупный план, монтаж, движение камеры организуют действия актера оптически на экране.
Только оператор «видит» кинокадр как картину: он работает со светом, оптикой,
гележками, кранами, замеряет освещенности, регулирует съемочную экспозицию, контролирует осветительные приборы и вариооптику — строит мизансцену и композицию, то есть выполняет свои художественно-творческие обязанности. Причем он должен сохранять работоспособность при любых обстоятельствах, на нем в большей степени лежит этическая ответственность за порядок на съемочной площадке.
Производство требует четкой работы всего коллектива съемочной группы при сохранении творческой формы на всех этапах работы над фильмом.
Оператор должен обладать оперативным мышлением, комплексной системой знаний и умений и четко выраженным личным художественным вкусом.
Непоправимая ошибка — считать процесс создания фильма независимым от знаний, умений, опыта. Творчество — это всегда поиск образных решений, всегда художественная обработка информации и впечатлений.
Каждый из постановщиков — режиссер, оператор, художник — должен обладать комплексной системой знаний, умений и способностей, чтобы создать фильм в единстве идеи и стиля. Для этого необходимы самоорганизация, самоконтроль, творческий, этический и производственный, а также мужество и самостоятельность, оригинальность мышления в отстаивании своих позиций.
Чем разнообразнее и сложнее кинематографические изобразительные-средства и приемы, тем более высокую творческую и производственную квалификацию должен иметь молодой специалист с самого начала своего пути. Крепкие производственные навыки, постоянство творческой формы на всех этапах работы над фильмом — непременное и обязательное условие.
Психофизиологической основой навыков является образование прочных динамических стереотипов, обусловливающих точность, быстроту и надежность выполнения определенных профессиональных действий. От быстроты и точности выполнения всех творческих (композиция, свет, колорит) и технических (фокусирование, экспозиция, движение камеры) элементов операции киносъемки зависит изобразительное качество кинокадров на пленке и экране.
В работе с камерой оператор должен ощущать эффект съемочного приема, в работе со светом — соотношение света и тени, соотношение лица и фона, колорит, характер объема и пространства и, что специфично только для кинооператорского искусства, экспрессию и кинетику кинокомпозиции.
2. Практика монтажной съемки.
Требование 1. Снятые планы должны правильно ориентировать зрителя относительно пространственного положения объектов съемки.
Требование 2. Снятые планы должны ориентировать зрителя относительно направления движения объектов.
Требование 3. Снятые планы должны быть организованы по фазе движения объектов.
Любой план, где присутствует динамичный предмет, не следует снимать коротко, прерывая траекторию перемещения предмета на какой-либо фазе, которая впоследствии обяжет продолжать в следующем кадре начатое движение или, наоборот, начинать его, если была зафиксирована только конечная фаза.
Требование 4. Снятые планы должны монтироваться по темпу движения.
Требование 5. Снятые планы при монтаже не должны иметь резкого смещения центров внимания. Это вопрос композиционного построения кадра. Изобразительный скачок происходит тогда, когда мы не получаем ожидаемой информации с того участка, где предполагали ее обнаружить. Аналогичный эффект возникает и в случаях, когда резко изменяется расположение, форма, количество сюжетно важных компонентов, находящихся рядом или в тесной связи с центром внимания.
Требование 6. Планы, на которых изображен один и тот же объект, рекомендуется снимать с последовательным смещением точек съемки.
Требование 7. Снятые планы должны сочетаться по направлению основной движущейся массы, занимающей в двух соседних кадрах различные площади.
Требование 8. Снятые кадры должны быть однородны по свето-тональному решению.
Требование 9. Снятые планы должны сочетаться по крупности изображения.
Требование 10. Снятые планы должны монтироваться по цвету.
Снимая реальную ситуацию, оператор-документалист передаст ее в тех цветовых соотношениях, которые соответствуют истинному положению вещей. Но иногда от него целиком зависят колористические характеристики кадров, которые впоследствии составят единую монтажную фразу.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.