logo
Ответы ГОС экзамена

1. Использование объективов для решения творческих задач.

Формируя кинокадр, следует исходить из смыслового значения его изобразительных компонентов, находящихся в непосредствен­ной зависимости от общей идеи сюжета. Все технические параметры следует подчинять за­даче наиболее выразительного показа объектов, составляю­щих его содержание.

Система линз позволяет оператору выразить свое понимание фактов и явлений, дать им смысловые оценки, создать кинемато­графический образ.

Длиннофокусные объективы являются одним из инструментов, позволяющий

решить определённый сюжетный замысел.

Используя длиннофокусный объектив можно добиться следующих результатов:

1) крупно снять предмет, удаленный от оператора;

2) дать своеобразное соотношение масштабов;

3) изменить пространственные ориентиры;

4) исказить форму предметов, изменив соотношение частей, которые направлены вдоль оптической оси;

5) замедлить поступательное движение объекта;

6) увеличить динамику при панорамирование движущегося объекта;

7) дать интересные варианты изобразительных решений, ис­пользуя малую глубину резкости оптической системы и перево­дя фокус с одной зоны на другую в процессе съемки плана.

При съёмке в туманную, снежную или дождливую погоду длиннофокусная оптика усилит эффект воздушной перспективы. Иногда чтоб подчеркнуть городской смог без длиннофокусного объектива не обойтись.

Важным условием применения длиннофокусной оптики является работа со

штативом и чем больше фокусное расстояние, тем больше требование к устойчивости, стабильности штатива. При панорамирование на длинном фокусе особенно важна штативная голова с хорошей плавностью хода.

Короткофокусный объектив

1. широко охватывает пространство, и поэтому характерная о собенность планов, снятых такой опти­кой, — большое количество объектов, попавших в кадр. Предметы, расположенные в поле зрения, имеют различный масштаб, боль­шая глубина резкости обеспечивает фокусность по всему простран­ству кадра.

2. Оптика с широким углом зрения дает возможность снимать в интерьерах, где это крайне затруднено из-за ограниченных разме­ров помещения. Пространственные искажения, которые при этом неминуемы, обычно не вызывают противоречия, а в иных случаях помогают кинематографистам, создавая иллюзию глубины кадра. Объективы с коротким фокусным расстоя­нием «ломают» вертикальные пинии, если съемка ведется под ка­ким-либо ракурсом.

3.Неизбежные искажения вызываются преуве­личенной, по сравнению с человеческим видением, передачей перспективы. Широкоугольный объек­тив строит перспективное изображение, резко подчеркивая разноудаленность деталей, и вследствие этого меняет привычные соотношения.

4.Под­черкивают внутрикадровую динамику. Линии схода при использо­вании широкоугольной оптики идут под более крутыми углами, предмет, передвигающийся в глубину кадра, интенсивно меняет свои масштабы, и в итоге у зрителей создается ощущение экспрес­сии.

5.Широкоугольные объективы, захватывая большое пространство, не концентрируют внимание зрителя на мелких деталях, и это облегчает съемку без штатива. Причем с рук можно снимать не только статичные планы, но и проходы. Неизбежное при таком методе работы покачивание камеры становится менее заметным.

6.Глубина резкости, свойственная короткофокусным оптическим системам, позволяет строить многоплановые композиции, исполь­зуя максимум выразительных компонентов по всей глубине кадра.

Короткофокусная оптика незаменима при событийном репор­таже, который ведется в условиях тесноты, при большом скоплении народа. Широкий угол зрения дает возможность оператору полу­чать планы разной крупности, находясь в непосредственной близо­сти от своих героев. Но в таких случаях кинохроникеру нужно быть

крайне внимательным и помнить об изобразительных искажениях, которые особенно нежелательны при съемке людей.

Киносъемка объективами с переменным фокусным расстоянием:

Используя объектив с переменным фокусным расстоянием, оператор, не изменяя съемочной точки, увеличивает или уменьша­ет масштаб изображения, укрупнением имитируя наезд, а перехо­дом к более общему плану создавая иллюзию удаления — «отъез­да». Оптический наезд и отъезд— оператор­ские приемы, помогающие акцентировать внимание на объекте съемки или, наоборот, как бы отстраниться от него, изменить инфор­мацию, идущую с экрана, превратив количество изобразительных сведений в новое смысловое и эмоциональное качество.

Своеобразие плана, снятого с переменой фокусного расстоя­ния, заключается в том, что все его фазы (последовательное сое­динение общего, среднего и крупного планов) неопровержимо свидетельствуют о единстве места, времени и действия, что оказы­вает определенное психологическое влияние на зрителя.

Отсутствие монтажных склеек делает наезд достоверным, не нуждающимся в психологических обоснованиях, ибо они заключены в непрерывности самого плана. Это придает ему особую эмоциональную выразительность.

При фактическом наезде характер оптического рисунка объектива не изменяется, а при использова­нии объектива с переменным фокусным расстоянием он меняет­ся непрерывно и в каждый момент соответствует фокусному рас­стоянию той оптической системы, которая действует.

Преимущества съемки объективами с переменным фокусным расстоянием заключаются в следующем:

1) для осуществления приема не требуется никаких транспорт­ных средств;

2) рельеф и характер поверхности, по которой пришлось бы передвигаться, совершая обыкновенный наезд, не играет никакой роли;

3) на всем протяжении плана объект находится в резкости, и оператору во время съемки не нужно переводить фокус;

4) можно «наехать» на сюжетно важный объект через любую прозрачную среду или через отверстие в предмете, находящемся перед камерой;

5) можно осуществить отъезд или наезд любого темпа, из любого положения, что иногда оказывается невозможным при ме­ханическом перемещении камеры.

  1. Насадочные линзы. Применение. Типы.

При всем многообразии вариообъективов, выпускаемых ведущими производителями телевизионной оптики, теле- и кинооператоры широко используют оптические устройства, позволяющие решать сложные задачи (съемка крупным планом, расширение границ снимаемого пространства, художественная выразительность концертных программ.

Основные типы оптических устройств:

1.конвертеры широкоугольные и длиннофокусные;

2.насадки и насадочные линзы широкоугольные или сверхширокоугольные;

3.мультиплексоры;

4.линзы ближней съемки;

5. Эффектные насадки.

Каждый из них создает определенный световой рисунок, способ­ствующий выявлению формы и очертаний объекта.

1.Конвертеры представляют собой афокальные системы из 3…5 линз, устанавливаемые перед объективом телекамеры. Выпускаются конвертеры двух типов: широкоугольные и длиннофокусные.

Широкоугольные конвертеры увеличивают максимальный угол поля зрения объектива на 20…30%. Более широкий угол поля зрения позволяет получить больше информации, особенно при съемке в небольших помещениях. При этом увеличивается глубина резкости и уменьшается минимальное расстояние до объекта, что позволяет оператору приблизиться к предмету съемки без ухудшения фокусировки. Конвертер не вызывает потерь света, поэтому нет необходимости менять выдержку или освещенность. Преимущество широкоугольных конвертеров, помимо увеличения угла поля зрения, состоит в сохранении возможности масштабирования по диапазону изменения фокусных расстояний. Коэффициент увеличения современных широкоугольных конвертеров составляет 0,65…0,8, а их масса не превышает 1 кг.

Телеконвертер (длиннофокусный) также устанавливается на переднюю поверхность объектива, увеличивая диапазон максимальных фокусных расстояний. Минимальная дистанция съемки объектива в комбинации с телеконвертером пропорциональна квадрату коэффициента увеличения изображения. Потеря света на отражение и поглощение в стекле не сказывается на цветопередаче и уровне освещенности. Телеконвертер работает только в диапазоне больших фокусных расстояний (2,2…3,5 м). Коэффициент увеличения этих устройств, как правило, составляет 1,5…1,7, а масса — 0,7…0,9 кг.

Выпускается также и реверсивный конвертер, сочетающий свойства широкоугольного и длиннофокусного конвертеров в одном устройстве. Он предназначен для увеличения угла поля зрения и фокусного расстояния вариообъективов профессиональных и бытовых видеокамер (в зависимости от варианта установки на объектив).

2. Для расширения пределов изменения фокусных расстояний в сторону максимальных значений применяются встроенные и съемные мультиплексоры, устанавливаемые между объективом и телекамерой. Их особенно целесообразно применять при съемках игровых сюжетов крупным планом, например во время спортивных передач. В зависимости от условий съемки, сменные мультиплексоры можно применять в комбинации с телеконвертером. Но следует помнить, что в отличие от телеконвертеров мультиплексор снижает светосилу объектива пропорционально квадрату коэффициента увеличения мультиплексора.

3.Достоинством широкоугольных насадок является увеличение угла поля зрения объектива при меньших габаритах и массе по сравнению с широкоугольными конвертерами, а также меньшие потери в светопропускании. Эти насадки состоят, как правило, из одной отрицательной линзы, иногда из двух-трех для большего увеличения угла поля зрения. Главным недостатком при съемке широкоугольными насадками является возможность работы с ними только вблизи минимального фокусного расстояния и только в режиме макросъемки, с помощью которого и выполняется подфокусировка. При использовании широкоугольных насадок светосила объектива не изменяется. Коэффициент увеличения насадок составляет 0,7…0,8, а масса — 0,45…0,55 кг.

Для создания эффекта видения с существенным искажением изображения, выпускаются сверхширокоугольные насадки fish Eye («рыбий глаз») с углом поля зрения 130° и более. Они увеличивают глубину, приближая близкие предметы. Благодаря искажениям типа «бочка» изменяются те части кадра, которые находятся вверху и внизу. Для устранения геометрических искажений выпускаются насадки с асферическими поверхностями.