1. Использование объективов для решения творческих задач.
Формируя кинокадр, следует исходить из смыслового значения его изобразительных компонентов, находящихся в непосредственной зависимости от общей идеи сюжета. Все технические параметры следует подчинять задаче наиболее выразительного показа объектов, составляющих его содержание.
Система линз позволяет оператору выразить свое понимание фактов и явлений, дать им смысловые оценки, создать кинематографический образ.
Длиннофокусные объективы являются одним из инструментов, позволяющий
решить определённый сюжетный замысел.
Используя длиннофокусный объектив можно добиться следующих результатов:
1) крупно снять предмет, удаленный от оператора;
2) дать своеобразное соотношение масштабов;
3) изменить пространственные ориентиры;
4) исказить форму предметов, изменив соотношение частей, которые направлены вдоль оптической оси;
5) замедлить поступательное движение объекта;
6) увеличить динамику при панорамирование движущегося объекта;
7) дать интересные варианты изобразительных решений, используя малую глубину резкости оптической системы и переводя фокус с одной зоны на другую в процессе съемки плана.
При съёмке в туманную, снежную или дождливую погоду длиннофокусная оптика усилит эффект воздушной перспективы. Иногда чтоб подчеркнуть городской смог без длиннофокусного объектива не обойтись.
Важным условием применения длиннофокусной оптики является работа со
штативом и чем больше фокусное расстояние, тем больше требование к устойчивости, стабильности штатива. При панорамирование на длинном фокусе особенно важна штативная голова с хорошей плавностью хода.
Короткофокусный объектив
1. широко охватывает пространство, и поэтому характерная о собенность планов, снятых такой оптикой, — большое количество объектов, попавших в кадр. Предметы, расположенные в поле зрения, имеют различный масштаб, большая глубина резкости обеспечивает фокусность по всему пространству кадра.
2. Оптика с широким углом зрения дает возможность снимать в интерьерах, где это крайне затруднено из-за ограниченных размеров помещения. Пространственные искажения, которые при этом неминуемы, обычно не вызывают противоречия, а в иных случаях помогают кинематографистам, создавая иллюзию глубины кадра. Объективы с коротким фокусным расстоянием «ломают» вертикальные пинии, если съемка ведется под каким-либо ракурсом.
3.Неизбежные искажения вызываются преувеличенной, по сравнению с человеческим видением, передачей перспективы. Широкоугольный объектив строит перспективное изображение, резко подчеркивая разноудаленность деталей, и вследствие этого меняет привычные соотношения.
4.Подчеркивают внутрикадровую динамику. Линии схода при использовании широкоугольной оптики идут под более крутыми углами, предмет, передвигающийся в глубину кадра, интенсивно меняет свои масштабы, и в итоге у зрителей создается ощущение экспрессии.
5.Широкоугольные объективы, захватывая большое пространство, не концентрируют внимание зрителя на мелких деталях, и это облегчает съемку без штатива. Причем с рук можно снимать не только статичные планы, но и проходы. Неизбежное при таком методе работы покачивание камеры становится менее заметным.
6.Глубина резкости, свойственная короткофокусным оптическим системам, позволяет строить многоплановые композиции, используя максимум выразительных компонентов по всей глубине кадра.
Короткофокусная оптика незаменима при событийном репортаже, который ведется в условиях тесноты, при большом скоплении народа. Широкий угол зрения дает возможность оператору получать планы разной крупности, находясь в непосредственной близости от своих героев. Но в таких случаях кинохроникеру нужно быть
крайне внимательным и помнить об изобразительных искажениях, которые особенно нежелательны при съемке людей.
Киносъемка объективами с переменным фокусным расстоянием:
Используя объектив с переменным фокусным расстоянием, оператор, не изменяя съемочной точки, увеличивает или уменьшает масштаб изображения, укрупнением имитируя наезд, а переходом к более общему плану создавая иллюзию удаления — «отъезда». Оптический наезд и отъезд— операторские приемы, помогающие акцентировать внимание на объекте съемки или, наоборот, как бы отстраниться от него, изменить информацию, идущую с экрана, превратив количество изобразительных сведений в новое смысловое и эмоциональное качество.
Своеобразие плана, снятого с переменой фокусного расстояния, заключается в том, что все его фазы (последовательное соединение общего, среднего и крупного планов) неопровержимо свидетельствуют о единстве места, времени и действия, что оказывает определенное психологическое влияние на зрителя.
Отсутствие монтажных склеек делает наезд достоверным, не нуждающимся в психологических обоснованиях, ибо они заключены в непрерывности самого плана. Это придает ему особую эмоциональную выразительность.
При фактическом наезде характер оптического рисунка объектива не изменяется, а при использовании объектива с переменным фокусным расстоянием он меняется непрерывно и в каждый момент соответствует фокусному расстоянию той оптической системы, которая действует.
Преимущества съемки объективами с переменным фокусным расстоянием заключаются в следующем:
1) для осуществления приема не требуется никаких транспортных средств;
2) рельеф и характер поверхности, по которой пришлось бы передвигаться, совершая обыкновенный наезд, не играет никакой роли;
3) на всем протяжении плана объект находится в резкости, и оператору во время съемки не нужно переводить фокус;
4) можно «наехать» на сюжетно важный объект через любую прозрачную среду или через отверстие в предмете, находящемся перед камерой;
5) можно осуществить отъезд или наезд любого темпа, из любого положения, что иногда оказывается невозможным при механическом перемещении камеры.
Насадочные линзы. Применение. Типы.
При всем многообразии вариообъективов, выпускаемых ведущими производителями телевизионной оптики, теле- и кинооператоры широко используют оптические устройства, позволяющие решать сложные задачи (съемка крупным планом, расширение границ снимаемого пространства, художественная выразительность концертных программ.
Основные типы оптических устройств:
1.конвертеры широкоугольные и длиннофокусные;
2.насадки и насадочные линзы широкоугольные или сверхширокоугольные;
3.мультиплексоры;
4.линзы ближней съемки;
5. Эффектные насадки.
Каждый из них создает определенный световой рисунок, способствующий выявлению формы и очертаний объекта.
1.Конвертеры представляют собой афокальные системы из 3…5 линз, устанавливаемые перед объективом телекамеры. Выпускаются конвертеры двух типов: широкоугольные и длиннофокусные.
Широкоугольные конвертеры увеличивают максимальный угол поля зрения объектива на 20…30%. Более широкий угол поля зрения позволяет получить больше информации, особенно при съемке в небольших помещениях. При этом увеличивается глубина резкости и уменьшается минимальное расстояние до объекта, что позволяет оператору приблизиться к предмету съемки без ухудшения фокусировки. Конвертер не вызывает потерь света, поэтому нет необходимости менять выдержку или освещенность. Преимущество широкоугольных конвертеров, помимо увеличения угла поля зрения, состоит в сохранении возможности масштабирования по диапазону изменения фокусных расстояний. Коэффициент увеличения современных широкоугольных конвертеров составляет 0,65…0,8, а их масса не превышает 1 кг.
Телеконвертер (длиннофокусный) также устанавливается на переднюю поверхность объектива, увеличивая диапазон максимальных фокусных расстояний. Минимальная дистанция съемки объектива в комбинации с телеконвертером пропорциональна квадрату коэффициента увеличения изображения. Потеря света на отражение и поглощение в стекле не сказывается на цветопередаче и уровне освещенности. Телеконвертер работает только в диапазоне больших фокусных расстояний (2,2…3,5 м). Коэффициент увеличения этих устройств, как правило, составляет 1,5…1,7, а масса — 0,7…0,9 кг.
Выпускается также и реверсивный конвертер, сочетающий свойства широкоугольного и длиннофокусного конвертеров в одном устройстве. Он предназначен для увеличения угла поля зрения и фокусного расстояния вариообъективов профессиональных и бытовых видеокамер (в зависимости от варианта установки на объектив).
2. Для расширения пределов изменения фокусных расстояний в сторону максимальных значений применяются встроенные и съемные мультиплексоры, устанавливаемые между объективом и телекамерой. Их особенно целесообразно применять при съемках игровых сюжетов крупным планом, например во время спортивных передач. В зависимости от условий съемки, сменные мультиплексоры можно применять в комбинации с телеконвертером. Но следует помнить, что в отличие от телеконвертеров мультиплексор снижает светосилу объектива пропорционально квадрату коэффициента увеличения мультиплексора.
3.Достоинством широкоугольных насадок является увеличение угла поля зрения объектива при меньших габаритах и массе по сравнению с широкоугольными конвертерами, а также меньшие потери в светопропускании. Эти насадки состоят, как правило, из одной отрицательной линзы, иногда из двух-трех для большего увеличения угла поля зрения. Главным недостатком при съемке широкоугольными насадками является возможность работы с ними только вблизи минимального фокусного расстояния и только в режиме макросъемки, с помощью которого и выполняется подфокусировка. При использовании широкоугольных насадок светосила объектива не изменяется. Коэффициент увеличения насадок составляет 0,7…0,8, а масса — 0,45…0,55 кг.
Для создания эффекта видения с существенным искажением изображения, выпускаются сверхширокоугольные насадки fish Eye («рыбий глаз») с углом поля зрения 130° и более. Они увеличивают глубину, приближая близкие предметы. Благодаря искажениям типа «бочка» изменяются те части кадра, которые находятся вверху и внизу. Для устранения геометрических искажений выпускаются насадки с асферическими поверхностями.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.