logo
Ответы ГОС экзамена

1. Специфика профессии.

Творческая и производ­ственная работа кинооператора протекает в условиях индустриального производства, в творческом коллекти­ве. Это требует не только профессиональной квалифи­кации, знаний, умений, но и определенных психологи­ческих и этических качеств характера.

В работе над изобразительным стилем фильма кино - режиссер и кинооператор неразделимы. Кинематогра­фическая форма синтетична; нельзя оценивать мизан­сцену, жест и мимику актера вне композиции кадра, света и приема съемки: ракурс, крупный план, монтаж, движение камеры организуют действия актера оптически на экране.

Только оператор «видит» кинокадр как картину: он работает со светом, оптикой,

гележками, кранами, замеряет освещенности, регулирует съемочную экспозицию, контролирует осветительные приборы и вариооптику — строит мизансцену и компо­зицию, то есть выполняет свои художественно-творчес­кие обязанности. Причем он должен сохранять работо­способность при любых обстоятельствах, на нем в боль­шей степени лежит этическая ответственность за поря­док на съемочной площадке.

Производство требует четкой работы всего коллекти­ва съемочной группы при сохранении творческой формы на всех этапах работы над фильмом.

Оператор должен обладать оперативным мышлением, комплексной системой знаний и умений и четко выра­женным личным художественным вкусом.

Непоправимая ошибка — считать процесс создания фильма независимым от знаний, умений, опыта. Твор­чество — это всегда поиск образных решений, всегда художественная обработка информации и впечатлений.

Каждый из постановщиков — режиссер, оператор, художник — должен обладать комплексной системой знаний, умений и способностей, чтобы создать фильм в единстве идеи и стиля. Для этого необходимы самоорга­низация, самоконтроль, творческий, этический и произ­водственный, а также мужество и самостоятельность, оригинальность мышления в отстаивании своих пози­ций.

Чем разнообразнее и сложнее кинематографические изобразительные-средства и приемы, тем более высокую творческую и производственную квалификацию должен иметь молодой специалист с самого начала своего пути. Крепкие производственные навыки, постоянство твор­ческой формы на всех этапах работы над фильмом — непременное и обязательное условие.

Психофизиологической основой навыков является образование прочных динамических стереотипов, обу­словливающих точность, быстроту и надежность выпол­нения определенных профессиональных действий. От быстроты и точности выполнения всех творческих (ком­позиция, свет, колорит) и технических (фокусирование, экспозиция, движение камеры) элементов операции ки­носъемки зависит изобразительное качество кинокадров на пленке и экране.

В работе с камерой оператор должен ощущать эффект съемочного приема, в работе со светом — соотношение света и тени, соотношение лица и фона, колорит, харак­тер объема и пространства и, что специфично только для кинооператорского искусства, экспрессию и кинетику кинокомпозиции.

2. Практика монтажной съемки.

Требование 1. Снятые планы должны правильно ориентировать зрителя относительно пространственного положе­ния объектов съемки.

Требование 2. Снятые планы должны ориентировать зрителя от­носительно направления движения объектов.

Требование 3. Снятые планы должны быть организованы по фазе движения объектов.

Любой план, где присутствует динамичный предмет, не следует снимать коротко, прерывая траекторию перемещения предмета на какой-либо фазе, которая впоследствии обяжет продолжать в следующем кадре начатое движение или, наоборот, начинать его, если была зафиксирована только конечная фаза.

Требование 4. Снятые планы должны монтироваться по темпу дви­жения.

Требование 5. Снятые планы при монтаже не должны иметь резко­го смещения центров внимания. Это вопрос композиционного построения кадра. Изобразительный скачок про­исходит тогда, когда мы не получаем ожидаемой информации с того участка, где предполагали ее обнаружить. Аналогичный эффект возникает и в случаях, когда резко изме­няется расположение, форма, количество сюжетно важных ком­понентов, находящихся рядом или в тесной связи с центром вни­мания.

Требование 6. Планы, на которых изображен один и тот же объект, рекомендуется снимать с последовательным смеще­нием точек съемки.

Требование 7. Снятые планы должны сочетаться по направлению основной движущейся массы, занимающей в двух соседних кадрах различные площади.

Требование 8. Снятые кадры должны быть однородны по свето-тональному решению.

Требование 9. Снятые планы должны сочетаться по крупности изображения.

Требование 10. Снятые планы должны монтироваться по цвету.

Снимая реальную ситуацию, оператор-документалист передаст ее в тех цветовых соотношениях, которые соответствуют истинно­му положению вещей. Но иногда от него целиком зависят коло­ристические характеристики кадров, которые впоследствии соста­вят единую монтажную фразу.