4. Съемка в туман, дождь, снегопад.
Съемка в пасмурную погоду, морось и дождь характеризуется следующими основными условиями: неравномерностью освещенности как для горизонтальных, так и особенно для вертикальных поверхностей; постоянством спектрального состава освещающего света (примерно 5700—7500°), что означает преобладание синего излучения; несмотря на это, можно получить все естественные цвета лиц, зелени и неба; тем, что интервал яркости снижается; изображение получается тональным, то есть построенным только на цвете или цветотональных контрастах; цвета передаются мягко, краски не столь ярки, контуры теряют линейность, фоны смотрятся в воздушной перспективе; фотографические условия таковы, что пленка полностью передает все цветовые сочетания и оттенки;
Значение этой среды для перспективы - смягчение контрастов и разбеливание тонов.
Съемка на натуре в туман, дождь и снегопад должна наиболее выразительно выявлять характер погоды, и вместе с тем камера и оптика не должны подвергаться воздействию осадков. Таким образом, в процессе съемки нужно помнить о двух составляющих: творческой задаче и технологии съемки.
Съемка в туман. Туманная среда не имеет ярко выраженных частиц, ее выявляют предметы и фигуры, темные на переднем плане и теряющие насыщенность тонов по мере удаления в глубину кадра. Чтобы передать состояние атмосферы, оператору следует показать характер погружения объекта в среду.
Появляясь из тумана или удаляясь от камеры, объект меняет свою изобразительную характеристику и визуально подтверждает наличие в воздухе определенной материальной субстанции.
Оператор, поставивший себе задачу показать состояние атмосферы в туман, должен искать варианты динамических композиций и создавать их если не внутрикадровым движением объектов, то приемами динамической киносъемки. По мере приближения
к предмету или человеку цветотональная насыщенность будет возрастать, свидетельствуя о наличии туманной среды.
Вести экспонометрический контроль такой съемки следует по светам, опасаясь передержек которые могут возникнуть, если оператор захочет выявить фактуры и детали темных поверхностей. Передержка, разбелив изображение, уничтожит нежную, тонкую-градацию тонов, которая свойственна туманной погоде.
Наиболее эффектные съемки любого действия, происходящего в тумане, получаются в условиях, когда слой тумана не отличается особой концентрацией и сквозь него просвечивает солнце.
Съемка в дождь. Кадры, снятые в дождливую погоду, подчеркивают трудности, которые приходится преодолевать герою, и» создают определенную эмоциональную окраску изобразительного ряда. Материальный признак погоды — водяные капли — прекрасный объект для творческого освоения. Их фактура, динамика, момент встречи с препятствием, когда они разбиваются на мелкие брызги, изменение их состояния и переход в водяные струйки, лужицы, лужи и прочее— все это натура, обладающая характерной изобразительной пластикой.
В композиции кинокадра следует использовать возможность проекций светлых водяных нитей и капель на темные поверхности.
Блики на мокрых—предметах наиболее выразительны, когда съемка ведется против светлых поверхностей, которые служат источниками контрового света и зеркально отражаются объектом.
Съемка в снегопад Необходимо учитывать, что падающий снег заметен только на фоне темных предметов. Крупные планы и детали, показывающие итог снегопада — заваленные снегом предметы, снег, покрывающий плечи, шапки, брови, — облегчают монтаж эпизода и расширяют изобразительную информацию.
Для создания живописного плана не следует применять короткофокусную оптику. Захватывая широкий угол, она передает снежинки слишком мелко, снижая эффект снегопада. Длиннофокусные объективы, наоборот, усиливают впечатление, так как на всем пространстве от объекта до камеры снежинки или капли дождя выглядят крупно, а на переднем плане получаются гораздо больше своих истинных размеров за счет бесфокусности. Это следует учитывать при съемке людей. Портрет, снятый через такой своеобразный передний план, будет белее выразительным, чем снятый в тех же условиях другой оптикой.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.