logo
Ответы ГОС экзамена

4. Съемка в туман, дождь, снегопад.

Съемка в пасмурную погоду, морось и дождь харак­теризуется следующими основными условиями: неравномерностью освещенности как для горизон­тальных, так и особенно для вертикальных поверхнос­тей; постоянством спектрального состава освещающего света (примерно 5700—7500°), что означает преобладание синего излучения; несмотря на это, можно получить все естественные цвета лиц, зелени и неба; тем, что интервал яркости снижается; изображение получается тональным, то есть постро­енным только на цвете или цветотональных контрас­тах; цвета передаются мягко, краски не столь ярки, контуры теряют линейность, фоны смотрятся в воз­душной перспективе; фотографические условия тако­вы, что пленка полностью передает все цветовые соче­тания и оттенки;

Значение этой среды для перспективы - смягчение контрастов и разбеливание тонов.

Съемка на натуре в туман, дождь и снегопад должна наиболее выразительно выявлять характер погоды, и вместе с тем камера и оптика не должны подвергаться воздействию осадков. Таким обра­зом, в процессе съемки нужно помнить о двух составляющих: творческой задаче и технологии съемки.

Съемка в туман. Туманная среда не имеет ярко выраженных частиц, ее выявляют предметы и фигуры, темные на переднем пла­не и теряющие насыщенность тонов по мере удаления в глубину кадра. Чтобы передать состояние атмосферы, оператору следует показать характер погружения объекта в среду.

Появляясь из тума­на или удаляясь от камеры, объект меняет свою изобразительную характеристику и визуально подтверждает наличие в воздухе оп­ределенной материальной субстанции.

Оператор, поставивший себе задачу показать состояние ат­мосферы в туман, должен искать варианты динамических компо­зиций и создавать их если не внутрикадровым движением объек­тов, то приемами динамической киносъемки. По мере приближения

к предмету или человеку цветотональная насыщенность будет воз­растать, свидетельствуя о наличии туманной среды.

Вести экспонометрический контроль такой съемки следует по светам, опасаясь передержек которые могут возникнуть, если оператор захочет выявить фактуры и детали темных поверхностей. Передержка, разбелив изображение, уничтожит нежную, тонкую-градацию тонов, которая свойственна туманной погоде.

Наиболее эффектные съемки любого действия, происходяще­го в тумане, получаются в условиях, когда слой тумана не отлича­ется особой концентрацией и сквозь него просвечивает солнце.

Съемка в дождь. Кадры, снятые в дождливую погоду, подчер­кивают трудности, которые приходится преодолевать герою, и» создают определенную эмоциональную окраску изобразительно­го ряда. Материальный признак погоды — водяные капли — прекрасный объект для твор­ческого освоения. Их фактура, динамика, момент встречи с пре­пятствием, когда они разбиваются на мелкие брызги, изменение их состояния и переход в водяные струйки, лужицы, лужи и про­чее— все это натура, обладающая характерной изобразительной пластикой.

В композиции кинокадра следует использовать возможность проекций светлых водяных ни­тей и капель на темные поверхности.

Блики на мокрых—предметах наиболее выразительны, когда съемка ведется против светлых поверхностей, которые служат источниками контрового света и зеркально отражаются объек­том.

Съемка в снегопад Необходимо учитывать, что падающий снег заметен только на фоне темных предметов. Крупные планы и детали, показывающие итог снегопада — заваленные снегом предметы, снег, покрывающий плечи, шапки, брови, — облегчают монтаж эпизода и расширяют изобразительную информацию.

Для создания живописного плана не следует применять корот­кофокусную оптику. Захватывая широкий угол, она передает сне­жинки слишком мелко, снижая эффект снегопада. Длиннофокус­ные объективы, наоборот, усиливают впечатление, так как на всем пространстве от объекта до камеры снежинки или капли дождя выглядят крупно, а на переднем плане получаются гораздо боль­ше своих истинных размеров за счет бесфокусности. Это следует учитывать при съемке людей. Портрет, снятый через такой своеоб­разный передний план, будет белее выразительным, чем снятый в тех же условиях другой оптикой.

58