2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
Виньетированием принято называть снижение освещенности к краям поля изображения, происходящее за счет уменьшения действующей площади входного зрачка объектива, вызываемое частичным ограничением оправой прохождения наклонных пучков лучей.
кома — искажение, свойственное изображению точек, лежащих вне оптической оси линзы, и нарушающее симметрию их изображения тем больше, чем дальше от оси находятся изображаемые точки. Кома — результат действия сферической аберрации на изображение внеосевых точек;
Кома — это вид искажений, вызываемых наличием сферической аберрации для точек, лежащих не на оси линзы или объектива. Устранение сферической аберрации для точек на оси оптической системы еще не значит, что этот дефект устранен для всего поля изображения.
Если точки объекта съемки находятся в стороне от оси системы, т. е. не в центре поля зрения объектива, то оси пучков лучей, идущих от этих точек на переднюю поверхность линзы, наклонены по отношению к ее оптической оси. Такой пучок лучей становится несимметричным уже на первой поверхности линзы. Далее его сечение не имеет круглой формы, а приобретает форму «кометы» с более ярким ядром и тусклым широким «хвостом».
Устранение или уменьшение различных аберраций в объективах достигается соответствующим сочетанием положительных и отрицательных линз, изготавливаемых из оптических стекол с различными показателями преломления, подбором радиусов кривизны поверхностей линз и промежутков между ними. В отдельных случаях прибегают к использованию линз с асферическими поверхностями. В результате объективы имеют минимальные остаточные аберрации. Однако даже в самых совершенных объективах не удается полностью устранить все виды искажений.
Для устранения комы в близких к центру участках поля при исправлении сферической аберрации необходимо соблюдение так называемого условия синусов:
А'В'
АВ
гдеАВ и А'В' — сопряженные элементы предмета и его изображения, расположенные перпендикулярно оптической оси, a Uт и U'm— апер-турные углы соответственно входного и выходного зрачков объектива (рис. VII.20).
На рисунке показано меридиональное сечение световых пучков в оптической системе, в которой выполнено указанное условие синусов, и, следовательно, для точки В, находящейся вне оси и ее изображения В', устранена аберрация комы.
Дисторсией называется погрешность, выражающаяся в нарушении подобия изображения самому предмету вследствие изменения масштаба изображения по мере удаления от центра поля. При этом в зависимости от расположения диафрагмы относительно линзы или компонентов объектива изменение масштаба от центра к краям поля изображения может происходить как в сторону его увеличения, так и уменьшения.
В результате форма предмета в его изображении искажается в том или другом направлени,
Причина дисторсии, как и сферической аберрации, заключается в более сильном отклонении лучей периферийными зонами положительной линзы по сравнению с ее центральной частью. Чем дальше от центра линзы проходит луч, тем сильнее он отклоняется.
При расположении апертурной диафрагмы перед линзой наблюдается так называемая отрицательная дисторсия, когда масштаб изображения предмета уменьшается по мере удаления от центра поля. Так, например, правильный квадрат, центр которого совпадает с оптической осью линзы, изображается в виде бочкообразной фигуры (рис. VII.23,Л). Этот вид искажений называют еще бочкообразной дисторсией.
Если диафрагма расположена за линзой, то масштаб изображния увеличивается по мере удаления от центра поля и изображение того же квадрата приобретает форму, похожую на подушку (рис. VII.23, Б). Этот вид дисторсии называют положительной, или подушкообразной.
Если оптическая система симметрична и состоит из двух одинаковых линз или групп линз, между которыми расположена диафрагма, то положительная дисторсия, вносимая ее первой половиной, будет в значительной степени компенсироваться отрицательной дисторсией, вносимой второй. В несимметричных объективах также возможна хорошая коррекция дисторсии. Ее обычно устраняют для положения предмета в бесконечности, и остаточная величина не превышает ± 1—2%.
Одновременное и полное устранение всех видов аберраций в различных киносъемочных объективах — задача неразрешимая. Поэтому при создании конкретных объективов оптики стремятся в каждом из них в первую очередь устранить те недостатки, которые в данном случае наиболее заметны и нежелательны. Остальные же устраняются по мере возможности. Так, например, для широкоугольных объективов в первую очередь необходимо устранение аберраций наклонных пучков лучей — комы, астигматизма, кривизны поля, которые при больших углах зрения заметнее влияют на конечный результат.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.