1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
Определение правильной экспозиции при киносъемке — важнейшая задача кинооператора. Качество фотографического изображения — контраст, проработка деталей в тенях и светах, цветовоспроизведение и общая тональность изображения все цело зависят от правильного экспонирования кинопленки.
Правильная экспозиция при киносъемке в данных условиях освещения — это такое сочетание диафрагмы объектива и выдержки, при котором будет получено наилучшее фотографическое изображение на применяемой кинопленке после ее лабораторной обработки.
Чем меньше интервал яркостей в снимаемой сцене, тем больше может быть допущено вариантов экспозиций.
Негативную кинопленку обычно экспонируют по теням, т. е. заботятся в первую очередь о том, чтобы наименее освещенные участки снимаемой сцены получили проработку в негативном изображении. Отсюда возникло правило: лучше немного переэкспонировать, чем недоэкспонировать. Однако это правило применимо только для негативной кинопленки.
При съемке на обращаемую кинопленку как на черно-белую, так и на цветную, это правило совершенно неприемлемо. Даже при небольшой передержке в обращенном позитивном изображении ухудшается воспроизведение деталей в светах, где они наиболее различимы. Изображение, лишенное деталей в светлых участках, производит неприятное впечатление, так как в первую очередь ухудшается фотографическое воспроизведение лица человека.
Недодержка, даже небольшая, означает, что наиболее светлые объекты в снимаемой сцене получатся на пленке, а следовательно, и на экране более темными. Все изображение окажется в низкой тональности, т. е. темным.
Интервал правильных экспозиций при съемке на обращаемую кинопленку чрезвычайно мал. Строго говоря, правильной экспозицией может быть лишь одна, от которой возможны самые незначительные отклонения.
Потому что от экспозиции зависит оптическая плотность почернения фотографического слоя кинопленки. Если негативные изображения могут быть светлее или темнее, а необходимые оптические плотности в позитивном изображении устанавливают подбором копировального света в процессе получения позитива, то в обращенном позитивном изображении оптические плотности определяются экспозицией при съемке.
Итак, критерием правильной экспозиции при съемке на обращаемую кинопленку является яркость наиболее светлых сюжетно важных деталей сцены, а не темных, как при съемке на негативную кинопленку. Наиболее светлыми следует считать только те детали, которые являются сюжетно важными. Такие детали должны быть не только светлыми, но и передавать на кинопленке фактуру поверхности. В жанровых сценах с людьми, в особенности на средних и крупных планах, сюда относится, в первую очередь, освещенная солнцем или любым источником рисующего света сторона лица человека. В пейзажных кадрах — это облака, в интерьерах — наиболее освещенные его части.
Несоблюдение правила — экспонировать по Светам — при съемке на цветную обращаемую кинопленку приводит еще и к нарушению правильности цветовоспроизведения.
Интервал яркостей снимаемой сцены зависит от отражательной способности отдельных деталей объектов съемки и от контраста освещения.
При освещении равномерно рассеянным светом, какое бывает, например, в пасмурную погоду, интервал яркостей минимальный; он определяется только соотношением коэффициентов отражения поверхностей объектов съемки.
В солнечную погоду или при освещении объектов съемки источником искусственного направленного света образуются тени, которые увеличивают интервал яркостей в снимаемой сцене.
При боковом и особенно при контровом освещении интервал яркостей часто достигает такого значения, которое превосходит фотографическую широту кинопленки. В таких случаях правильной экспозицией будет та, которая отвечает изобразительному замыслу наилучшего воспроизведения сюжетно важной части сцены.
Определение правильной экспозиции с помощью фотоэлектрического экспонометра
Определение правильной экспозиции при киносъемке с помощью фотоэлектрического экспонометра основано на световых измерениях двух видов:
1) на замерах яркости, или плотности светового потока, отраженного объектом съемки в направлении киносъемочного аппарата;
2) на замерах освещенности, т. е. поверхностной плотности светового потока, падающего на объект съемки.
Результаты, получаемые от этих двух видов световых замеров, могут быть разными. Существует несколько способов замера яркости объектов съемки для определения правильной экспозиции:
1) замер средней суммарной яркости всей снимаемой сцены;
2) яркости сюжетно важной детали объекта съемки;
3) яркости эталонной серой поверхности;
4) яркости самого светлого и самого темного участков в снимаемой сцене или в отдельном объекте.
1.Для замера средней суммарной яркости фотоэлектрический экспонометр помещают около кинокамеры и направляют окно фотоэлемента в сторону объекта съемки. Измеряют средневзвешенную яркость всех элементов объекта и фона.
Задача же экспонометрии состоит в том, чтобы сюжетно важные части объекта получили наиболее правильную экспозицию, независимо от яркости фона.
Чтобы исключить влияние яркости фона на воспроизведение тональности сюжетно важной части кадра, нужно применить другой способ замера, а именно:
2.замерить яркость не всего объекта или всей сцены, а только сюжетно важной детали — чаще всего лица человека. С помощью экспонометра, имеющего большой угол охвата, такой замер яркости малого участка объекта можно произвести только с очень близкого расстояния. Способ замера яркости сюжетно важной части кадра пригоден для поверхностей, коэффициент отражения которых равен приблизительно 0,3—0,4. Таким образом, светлое лицо человека становится как бы эталоном отражающей поверхности.
3.Следовательно, при способе замера яркости сюжетно важной части кадра (лицо человека) необходимо руководствоваться правилом: замерять яркость только такой поверхности, о которой известно, что она отражает 30— 40% падающего на нее света. В качестве такой эталонной поверхности кинооператоры используют свою собственную ладонь. Вместо лица или ладони в качестве эталона отражающей поверхности можно использовать кусок картона, равномерно покрытого серой матовой краской, имеющей коэффициент отражения 0,3—0,35. Эталон помещают перед сюжетно важной частью объекта, ориентируют перпендикулярно главной оптической оси объектива и замеряют его яркость фотоэлектрическим экспонометром.
Эталонная серая поверхность дает возможность определить количественную величину, которую невозможно установить непосредственно глазом. Глаз человека способен хорошо оценивать соотношение яркостей, одновременно находящихся в поле зрения, но не может определить количественную физическую величину яркости. Когда же яркость наиболее часто встречающейся детали объектов съемки известна и «привязана» к определенной точке характеристической кривой кинопленки, дальнейшая работа кинооператора над художественным решением кадров может осуществляться при визуальном контроле. Во всех кадрах сюжетно важная деталь (лицо человека) будет передана на пленке одинаковой оптической плотностью, все же другие детали и фон воспроизведутся в том соотношении плотностей, которые определены
визуально.
4. Для замера освещенности фотоэлектрический экспонометр с установленной перед окном фотоэлемента рассеивающей пластинкой направляют в сторону источника основного рисующего света, находясь вблизи сюжетно важной части снимаемой сцены. На открытом месте при солнечном освещении можно измерять освещенность, не отходя от киноаппарата. Затем правильную экспозицию определяют с помощью калькулятора, имеющегося на фотоэлектрическом экспонометре.
рисующего света (солнца) нужно учитывать положение снимаемого объекта и съемочной камеры по отношению к источнику света.
Из-за особенностей восприятия фотографического изображения получается так, что кадры, снятые при боковом или контровом освещении, оказываются лучше, если они экспонированы иначе, чем кадры, получаемые при том же источнике света, ко освещающем объект спереди или на 3/а спереди. В этом легко убедиться, сняв три серии кадров с различными экспозициями (экспо-нометрический клин) при разных положениях источника направленного света — солнца. Мы увидим, что с увеличением площади теней требуется большая экспозиция. В этом случае наблюдается определенная закономерность. Когда солнце находится под уголом 90° (по азимуту) к оптической оси объектива или в зените, экспозицию следует увеличить в два раза (диафрагму раскрыть на одно деление). Если же солнце находится за объектом или на 3/4 сзади и съемка производится против света, диафрагму нужно раскрыть на полтора — два деления.
Можно автоматически внести поправки в экспозицию в зависимости от положения источника основного рисующего света, применяя полусферическую рассеивающую насадку перед фотоэлементом фотоэлектрического экспонометра (взамен плоскопараллельной рассеивающей пластинки).
При замерах света полусферическая насадка всегда должна быть направлена своей вершиной в сторону объектива киноаппарата. Когда источник света находится спереди полусферы, то она освещается полностью. С перемещением источника света в сторону часть полусферы остается не освещенной рисующим светом, и к фотоэлементу поступает меньший световой поток, что тотчас же сказывается на отклонении стрелки электроизмерительного прибора экспонометра. При боковом освещении полусферы экспонометр показывает уменьшение света ровно в два раза. Экспозиция, следовательно, должна быть увеличена также в два раза, что соответствует раскрытию диафрагмы объектива на одно деление. При у дальнейшем перемещении источника света освещенная часть полусферы становится все меньше и меньше, а стрелка электроизмерительного прибора будет указывать на необходимость увеличить отверстие диафрагмы. Когда источник рисующего света будет находиться почти сзади объекта съемки, экспонометр покажет, что диафрагму нужно раскрыть на два или два с половиной деления. Отметим в заключение, что полусферическая насадка пригодна для замеров света только при определении правильной экспозиции. Она не может быть использована для замеров освещенностей при определении контраста освещения. В этом случае используют экспонометр с установленной перед окном фотоэлемента плоской светорас-сеивающей пластинкой.
- 1. Использование объективов для решения творческих задач.
- 5. К эффектным насадкам относятся:
- 3.Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
- 1. Основные виды операторского освещения.
- 2. Заполняющий свет.
- 3. Моделирующий свет.
- 2. Характеристика объективов по качеству изображения.
- 3. Галогенные, металлогалогенные, диг: принцип действия, применение.
- 1. Особенности съемки в режимное время.
- 2. Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
- 3. Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
- 4. Формат Betacam sp. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Светофильтры, их применение для решения пластической задачи. Типы назначение.
- 2. Поляризация света. Поляризационные светофильтры. Применение, принцип действия.
- 3. Спектральный состав оптического излучения. Поток излучения и световой поток. Единицы излучения.
- 1. Драматургия света в решении поставленной задачи.
- 2. Экспонометрический контроль. Яркость. Освещенность. Единицы измерения.
- 3. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 4. Формат dv. Достоинства. Применение. Недостатки.
- 1. Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
- 2. Виньетирование, кома, дисторсия. Причины возникновения. Возможности устранения.
- 3. Голография (способы записи и восстановления изображения). Особенности голографического изображения.
- 1. Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
- 2. Основные световые величины и единицы.
- 3. Видеосигнал.
- 1. Изображение и слово.
- 3. Ксеноновые лампы: принцип действия, свойства, область применения.
- 4. Формат Digital-s. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
- 1. Кинематографической время и телевизионное время.
- 2. Геометрической и эффективное относительное отверстие.
- 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности.
- 4.Формат Betacam sx. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 5) Световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности.
- 2. Дифракция света при съемке.
- 3. Новое в осветительной технике.
- 4. Формат d9. Достоинства. Недостатки. Применение.
- 1. Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
- 2. Основные параметры оптической системы (а, е, е эф.)
- 3. Интерференционные светофильтры.Принцип действия.Область применения.
- 4. Творческие требования к освещению. 12.3
- 2. Телевизионная оптика.
- 3. Творческие требования к освещению.
- 4.Системы pal, ntsi, secam. Достоинства и недостатки.
- 2. Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
- 3. Видеосигнал. 7.3
- 4. Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
- 1. Специфика профессии.
- 3. Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
- 4. Съемка в туман, дождь, снегопад.