3.3. Операторы языка Си
Язык Си обладает некоторым набором операторов, которые представлены в табл. 3.2. Полное множество операторов разбито на пять групп: общие, арифметические, логические, битовые манипуляции, унарные.
Операторы общей группы предназначаются для записи выражений на языке Си. Арифметические операторы предназначены для выполнения математических действий над переменными, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Логические операторы используются в выражениях для определения истинности некоторого условия. Битовые операции предназначены для модификации одного или нескольких битов переменной. Унарные операции используются для выполнения действий только над одной переменной.
В первой колонке табл. 3.2. указан приоритет оператора в том случае, если выражение содержит сразу несколько операторов. Приведем примеры последовательности применения операторов.
Табл. 3.2. Операторы языка Си
Операторы общей группы. Круглые скобки из группы общих операторов используются для определения порядка выполнения действий над операндами. Допустим, в строке программы записано следующее выражение:
2 * 23 + 15
Оператор умножения имеет приоритет над оператором сложения, поэтому результат вычисления выражения будет равен 61. Какие изменения мы должны внести в выражение, если хотим сначала сложить 23 и 15, и лишь затем умножить сумму на 2? Для изменения порядка действий над операндами мы воспользуемся круглыми скобками:
2 * (23 + 15)
И результат вычислений станет равным 76.
Фигурные скобки следует использовать для объединения некоторого множества операторов в законченный смысловой блок, например в функцию или цикл «loop». Примеры использования фигурных скобок, а также других операторов из группы общих рассматриваются в разделе 3.4.
Операторы группы арифметических операций. Рассмотрим последовательность выполнения действий над операндами при исполнении микроконтроллером следующего выражения:
Sum = 2 + 3;
Для вычисления значения переменной sum сначала реализуется оператор сложения «+», а затем оператор присваивания «=». В колонке 1 табл. 3.2 отражено, что оператор сложения имеет приоритет над оператором присваивания. При этом необходимо, чтобы переменная sum ранее была определена как int. Что произойдет в случае, если переменная sum ранее была объявлена как переменная другого типа, например float? После сложения результат будет преобразован к тому формату представления числа, который был объявлен при определении переменной sum.
Рассматриваемый пример может быть реализован с использованием другого синтаксиса:
num1 = 2;
num2 = 3;
sum = num1 + num2;
Подразумевается, что все упомянутые переменные num1, num2 и sum ранее были определены.
Операторы инкремента и декремента производят действия только над одной переменной. При этом, три приведенных ниже записи, отличаются синтаксисом выражения, но производят одинаковые действия:
number = number + 1;
number++;
++number;
Аналогично, три следующих записи реализуют операцию декремента, т.е. уменьшения на единицу переменной number.
number = number - 1;
number--;
--number;
Операция получения целочисленного остатка от деления 2%3 возвращает 2, так как целочисленное деление 2 на 3 не может быть произведено. Результат операции 14%3 также равен 2, поскольку результат целочисленного деления 14 на 3 равен 4 с остатком 2.
Операторы логической группы. Операторы этой группы используются для определения условий, по которым реализуется ветвление алгоритма. Операторы логической группы возвращают в виде результата 1, если результат операции «правда», и 0, если результат операции «ложь». Допустим, мы хотим сравнить текущее значение некоторой переменной с пороговым значением 82. Для этого могут быть использованы операторы больше «>», меньше «<», больше или равно «>=», меньше или равно «<=», не равно «!=» или равно «==». Рассмотрим следующую запись на Си:
value = temperature > 82;
После исполнения приведенной строки программы переменной value будет присвоено значение 1 или 0. Уместно вспомнить, что логические операции имеют приоритет над операцией присваивания. Поскольку результатом «вычисления» выражения справа может быть только 0 или 1, то и переменная value должна быть ранее объявлена соответствующим образом.
Операторы группы битовых манипуляций. Как было отмечено ранее, одним из преимуществ языка Си для программирования микроконтроллерных систем по сравнению с другими языками высокого уровня, является возможность непосредственного изменения данных в ячейках памяти, например с использованием оператором побитового логического И, ИЛИ и Исключающего ИЛИ. Самый простой пример применения операций сдвига это умножение и деление числа на число 2n. Рассмотрим результат выполнения следующих трех операторов:
number = 24;
new_number_one = number << 1;
new_number_two = number >> 1;
Допустим, что три используемые в примере переменные определены как int. В первой строке переменной number присваивается значение 24 в десятичной системе счисления. Это же значение в двоичной системе счисления будет равно 00000000 00011000. Результатом действия оператора «<<» будет сдвиг влево на один разряд значения переменной number, т.е. 00000000 00110000 или 48 в десятичной системе счисления. Это значение и будем присвоено переменной new_number_one. В третьей строке оператор «>>» реализует сдвиг вправо числа number. Получится новое двоичное число 00000000 00001100 или 12 в десятичной системе счисления. В результате, значение переменной new_number_one будет равно удвоенному значению переменной number, в то время как переменная new_number_two будет равна поделенному на 2 значению number. С использованием рассматриваемых операторов мы можем также выполнить сдвиг на несколько разрядов, тогда результат операции будет эквивалентен умножению или делению на 2n. Например, если n = 3, то после выполнения следующих трех операторов:
number = 24;
new_number_one = number << 3;
new_number_two = number >> 3;
значение переменной new_number_one будет равно 192 (двоичный код 00000000 11000000), а значение переменной new_number_two — 3 (двоичный код 00000000 00000011).
Рассмотрим два других логических оператора: поразрядное логическое И и поразрядное логическое ИЛИ.
Все числа, записанные в колонке «Пример», представлены в шестнадцатеричном коде, поскольку содержат префикс 0x. Унарный оператор * показывает, что действие будет производиться над содержимым ячейки памяти с физическим адресом, значение которого в шестнадцатеричном коде указано в скобках.
Результат операции логического И над двумя двоичными числами 01011100 и 11000111 будет равен :
01011100
& 11000111
----------
01000100
Результат операции логическое ИЛИ над теми же числами:
01011100
| 11000111
----------
11011111
В каких задачах управления используются эти логические операторы? В прикладных программах (т.е. программах управления) часто приходится изменять сигналы на отдельных линиях портов ввода/вывода. Регистры данных портов расположены по строго определенным в техническом описании физическим адресам. Так для того, чтобы сконфигурировать все линии порта PORT A на ввод, необходимо в регистр направления передачи порта DDRA (физический адрес 0x0002) записать все нули. Это может быть выполнено под управлением следующей строки:
*(unsigned char volatile*)(0х0002) = 0х00;
Если порт Port A настроен на вывод, то установить линию PTA7 в единицу без изменения состояния остальных линий порта можно посредством следующей записи:
PORTA |= 0х80; //установить PTA7
Выше использована сокращенная форма записи выражения:
PORTA = PORTA | 0х80; //установить PTA7
Выражение возвращает результат операции поразрядного логического ИЛИ числа 0x80 (10000000 в двоичной системе счисления) и содержимого порта PortA. После операции старший бит Port A будет установлен в 1, остальные биты останутся без изменения.
Аналогично, старший бит порта Port A может быть установлен в 0 (сброшен) посредством записи выражения:
PORTA &= ~0х80; //сбросить бит PTA7
Это выражение аналогично другому, более понятному для начального уровня освоения языка Си:
PORTA = PORTA & 0х7F; //сбросить бит PTA7
Для установки в 0 старшего разряда порта Port A содержимое порта побитно логически умножается на константу 0x7F (01111111 в двоичном коде). В результате старший бит становится равным 0, а остальные биты остаются без изменения. Запись ~0х80 в первом выражении предписывает перед выполнением операции логического И взять инверсию константы 0x80 (10000000), которая будет равна 0x7F (01111111). Вторая запись более понятна на начальном этапе программирования на Си, в то время как первая запись позволяет использовать одну и ту же константу в выражениях по установки и сбросу бита, что в практическом программировании удобно.
Операцию поразрядного логического И также следует использовать, если необходимо проверить, установлены или сброшены биты порта с определенными номерами. Например, приведенный ниже фрагмент программы производит чтение регистра данных порта Port A, логически умножает его содержимое на константу 0x81 и сравнивает полученный результат с нулем. Если условие равенства нулю выполняется, то это означает, что биты 7 и 0 порта Port A одновременно равны нулю, и следует выполнить действия, которые описаны операторами в фигурных скобках. Если хотя бы один бит PTA7 или PTA0 не равен нулю, то условие ((PORTA & 0х81) == 0) не выполняется, и операторы в фигурных скобках будут пропущены при исполнении.
if ((PORTA & 0x81) == 0) {
:
}
В качестве примера использования оператора ИСКЛЮЧАЮЩЕГО ИЛИ приведем выражение для инвертирования значения бита 7 порта Port A:
PORTA ~= 0х80; //инвертировать бит PTA7
Операторы группы унарных операций. Поскольку операторы инкремента и декремента были рассмотрены выше, основное внимание уделим операторам указателя и косвенной адресации (см. табл. 3.2). Для иллюстрации действия этих операторов рассмотрим следующий пример. Определим три целочисленных переменных с именами num, address, и new_num:
int num, address, new_num;
Также предположим, что переменная num расположена в памяти по адресу 0x2000. Запишем следующее выражение:
address = #
Результатом исполнения выражения будет присвоение переменной address значения адреса переменной num, т.е. новое значение переменной address будет равно 0x2000.
Запишем новое выражение:
new_num = *address;
Результатом выполнения этого выражения будет присвоение переменной new_num значения, которое содержится в ячейке памяти, адрес которой равен текущему значению переменной address. Поскольку содержимое address равно 0x2000, т.е. адресу переменной num, то рассматриваемое выражение в нашем случае эквивалентно выражению:
new_num = num;
Несмотря на то, что в рассмотренных примерах используется корректный синтаксис, в стандарте ANSI C переменную, в которой будут храниться адреса, используемые в качестве указателей на ячейки памяти других переменных, следует определять следующим выражением:
int *address
Отличие от предыдущего способа определения состоит в том, что теперь компилятор самостоятельно определяет формат представления данных для переменной address, чтобы в этой переменной было бы возможно разместить численное значение адреса. Если бы в предыдущем случае программист ошибся и определил тип переменной address как char, то в процессе исполнения выражения address = &num возникла бы потеря информации. В последнем случае ошибка формата исключается.
Обсудим действие следующего выражения:
address = (int *) 0x1000;
Это выражение назначает ячейку памяти с адресом 0x1000 как указатель с именем address. Для того, чтобы извлечь содержимое ячеек памяти следует поместить оператор * перед именем address.
- Встраиваемые системы Проектирование приложений на микроконтроллерах семейства 68hc12/hcs12 с применением языка с с. Ф. Баррет
- Предисловие
- Структура книги
- Учебные системы
- Целевая аудитория
- Благодарности
- Глава 1 первое знакомство со встраиваемыми системами
- 1.1. Что такое встраиваемая система?
- 1.2. Особенности встраиваемых систем
- 1.2.1. Работа в реальном времени
- 1.2.2. Миниатюризация размеров и процесс тестирования
- 1.2.3. Минимизация энергии потребления
- 1.2.4. Интерфейс пользователя и интерфейс сопряжения с объектом
- 1.2.5. Многозадачность
- 1.2.6. Минимизация стоимости
- 1.2.7. Ограничение объема памяти
- 1.2.8. Программно–аппаратный дуализм
- 1.3. Введение в микроконтроллеры семейства 68hc12 и hcs12
- 1.4 Микроконтроллеры hcs12
- 1.4.1. Семейство hcs12
- 1.4.2. Обозначения мк
- 1.4.3. Модельный ряд hcs12
- 1.5. Заключение по главе 1
- 1.6. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 2 программирование встраиваемых систем и структурное проектирование
- 2.1. Почему мы программируем микроконтроллеры на Си?
- 2.2. Преимущества программирования на языке ассемблер
- 2.3. Преимущества языков высокого уровня
- 2.3.1. Выбираем язык высокого уровня для программирования встраиваемых систем
- 2.3.2. Краткая история языка Си
- 2.4. Оптимальная стратегия — программирование на Си и на ассемблере
- 2.5. Структурное проектирование
- 2.5.1. Основные положения метода структурного проектирования
- 2.5.2. Документирование программ
- 2.5.3. Как язык Си соотносится со структурным проектированием
- 2.6. Рабочие тетради
- 2.6.1. Порядок ведения записей
- 2.6.2. Содержание записей
- 2.7. Блок схемы алгоритмов
- 2.8. Пример применения
- 2.9. Заключение по главе 2
- 2.10 Что еще почитать?
- 2.11 Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 3 основы программирования микроконтроллеров на си
- 3.1. Введение в программирование на Си
- 3.1.1. Глобальные и локальные переменные
- 3.2. Типы данных в Си
- 3.3. Операторы языка Си
- 3.4. Функции
- 3.4.1. Что такое функция?
- 3.4.2. Основная программа
- 3.4.3. Прототипы функций
- 3.4.4. Описание функций
- 3.4.5. Вызов функций, передача параметров, возврат полученных значений
- 3.5. Файлы заголовков
- 3.6. Директивы компилятора
- 3.6.1. Директивы условной компиляции
- 3.7. Конструкции программирования
- 3.8. Операторы для организации программных циклов
- 3.8.1. Оператор for
- 3.8.2. Оператор while
- 3.8.3. Оператор do-while
- 3.9. Операторы принятия решения
- 3.9.1. Оператор if
- 3.9.2. Оператор if-else
- 3.9.3. Оператор if-else if-else
- 3.9.4. Оператор switch
- 3.10. Массивы
- 3.11. Указатели
- 3.12. Структуры
- 3.13. Процесс программирования и отладки микропроцессорной системы
- 3.13.1. Технология создания программного кода
- 3.13.2. Режим отладки bdm
- 3.13.3. Аппаратные и программные средства отладчика p&e от компании pemicro
- 3.13.4. Эмуляторы
- 3.13.5. Логические анализаторы
- 3.14. Особенности компилятора и ассемблера
- 3.15. Заключение по главе 3
- 3.16. Что еще почитать?
- 3.17. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 4 микроконтроллеры 68hc12 и hcs12: архитектура и программирование
- 4.1. Аппаратные средства микроконтроллеров семейства 68hc12
- 4.2. Аппаратные средства мк семейства hcs12
- 4.3. Режимы работы мк семейства 68hc12/hcs12
- 4.3.1. Рабочие режимы
- 4.3.2. Режимы работы отладочной платы m68evb912b32
- 4.4. Назначение выводов мк
- 4.5. Регистры специальных функций мк
- 4.5.1. Виртуальный адрес блока регистров
- 4.6. Порты ввода/вывода
- 4.6.1. Спецификация портов ввода/вывода
- Регистры управления портами
- Вопросы для самопроверки
- Пример применения
- 4.7. Подсистема памяти мк b32
- Пример применения
- 4.7.1. Карта памяти мк b32
- 4.7.2. Изменение адресов в карте памяти мк
- 4.8. Подсистема памяти мк dp256
- Вопросы для самопроверки
- 4.9. Состояния сброса и прерывания мк
- 4.9.1. Реакция мк на внешние события
- 4.10. Состояния сброса и прерывания в мк 68hc12
- 4.10.1. Состояние сброса мк
- Регистры сторожевого таймера и монитора тактирования
- 4.10.2. Прерывания
- Немаскируемые прерывания
- Маскируемые прерывания
- Вопросы для самопроверки
- 3. Каково различие между прерываниями по входам
- 4. Как организовать подсистему прерывания с несколькими внешними запросами для мк семейства 68hc12/hcs12, используя лишь один вход внешнего прерывания
- 4.10.3. Вектора исключений
- 4.10.4. Система приоритетов для исключений
- 1. Внешний сброс по входу
- 5. Немаскируемое прерывание по входу
- Вопросы для самопроверки
- 4. Какие действия должен предпринять программист, чтобы после начального запуска мк присвоить входу
- 4.10.5. Регистры подсистемы прерывания
- 4.11. Процесс перехода к подпрограмме прерывания
- Вопросы для самопроверки
- 4.12. Оформление подпрограммы прерывания на Си
- 4.13. Система тактирования
- 4.13.1.Система тактирования отладочной платы mc68hc912b32evb
- 4.14. Подсистема реального времени — модуль таймера
- 4.14.1. Структура модуля таймера
- 4.14.2. Счетчик временной базы
- Особенности счетчика временной базы
- Флаг переполнения счетчика
- Определение длительности временных интервалов
- Сброс счетчика временной базы
- Вопросы для самопроверки
- 4.14.3. Регистры для управления счетчиком временной базы
- Регистр управления модулем таймера
- Регистр счетчика временной базы
- Регистр масок таймера 2
- 4.14.4. Каналы захвата/сравнения
- Режим входного захвата
- Вопросы для самопроверки
- Режим выходного сравнения
- Канал 7 в режиме выходного сравнения
- Регистры для управления каналами захвата/сравнения
- Регистры управления таймером 3 и 4
- Регистр масок таймера 1
- Регистр масок таймера 2
- Регистр флагов таймера 1
- Регистр флагов таймера 2
- Регистры данных каналов захвата/сравнения
- Вопросы для самопроверки
- Примеры работы с таймером
- Измерение частоты и периода логического сигнала
- Генерация импульсной последовательности
- Генерация импульсной последовательности с использованием прерывания
- 4.14.5. Счетчик событий
- Режимы работы счетчика
- Регистры управления счетчиком событий
- Регистр управления счетчиком событий
- Регистр флагов счетчика событий
- Регистр текущего состояния счетчика событий
- Пример использования счетчика событий
- 4.15. Модуль меток реального времени
- Пример использования модуля меток реального времени
- 4.16. Модуль таймера ect в составе мк мc68hc12be32 и hcs12
- 4.16.1. Небуферированные каналы входного захвата
- 4.16.2. Буферированные каналы входного захвата
- 4.16.3. Особенности счетчиков событий
- 4.16.4. Регистры управления модуля est
- Регистр управления порядком перезаписи
- Регистр управления режимом входного захвата
- Регистр управления счетчиком задержки
- Регистр управления 16-разрядным вычитающим счетчиком
- Регистр коэффициента счета вычитающего счетчика
- Регистр флагов вычитающего счетчика
- 4.17. Обмен информацией в последовательном коде: многофункциональный последовательный интерфейс
- 4.17.1. Термины последовательного обмена
- Вопросы для самопроверки
- 4.18. Контроллер асинхронного обмена sci
- Вопросы для самопроверки
- 4.18.1. Передатчик контроллера sci
- 4.18.2. Приемник контроллера sci
- 4.18.3. Регистры контроллера sci
- Регистры скорости обмена sCxBdh и sCxBdl
- Регистры управления sCxCr1 и sCxCr2
- Регистры состояния sCxSr1 и sCxSr2
- Регистры данных sCxDrh и sCxDrl
- Вопросы для самопроверки
- 4.18.4. Алгоритмы программного обслуживания контроллера sci
- 4.18.5. Пример программирования контроллера sci
- 4.19. Синхронный последовательный интерфейс spi
- 4.19.1 Концепция интерфейса spiФункциональная схема обмена между двумя контроллерами spi
- 4.19.2. Алгоритмы работы контроллера spi
- Вопросы для самопроверки
- 4.19.3. Регистры контроллера spi
- Регистр скорости обмена sPxBr
- Регистры управления sPxCr1 и sPxCr2
- Регистр данных spCxDr
- Регистр данных порта s
- Регистр направления передачи порта s
- Вопросы для самопроверки
- 4.19.4. Алгоритмы программного обслуживания контроллера spi
- 4.19.5 Периферийные ис с интерфейсом spi
- 4.20. Введение в теорию аналого-цифрового преобразования
- 4.20.1. Частота дискретизации сигнала
- 4.20.2. Представление аналоговой величины в цифровом коде
- 4.20.3.Квантование по уровню и разрешающая способность
- 4.20.4 Скорость потока данных оцифровки
- Вопросы для самопроверки
- 4.21. Принцип действия ацп
- 4.21.1. Ацп последовательного приближения
- Вопросы для самопроверки
- 4.22. Подсистема аналого-цифрового преобразования мк 68hc12
- 4.22.1 Структура и порядок функционирования
- 4.22.2. Регистры управления модуля atd
- Группа регистров управления
- Регистры управления atdctl0 и atdctl1
- Регистр управления atdctl2
- Регистр управления atdctl3
- Регистр управления atdctl4Формат регистра atdctl4
- Регистр управления atdctl5
- Вопросы для самопроверки
- Регистр состояния atdstat
- Регистр данных порта portad
- Регистры результата adr0h…adr7h
- Вопросы для самопроверки
- Тестовый регистр atdtest
- 4.22.3. Пример программирования модуля atd
- Цифровой вольтметр
- 4.22.4. Обслуживание прерываний от модуля atd
- 4.23. Особенности модуля atd в составе мк семейства hcs12
- 4.23.1. Выбор разрядности ацп
- 4.23.2. Представление результата измерения
- 4.23.3. Запуск измерительной последовательности от внешнего сигнала
- 4.23.4. Программируемое число преобразований в измерительной последовательности
- 4.23.5. Увеличение числа аналоговых входов
- 4.23.6. Регистры модуля atd hcs12
- Регистр состояния atdstat0
- Регистр состояния atdstat1
- Регистр разрешения цифрового входа порта atddien
- 4.24. Подсистема широтно-импульсной модуляции
- 4.24.1. Структура модуля pwm
- 4.24.2. Режимы центрированной и фронтовой шим
- 4.24.3. Система тактирования
- 4.24.4. Регистры модуля pwm
- Регистр конфигурации pwclk
- Регистр конфигурации pwpol
- Регистр разрешения работы каналов pwen
- Регистр дополнительного делителя pwpres
- Регистры делителей pwscnt0/pwscnt1 и pwscal0/pwscal0
- Регистры счетчика каналов pwcnTx
- Регистры периода каналов pwpeRx
- Регистры коэффициента заполнения каналов pwdtYxФормат регистров коэффициента заполнения pwdtYx
- Регистры коэффициента заполнения каналов pwdtYx
- Регистр управления pwctl
- Регистр специальных режимов pwtst
- Регистры работы с портом p
- 4.24.5. Примеры программирования модуля pwm
- Инициализация модуля pwm, пример 1
- Инициализация модуля pwm, пример 2
- 4.25. Ограничение энергии потребления
- 4.25.1. Как остановить мк 68hc12
- 4.25.2. Как вывести мк 68hc12 из состояния пониженного энергопотребления
- 4.26. Советы по использованию платы отладки mc68evb912b32
- 4.27. Заключение по главе 4
- 4.28. Что еще почитать?
- 4.29. Вопросы и задания Основные
- Исследовательские
- Глава 5 основы сопряжения мк с устройствами ввода/вывода
- 5.1. Электрические характеристики мк 68hc12
- 5.1.1. Нагрузочные характеристики
- 5.1.2. Что произойдет, если Вы должным образом не учтете электрические характеристики периферийных ис?
- 5.1.3. Входные и выходные характеристики логических элементов
- 5.2. Устройства дискретного ввода: кнопки, переключатели, клавиатуры
- 5.2.1. Кнопки и переключатели
- 5.2.2. Dip переключатели
- 5.2.3. Клавиатуры
- 5.3. Устройства индикации: светодиоды, семисегментные индикаторы, индикаторы логического выхода с тремя состояниями
- 5.3.1. Светодиоды
- 5.3.2. Семисегментные индикаторы
- 5.3.3. Индикаторы для логического выхода с тремя состояниями
- 5.4. Программное обслуживание дискретных входов и выходов
- 5.5. Подавление механического дребезга контактов переключателей
- 5.5.1. Аппаратная защита от механического дребезга контактов
- 5.5.2. Программная защита от механического дребезга контактов
- 5.5.3. Пример программной защиты
- 5.6. Жидкокристаллические индикаторы
- 5.6.1. Краткие сведения о жидкокристаллических индикаторах
- 5.6.2. Сопряжение мк с символьным жк индикатором
- 5.6.3 Сопряжение мк с графическим жк дисплеем
- 5.7. Управление электрическим двигателем
- 5.7.1. Силовые полупроводниковые ключи
- 5.7.2. Оптоэлектронная потенциальная развязка
- 5.7.3. Инвертор напряжения
- 5.8. Кодовый замок
- 5.8.1. Схема подключения периферийных устройств
- 5.8.2. Программа управления
- 5.9. Интерфейс мк с аналоговыми датчиками
- 5.10. Интерфейс rs-232
- 5.11. Заключение по главе 5
- 5.12. Что еще почитать?
- 5.13. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 6 добро пожаловать в реальный мир!
- 6.1. Ужасные истории об ошибках проектирования
- 6.1.1. Случай квадратичного генератора
- 6.1.2. Случай таймера для лазерного излучения
- 6.2. Правила обращения с микросхемой 68нс12 и рекомендации по проектированию
- 6.2.1. Рекомендации по обращению со cmos
- 6.2.2. Рекомендации по проектированию на cmos
- 6.3. Исследование помех
- 6.3.1. Что такое помехи
- 6.3.2. Электромагнитная совместимость
- 6.3.3. Спецификации системы помех — не будем крепки задним умом!
- 6.3.4. Методы снижения помех
- 6.4. Защитное программирование
- 6.5. Методики испытаний на наличие помех
- 6.5.1. Обнаружение помех
- 6.5.2. Испытание на чувствительность к помехам
- 6.5.3. Испытания на электромагнитную совместимость
- 6.6. Управление энергопотреблением
- 6.6.1. Параметры потребляемой мощности для микроконтроллера 68hc12
- 6.6.2. Типы батарей
- 6.6.3. Емкость батарей
- 6.6.4. Стабилизация напряжения
- 6.6.5. Схемы супервизора для микропроцессора
- 6.6.6. Меры энергосбережения
- 6.7. Заключение по главе 6
- 6.8. Что еще прочитать?
- 6.9. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 7 примеры встроенных систем управления
- 7.1. Система привода робота, движущегося вдоль стенок лабиринта
- 7.1.1. Описание проекта
- 7.1.2. Подсистемы 68hc12, используемые в проекте
- 7.1.3. Компоненты системы
- 7.1.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.1.5. Программный код
- 7.2. Лазерный проектор
- 7.2.1. Описание проекта
- 7.2.2. Подсистемы 68hc12 используемые в проекте
- 7.2.3. Описание некоторых компонентов системы
- 7.2.4. Аппаратные средства
- 7.2.5. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.2.6. Программный код
- 7.2.7. Испытания устройства
- 7.2.8. Заключительные испытания системы управления
- 7.3. Цифровой вольтметр
- 7.3.1. Описание проекта
- 7.3.2. Системы 68hc12 используемые в проекте
- 7.3.3. Расчет интерфейса модуля atd
- 7.3.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.3.5. Программа управления
- 7.3.6. Измерение неэлектрических величин
- 7.4. Стабилизация скорости вращения двигателя с использованием оптического тахометра
- 7.4.1. Описание проекта
- 7.4.2. Немного теории
- 7.4.3. Анализ
- 7.4.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.4.5. Программный код
- 7.4.6. Испытания
- 7.5. Парящий робот
- 7.5.1. Описание проекта
- 7.5.2. Системы hcs12 используемые в проекте
- 7.5.3. Теоретическое обсуждение
- 7.5.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.5.5. Программный код
- 7.5.6. Некоторые комментарии
- 7.6. Система защиты компьютера, основанная на нечеткой логике
- 7.6.1. Описание проекта
- 7.6.2. Использование системы hcs12
- 7.6.3. Основы теории
- 7.6.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.6.5. Описание системы
- 7.6.6. Обсуждение проекта
- 7.6.7. Программный код
- 7.6.8. Некоторые комментарии
- 7.7. Электронная версия игры в «15»
- 7.7.1. Описание проекта
- 7.7.2. Системы hcs12 используемые в проекте
- 7.7.3. Основы теории
- 7.7.4. Схемное решение, структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.7.5. О компонентах системы
- 7.7.6. Программный код
- 7.7.7. Некоторые комментарии
- 7.8. Программирование резидентного Flash пзу микроконтроллера b32 в составе платы отладки mc68hc912b32evb
- 7.9. Заключение по главе 7
- 7.10. Что еще прочитать?
- 7.11. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 8 операционные системы реального времени
- 8.1. Рассказ: официант — «живая» операционная система реального времени
- 8.2. Что является целью осрв?
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Обзор концепций
- 8.3.1. Требования к динамическому распределению ram
- Вопросы для самопроверки
- 8.3.2. Динамическое распределение памяти
- 8.3.3. Структуры данных
- 8.4. Основные понятия
- 8.4.1. Что такое задача?
- 8.4.2. Управление задачами
- 8.4.3. Компоненты многозадачных систем
- 8.5. Типы операционных систем реального времени
- 8.5.1. Системы с циклическим опросом
- 8.5.2. Циклический опрос с прерываниями
- 8.5.3. Карусельные системы
- 8.5.4. Смешанные системы
- 8.5.5. Системы с управлением по прерыванию
- 8.5.6. Кооперативная многозадачность
- 8.5.7. Многозадачные системы с преимущественным приоритетом
- 8.6. Проблемы осрв
- 8.6.1. Конкуренция Другой рассказ
- 8.6.2. Повторная входимость
- 8.6.3. Межзадачные связи
- 8.6.4. Безопасность, проверка и безотказная работа
- 8.6.5. Главный вопрос
- 8.7. Выполнение операционной системы реального времени
- 8.8. Пример применения: осрв циклического опроса
- 8.8.1. Краткий обзор проекта
- 8.8.2. Пример кода
- 8.8.3. Испытание контроллера усилителя
- 8.9. Другая прикладная программа: цикл опроса с прерываниями
- 8.10. Сложное прикладное устройство: имитатор осрв
- 8.10.1. Краткий обзор проекта
- 8.10.2. Типовой код
- 8.11.Заключение по главе 8
- 8.12. Что еще почитать?
- 8.13. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 9 распределенные сети с интерфейсом msCan
- 9.1. Компьютерные сети
- 9.2. Промышленные сети
- 9.3. Сети с протоколом can
- 9.3.1. Протокол can
- 9.3.2. Модуль контроллера последовательного обмена msCan12
- Подсистема прерывания контроллера msCan12.
- 9.3.3. Проблемы синхронизации
- 9.3.4. Конфигурирование модуля msCan12 для работы в сети
- 9.4. Различия между контроллерами msCan в составе 68hc12 и hcs12
- 9.5. Пример программирования контроллера msCan Схема включения аппаратных средств для двух отладочных плат Axiom
- 9.6. Контроллер последовательного обмена bdlc
- 9.7. Заключение по главе 9
- 9.8. Что еще почитать?
- 9.9. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские