8.3.3. Структуры данных
В этом разделе мы проведем общий обзор структур данных, используемых в операционных системах, работающих в режиме реального времени. Мы выполним обзор каждой структуры данных отдельно и затем объединим их, чтобы выполнять различные операции внутри ОСРВ.
Структура. Мы будем использовать взаимозаменяемые термины запись и структура. Структуры позволяют программистам при разработке совокупности данных для спецификации, использовать другие основные типы данных. Это позволяет им следить за сложной информацией, которая может содержать различные типы данных. Например, если вы разрабатываете систему описи для автомобильного торгового агента, вы могли бы разработать следующую структуру основных данных для конкретного автомобиля, таких, как год выпуска, изготовитель, модель, номер идентификации транспортного средства (VIN), и прогон, как показано на рис. 8.4.
Рис. 8.4. Запись для автомобиля. Запись содержит поля данных, совокупность которых описывает автомобиль
Каждый из типов данных в записи называется полем. Мы объявляем запись или структуру, используя следующий синтаксис:
struct car {
int year; /* год производства* /
char make[10]; /*BWM, Hummer, Saturn */
char model[12]; /*купе, обратимый, SUV, пикап */
char VIN[10]; /* комбинация цифр, букв */
float mileage; /*показания счетчика: от 0 до 500,000+ */
struct car *next; /*указатель на следующий автомобиль в списке*/
};
/*typedef обеспечивает компилятор an alternate???*/
typedef struct car ELEMENT; /*для типа переменной */
typedef ELEMENT *car_temp_ptr; /*определяет указатель на автомобиль*/
Как можно видеть, все поля записи описывают различные параметры данного автомобиля. Мы привели сокращенный список параметров. Структура может содержать столько полей, сколько необходимо. Мы выбрали для каждого поля тот тип данных, который наиболее подходит для описания каждого параметра автомобиля.
Структуры создаются с использованием динамических методов распределения памяти. Как мы уже упоминали, команда malloc() — предоставляет методику динамического распределения памяти, определяя соответствующий объем памяти для структуры данных. Например, чтобы создать новую запись для автомобиля, можно использовать следующий код:
сar_temp_ptr new_car_entry;
new_car_entry = (car_temp_ptr)malloc(sizeof(ELEMENT));
В главе 3, мы описали, как обращаться к различным полям внутри записи. В этом примере, мы инициализируем недавно созданную автомобильную запись с информацией о конкретном автомобиле. Обратите внимание, что мы использовали оператор –>, чтобы обратиться к специфическому полю внутри структуры.
/* инициализация новых полей для структуры car */
new_car_entry–>year = 1981; /* год производства */
strcpy(new_car_entry–>make, "Chevy"); /*BWM, Hummer, Saturn */
strcpy(new_car_entry–>model, "Camaro"); /*купе, обратимый, SUV, пикап */
strcpy(new_car_entry–>VIN, " 12Z3 67"); /* комбинация цифр, букв*/
new_car_entry–>mileage = 37456; /*показания спидометра: от 0 до 500,000+ */
new_car_entry–>next = NULL; /* определяет указатель на автомобиль */
Чтобы распечатать различные поля записи, мы могли бы использовать следующий код:
printf("\nyear: %4d ", new_car_entry–>year); / *year mfg */
printf("\nmake: %s ", new_car_entry–>make); /*car делает */
printf("\nmodel: %s ", new_car_entry–>model); /*model*/
printf("\nVIN: является ", new_car_entry–>VIN); /*VIN */
printf("\nMileage: %6.of ", new_car_entry –> mileage); /*odometer reading*/
Поместим все эти части вместе с примером. Мы убедительно просим вас компилировать и выполнить этот код.
#include <stdio.h> /*стандартные входные/выходные функции*/
#include <stdlib.h> /*библиотека и распределение памяти */
void main(void) {
/*определение структуры */
struct car;
int year; /*год выпуска */
char make[10]; /*BWM, Hummer, Saturn*/
char model[12]; /*купе, обратимый, SUV, пикап */
char VIN[10]; /*комбинация цифр и букв*/
float mileage; /*показания одометра: от 0 до 500 000+ */
struct car *next; /*указатель на следующий автомобиль в списке */
typedef struct car ELEMENT;
typedef ELEMENT *car_temp_ptr;
car_temp_ptr new_car_entry; /*ввод записи для автомобиля*/
new_car_entry = (car_temp_ptr)malloc(sizeof(ELEMENT));
/*инициализация новых полей для автомобиля */
new_car_entry->year = 1981; /*год изготовления*/
strcpy(new_car_entry–>make, "Chevy"); /*BWM, Hummer, Saturn */
strcpy(new_car_entry–>model,"Camaro");
/* купе, обратимый, SUV, пикап */
strcpy(new_car_entry–>VIN, "12Z3 67");
/* комбинация цифр и букв */
new_car_entry–>mileage - 37456;/*показания одометра: 0 to 500,000+*/
new_car_entry–>next - NULL; /*указатель на следующий автомобиль в списке*/
printf("\nyear: %4d", new_car_entry–>year); /*год выпуска */
printf("\nmake: %s", new_car_entry–>make) ; /*производитель */
printf("\nmodel: %s", new_car_entry–>model); /*модель */
printf("\nVIN: %s ", new_car_entry –>VIN); /*номер */
printf("\nMileage: %6. Из ", new_car_entry->mileage); /*показания одометра*/
}
Когда эта программа будет откомпилирована и выполнена, на экране вашего ПК появится следующее сообщение:
year: 1981
make: Chevy
model: Camaro
VIN: 12Z367
Mileage: 37456
Пока, наверное, использование динамического распределения памяти не кажется вам очень мощным инструментом. В следующем разделе вы сможете оценить силу динамического распределения памяти, когда мы скомпонуем записи и создадим список, что позволит нам осуществлять изменения в процессе выполнения программы. То есть мы сможем добавлять новые элементы в список, переносить элементы из одного списка в другой, удалять элементы из списка, и т.д. Но не будем здесь углубляться в лес деталей, чтобы сразу в нем не заблудиться. Лучше сосредоточим свое внимание на дороге через этот лес. Не будем забывать, что мы изучаем здесь основные структуры данных, чтобы узнать, как они могут использоваться в построении и реализации операционной системы в режиме реального времени.
Список с указателями. Список с указателями является мощной структурой данных, которая может быть создана, вставлена в программу или удалена из нее динамически в процессе выполнения программы. Список связей состоит из узлов, содержащих две части: часть данных и часть поля связи. Часть данных хранится информация об узле (или пункте) списка. Например, если мы должны были создать список автомобилей, готовых к продаже, частью данных для узла будет структура (или запись) car, которую мы разработали в предыдущем разделе. Полем связи был бы указатель (адрес памяти) следующую запись в списке. Начало списка названо головой (head). Конец списка называется хвостом (tail) и обозначается символом нуля (?) в поле связи. Это построение списка иллюстрируется на рис. 8.5. Здесь приведено объявление различных списков, позволяющих автомобильным дилерам проследить за состоянием парка автомобилей.
car_temp_ptr head_ptr; /*начало списка состояния автомобилей */
car_temp_ptr in_stock_list; / *автомобили в наличии */
car_temp_ptr repair_list; /*автомобили в ремонтных мастерских - не предназначены для продажи */
car_temp_ptr paint_shop_list; /*автомобили в мастерских покраски - не предназначены для продажи */
car_temp_ptr sold_list; /*проданные автомобили - не предназначены для продажи */
Мир автомобильных продаж очень динамичен. Автомобильные дилеры постоянно продают автомобили, занимаются их обменом, размещают автомобили в мастерских для ремонта, или даже производят перекрашивание автомобилей. Если нам необходимо создать список для каждого из этих действий, мы будем постоянно добавлять и удалять элементы в каждом из списков. Эти действия иллюстрируются на рис. 8.5в и 8.5г.
Рис. 8.5. Операции со списком a) список состоит из узла с данными и указателя, мента в список, г) удаление элемента
Чтобы вставить новый автомобиль в список, мы были бы должны найти соответствующее место для автомобиля в существующем списке. Например, если мы размещаем автомобили в алфавитном порядок, мы должны просматривать список, пока мы не найдем, соответствующее место чтобы вставить автомобиль в список, как показано на рис. 8.6. Как только соответствующая точка ввода найдена, указатель предшествующего узла должен быть изменен, чтобы указать на новый автомобиль, и указатель нового автомобиля должен быть изменен, чтобы указать на следующий автомобиль в списке.
Рис. 8.6. Список с указателями для текущего учета автомобилей
Когда автомобиль продан, он больше не доступен для продажи. Он должно быть затем быть удален из списка «для продажи». Для этого связь предшествующего автомобиля должна теперь указывать на последующий автомобиль. Автомобиль, который был продан, будет теперь действительно исключен из списка «для продажи» и может быть добавлен в список «проданные». Если бы у нас не было списка «проданные», мы могли бы освободить динамическую память, выделенную для этого автомобиля. Это осуществляется с помощью команды free(argument).
Если вы ищите в списке определенный автомобиль, вы должны будете следовать по цепочке указателей, пока желательный автомобиль не будет найден. Мы выполнили бы поиск, исследуя содержание определенных полей каждой записи в списке с указателями.
Рис. 8.7. Общие функции, связанные со списками с указателями
На рис. 8.7 показаны общие функции, связанные со списком с указателями. Код для каждой из этих функций приведен ниже:
/*********************************************************************
/*имя файла: linklist.с */
/*********************************************************************
/*включенные файлы*/
*include <stdio.h> /*стандартная библиотека ввода - вывода */
*include <stdlib.h> /*стандартная библиотека динамического */
/*распределения*/
/*global variables - глобальные переменные. Объявление этих переменных */
/*помещают в файл заголовка (header file). Они приведены здесь, */
/* чтобы иллюстрировать последовательность построения программы. */
/*определение структуры "автомобиль"*/
struct car {
int year; /* год производства */
char make[10]; /*BWM, Hummer, Saturn */
char model[12]; /*купе, обратимый, SUV, пикап */
char VTN[10]; /*комбинация цифр, букв */
float mileage; /*показания спидометра: от 0 до 500,000+*/
struct car *next; /*указатель на следующий автомобиль в списке */
};
/*определение указателя на автомобиль */
typedef struct car ELEMENT;
typedef ELEMENT *car_temp_ptr;
/*функции прототипов*/
void initialize_link_list(void);
void print_link_list(car_temp_ptr);
void insert_link_list(car_temp_ptr);
void delete_link_list(car_temp_ptr);
void search_link_list(car_temp_ptr);
/*переменные*/
/ " Создают списки, чтобы следить за состоянием автомобильного сервиса*/
car_temp_ptr in_stock_list; /* автомобили в продаже */
car_temp_ptr repair_list; /* автомобили в ремонт - не подлежат продаже*/
car_temp_ptr paint_shop_list;/*автомобили в покраске - не подлежат продаже*/
car_temp_ptr sold_list; /*проданные автомобили -- не подлежат продаже*/
car_temp_ptr new_car_entry; /*новый автомобиль для введения в список*/
int TRUE=1, FALSE=0; /*логические флаги */
void main(void) {
/*заполняет пустой список переменными NULL */
in_stock_list = NULL; /* автомобили в продаже */
repair_list = NULL; /* автомобили в ремонте - не подлежат продаже */
paint_shop_list = NULL; /* автомобили в покраске - не подлежат продаже*/
sold_list = NULL; /*проданные автомобили -- не подлежат продаже * /
new_car_entry = NULL;
initialize_link_list(); /*составление списка для продажи */
print_link_list(in_stock_list); /*print the list */
insert_link_list(in_stock_list); /*вставить новый автомобиль в список*/
print_link_list(in_stock_list); /*распечатать список */
delete_link_list(in_stock_list); /*удалить автомобиль из списка */
print_link_list(in_stock_list); /*распечатать список */
search_link_list(in_stock_list); /*поиск определенного пункта в списке */
}
/********************************************************************/
/*void initialize_link_list (car_temp_ptr): инициализирует автомобиль */
/* для списка продаж используя список.Отметим, что этот список */
/* с указателями был объявлен как глобальная переменная. */
/*********************************************************************
void initialize_link_list(void) {
car_temp_ptr new_car_entry1, new_car_entry2;
/*создает вход в список автомобилей */
new_car_entry = (car_temp_ptr)malloc(sizeof(ELEMENT));
/*инициализирует новые поля для ввода автомобиля в список*/
new_car_entry->year = 1981; /*год выпуска */
strcpy(new_car_entry->make, "Chevy"); /*BWM, Hummer, Saturn */
strcpy(new_car_entry->model, "Camaro"); /*купе, обратимый, SUV, пикап*/
strcpy(new_car_entry->VIN, "12Z3 67"); /*комбинация цифр и букв */
new_car_entry->mileage = 37456; /*показания одометра: от 0 до 500 000+*/
new_car_entry->next = NULL; /*указатель на следующий автомобиль в списке*/
in_stock_list = new_car_entry;
new_car_entry1 = (car_temp_ptr) malloc(sizeof(ELEMENT));
/*инициализирует новые поля для ввода автомобиля в список*/
new_car_entry1->year = 1974; /*год выпуска*/
strcpy(new_car_entry1->make,"Ford"); /*BWM, Hummer, Saturn */
strcpy(new_car_entry1->model,"Mustang11")/*купе, обратимый, SUV, пикап*/
strcpy(new_car_entry1->VIN, "3L265ST" ) ; /*комбинация цифр и букв */
new_car_entry1->mileage = 122456; /*показания одометра: от 0 до 500 000+ */
new_car_entry1->next = NULL; /*указатель на следующий автомобиль в списке */
new_car_entry2 = (car_temp_ptr)malloc(sizeof(ELEMENT));
/*инициализирует новые поля для ввода автомобиля в список*/
new_car_entry2->year = 1997; /*год выпуска*/
strcpy(new_car_entry2->make, "Saturn"); /*BWM, Hummer, Saturn */
strcpy(new_car_entry2->model,"SL1"); /*купе, обратимый, SUV, пикап */
strcpy(new_car_entry2->VIN, "234TH67"); /*комбинация цифр и букв */
new_car_entry2->mileage = 140512;/*показания одометра: от 0 до 500 000+ */
new_car_entry2->next = NULL; /*указатель на следующий автомобиль в списке*/
new_car_entry1->next = new_car_entry2;
}
/********************************************************************/
/*print_link_list: печатает поля выделенного списка с указателями */
/********************************************************************/
void print_link_list(car_temp_ptr print_list) {
car_temp_ptr temp_ptr; /*объявляет текущий указатель */
printf("\nCars available in stock for sale:");
/*продвижение по списку */
for (temp_ptr=print_list; temp_ptr != NULL; temp_ptr-temp_ptr->next) {
printf("\n\nyear: %4d, temp_ptr->year); /*год выпуска*/
printf("\nmake: %s", temp_ptr->make); /*изготовитель*/
printf("\nmodel: %s", temp_ptr->model); /*модель*/
printf("\nVIN: %S", temp_ptr->VIN); /*номер*/
printf("\nMileage: %6.0f", temp_ptr->mileage); /*показания одометра*/
}
}
/********************************************************************/
/*insert_link_list (in_stock_list) - вставляют новый автомобиль в */
/* отмеченный список в алфавитном порядке */
/********************************************************************/
void insert_link_list(car_temp_ptr in_stock_list) {
car_temp_ptr new_car_entry, list, ptr;
int place_found;
list = in_stock_list;
/*создает ввод автомобиля */
new_car_entry = (car_temp_ptr) malloc(sizeof(ELEMENT));
/*инициализирует новые поля для ввода автомобиля в список */
new_car_entry->year = 2002; /*год выпуска */
strcpy(new_car_entry->make,"Hummer"); /*BWM, Hummer, Saturn*/
strcpy(new_car_entry->model, "H2"); /*купе, обратимый, SUV, пикап */
strcpy(new_car_entry->VTIM, "73H2L7");/*комбинация цифр и букв*/
new_car_entry->mileage = 13; /*показания одометра: от 0 до 500 000+ */
new_car_entry->next = NULL; /*указатель на следующий автомобиль в списке */
if (list==NULL) { /*вставка в пустой список */
list=new_car_entry;
} else {
/* вставка в первый элемент списка */
if (strcmp(new_car_entry->make, list->make) < 1) {
new_car_entry->next=list;
list = new_car_entry;
} else /*вставка в непустой список */
{
ptr = list; /*определение позиции вставки */
place_found = FALSE;
while((ptr->next != NULL) && (!place_found)) {
if (strcmp (new_car_entry->make, ptr->next->make) > = 1) /*сравнение */
{
ptr=ptr->next; /*продвижение по списку */
} else /*вставка после указателя */
{
place_found = TRUE;
}
}/*конец цикла while*/
/*переадресует указатель, чтобы */
/*закончить ввод в список */
new_car_entry->next = ptr->next;
ptr->next - new_car_entry;
}/*конец else*/
}/*конец else*/
}/*конец insert_link_list*/
/********************************************************************/
/*delete_link_list (car_temp_ptr): */удаление отмеченных элементов */
/*из списка */
/********************************************************************/
void delete_link_list(car_temp_ptr in_stock_list) {
car_temp_ptr current,backup,temp; /*текущий указатель списка */
char delete_make[10];
/*определить поле make для удаления */
printf("\n\nDelete car from for sale list.");
printf("\nEnter make of car for deletion from list.");
scanf("%s", delete_make);
/*инициировать указатели для поиска */
current = in_stock_list;
backup=NULL;
/*поиск записи, содержащих заданное значение make */
while (strcmp(current->make, delete_make) !=0) {
backup = current;
current = current->next;
}
/*Был удален автомобиль из первого элемента? */
if (backup == NULL){ /*удалить автомобиль из первого элемента */
in_stock_list = in_stock_list->next;
} else { /*удалить элемент из списка */
backup->next = current -> next;
}
free(current); /*перераспределить динамическую память*/
}
/********************************************************************/
/********************************************************************/
/*void search_link_list (car_temp_ptr) - найти запись с определенным */
/* значением поля make. Распечатать автомобили этого изготовителя. */
/********************************************************************/
void search_link_list(car_temp_ptr search_list) {
char search_make[10];
car_temp_ptr temp_ptr; /*объявить текущий указатель */
/*определить изготовителя для поиска */
printf("\n\nSearch for car in stock.");
printf("\nEnter make of car to search for in list. ");
scanf("%s", search_make);
/*движение по списку */
for(temp_ptr-search_list; temp_ptr!=NULL; temp_ptr=temp_ptr->next) {
if (strcmp(temp_ptr->make, search_make) == 0) {
printf("\n\nyear: %4d", temp_ptr->year); /*год изготовления */
printf("\nmake: %s", temp_ptr->make); /*изготовитель */
printf("\nmodel: %s", temp_ptr->model); /*модель */
printf("\nVIN: %s", temp_ptr->VIN); /*номер */
printf("\nMileage: %6.0f ", temp_ptr->mileage);
/*считать показания одометра*/
}
}
}
/********************************************************************/
/********************************************************************/
После выполнения программы на дисплее появится следующее сообщение.
year: 1981
make: Chevy
model: Camaro
VIN: 12Z367
mileage: 37456
year: 1974
make: Ford
model: Mustang11
VIN: 3L265ST
mileage: 122456
year: 1997
make: Saturn
model: SL1
VIN: 234TH67
mileage: 140512
year: 1981
make: Chevy
model: Camaro
VIN: 12Z367
mileage: 37456
year: 1974
make:Ford
model: Mustang11
VIN: 3L265ST
mileage: 122456
year: 2002
make: Hummer
model: H2
VIN: 73H2L7
mileage: 13
year: 1997
make: Saturn
model: SL1
VIN: 234TH67
mileage: 140512
Удалены следующие автомобили из списка для продаж.
Введено поле make для удаления из списка – Hummer
year: 1981
make: Chevy
model: Camaro
VIN: 12Z367
mileage: 37456
year: 1974
make: Ford
model: Mustang11
VIN: 3L265ST
mileage: 122456
year: 1997
make: Saturn
model: SL1
VIN: 234TH67
mileage: 140512
Найден автомобиль в списке продаж.
Введенное поле make для поиска – Saturn
year: 1997
make: Saturn
model: SL1
VIN: 234TH67
mileage: 140512
Этот очень простой пример был придуман, чтобы показать основные действия, связанные обработкой списка с указателями. Мы намеренно выбрали скелетную программу, чтобы концентрироваться на работе списков с указателями. Если бы мы разрабатывали фактическую программу описи, основанную на списках с указателями, мы разработали бы дружественное меню, которое позволило бы вызывать функции в любом порядке. Кроме того, мы сформировали бы исходный список загрузив данные из файла. Мы обеспечили бы также возможность сохранять данные списка в файле.
Очередь. Очередь представляет собой особым образом сконфигурированный список с указателями. Она называется также буфером первым-вошел-первым-вышел (first-in first out — FIFO). Элементы добавляются в хвост очереди и извлекаются с головы, как показано на рис. 8.8. Вернемся к нашей автомобильной коммерческой аналогии. Как только вы приобретаете автомобиль, вы должны зарегистрировать его в департаменте транспортных средств. Я был там недавно с моим сыном, которому нужны было заменить водительские права. После нашего прихода мы встали в хвост очереди и стали ждать, пока нас обслужат. После короткого ожидания, мы достигли головы очереди и смогли получить требуемые права. Нас обслуживали в порядке прохождения очереди. Во время пика занятости, например, в утренние часы, в конце месяца — очередь в департаменте может быть очень длинной. В более свободное время она может быть совсем короткой. В обоих случаях мы видим, что очередь не имеет фиксированного числа элементов. Длина очереди или число элементов в ней, является переменной величиной и изменяется, в зависимости от действия программы.
Рис. 8.8. Структура данных очередь — «первым вошел–первым вышел»
Круговая очередь. В круговой очереди, которая имеет ту же самую базисную структуру, что и простая очередь, указатель последней записи в очереди не пустой, он указывает на первую запись. Круговая очередь показана на рис. 8.9. Как мы скоро увидим, это эффективная структура данных для переключения с задачи на задачу.
Рис. 8.9. Круговая очередь
Стек. Стек — это структура данных последним вошел — первым вышел (last-in-first-out — LIFO), показанная на рис. 8.10. Она также может быть создана с помощью методов списка с указателями. Во встроенных контроллерных системах на базе 68HC12, стек — определенная пользователем часть RAM, в которой в течение нормального выполнения программы временно хранятся переменные, например содержимое какого-либо регистра. Верхняя часть стека в 68HC12 обычно определяется последней позицией RAM плюс один. Указатель вершины стека для 68HC12 содержит адрес последнего используемого расположения стека. Когда элемент помещают в стек, указатель вершины стека уменьшается на 1 (проводится операция декремента). Когда элемент извлекается из стека, указатель вершины стека увеличивается на 1 (операция инкремента). Когда программирование проводится на языке C, положение вершины стека является опцией компилятора. Если встроенная контроллерная система содержит только один стек, лучше всего просто использовать свойства, встроенные в процессор. Однако, как мы скоро увидим, в ОСРВ можем потребоваться несколько стеков, по одному для каждой задачи. В этом случае разработчику системы необходимо, чтобы обеспечить работу нескольких стеков. Если используются динамические методы распределения памяти, то несколько стеков создаются и используются в динамической памяти. Мы оставим разработку структуры данных стека, использующей динамические методы распределения памяти в качестве вашей домашней работы (задача 1 для самостоятельного исследования). Вместо этого, мы разработаем структуру стека с фиксированный размером массива. Стек с фиксированным массивом используется, когда размер стека известен и неизменен. Как мы скоро увидим, стеки с успехом могут используются в блоках управления задачами.
Рис. 8.10. Стек
Структура данных стека, разработаны ли они с использованием методов динамического распределения или фиксированного массива, имеет следующие функции:
• initialize_stack: инициализация стека;
• push: поместить элемент в стек;
• pull: извлечь элемент из стека;
• stack_empty: выяснить, не пуст ли стек. Это необходимо сделать до использования функции pull;
• stack_full: выяснить, не полон ли стек. Это необходимо сделать до использования функции push;
• print_stack: распечатать содержимое стека.
Основные операции стека показаны на рис. 8.11.
Рис. 8.11. Операции со стеком
Следующий программный код реализует стек с фиксированным массивом.
/********************************************************************/
/* имя файла: stack.с */
/********************************************************************/
/*включенные файлы*/
#include <stdio.h> /*стандартная библиотека I/O */
#include <stdlib.h> /*стандартная библиотека динамического распределения*/
/*global variables - объявляет глобальные переменные в header file. */
/* Они приведены здесь, чтобы иллюстрировать общее построение программы.*/
/*определение структуры*/
struct stack_struct {
int stack_top; /*следующая используемая позиция в стеке*/
int stack_item[10]; /*элемент, сохраненный в стеке с фиксированным размером */
}
typedef struct stack_struct stack; /*массив для распознавания имен различных переменных*/
typedef stack *stack_ptr; /*определение указателей на стек */
/*функции-прототипы*/
void initialize_stack(stack);
void push(stack*, int); /*Используется метод передачи параметра по ссылке*/
int pull(stack *); /* когда содержимое стека должно измениться */
int stack_empty(stack);
int stack_full(stack);
void print_stack(stack);
/*переменные*/
int YES=1,NO=0; /*логические флаги */
stack stack1; /*объявление стека */
char *filename;
FILE *outputfile;
void main(void) {
int response;
int stack_item;
/*печать результата в файл/
printf("\n\nEnter a filename for output.");
scanf("%s", filename);
outputfile = fopen(filename, "a");
initialize_stack(stack1);
response = stack_empty(stack1); /*вызов по значению */
response = stack_full(stack1);
print_stack(stack1);
push(&stack1, 11); /*вызов по ссылке */
push(&stack1, 12);
push(&stack1, 13);
push{&stack1, 14);
print_stack(stack1);
pull(&stack1);
pull(&stack1);
pull(&stack1);
pull(&stack1);
pull(&stack1);
fclose(outputfile); /*закрыть выходной файл */
}
/********************************************************************/
/*initialize_stack: установить указатель вершины стека в 0 */
/********************************************************************/
void initialize_stack(stack a_stack) {
a_stack.stack_top=0; /*установить указатель стека в 0*/
}
/********************************************************************/
/*stack_empty: возвращает ДА если стек пуст, и НЕТ в противном случае */
/********************************************************************/
int stack_empty(stack a_stack) {
fprintf(outputfile, "\n\nStack top: %d", a_stack.stack_top);
if (a_stack.stack_top == 0) /*проверить не пуст ли стек*/
{
fprintf(outputfile, "\nStack Empty!");
return YES;
} else {
fprintf(outputfile, "\nStack is not empty.");
return NO;
}
}
/********************************************************************/
/*stack_full: возвращает ДА если стек полон, и НЕТ в противном случае */
/********************************************************************/
int stack_full(stack a_stack) {
if (a_stack.stack_top == 10) /*проверить не заполнен ли стек */
{ /*произвольный выбор предела стека */
fprintf(outputfile, "\n\nStack Full!");
return YES;
} else {
fprintf(outputfile, "\n\nStack is not full.");
return NO;
}
}
/********************************************************************/
/*print_stack: печать текущего элемента (на вершине стека) */
/********************************************************************/
void print_stack(stack a_stack) {
int i;
if (!(stack_empty(a_stack)))/*проверить не пуст ли стек перед печатью*/
{ /*перейти к основанию стека перед печатью */
for(i = a_stack.stack_top; i>=0; i=i-1)
fprintf(outputfile, "\nStack item: %d", a_stack.stack_item[i]);
} else fprintf(outputfile,"\nCannot print - stack is empty!");
}
/********************************************************************/
/*push(stack *, int): запись элемента в стек */
/********************************************************************/
void push(stack *a_stack, int item) {
fprintf(outputfile, "\n\nBefore push - stack pointer: %d",
a_stack->stack_top);
if (!(stack_full(*a_stack))) /*проверка заполнения стека*/
/* перед записью элемента*/
{
a_stack->stack_item[a_stack->stack_top] = item;
fprintf(outputfile, "\nstack item after push: %d",
a_stack->stack_item[a_stack->stack_top]);
a_stack->stack_top = a_stack->stack_top + 1;
fprintf(outputfile, "\nstacktop after push: %d",
a_stack->stack_top);
} else fprintf(outputfile, "\nCannot push - stack is full!");
}
/********************************************************************/
/*pull(stack *): извлечение элемента из стека */
/********************************************************************/
int pull(stack *a_stack) {
int item;
fprintf(outputfile,"\n\nBefore pull - stack pointer: %d",
a_stack->stack_top);
if (!(stack_empty(*a_stack))) /*проверка не пуст ли стек */
/*перед извлечением элемента*/
{
item = a_stack->stack_item[a_stack->stack_top-1];
fprintf(outputfile, "\nstack item pulled: %d", item);
a_stack->stack_top = a_stack->stack_top - 1;
fprintf(outputfile,"\nstacktop after pull: %d",
a_stack->stack_top); return item;
} else fprintf(outputfile, "\nCannot pull - stack is empty!");
}
/********************************************************************/
Мы показали работу этого примера на рис. 8.12. После выполнения этой программы будет выдан следующий код:
Рис. 8.12. Запись в стек и извлечение из стека
Stack top: 0
Stack Empty!
Stack is not full.
Stack top: 0
Stack Empty!
Cannot print - stack is empty!
Before push - stack pointer: 0
Stack is not full.
stack item after push: 11
stacktop after push: 1
Before push - stack pointer: 1
Stack is not full.
stack item after push: 12
stacktop after push: 2
Before push - stack pointer: 2
Stack is not full.
stack item after push: 13
stacktop after push: 3
Before push - stack pointer: 3
Stack is not full.
stack item after push: 14
stacktop after push: 4
Stack top: 4
Stack is not empty.
Stack item: 0
Stack item: 14
Stack item: 13
Stack item: 12
Stack item: 11
Before pull - stack pointer: 4
Stack top: 4
Stack is not empty
stack item pulled: 14
stacktop after pull: 3
Before pull - stack pointer: 3
Stack top: 3
Stack is not empty.
stack item pulled: 13
stacktop after pull: 2
Before pull - stack pointer: 2
Stack top: 2
Stack is not empty,
stack item pulled: 12
stacktop after pull: 1
Before pull - stack pointer: 1
Stack top: 1
Stack is not empty.
stack item pulled: 11
stacktop after pull: 0
Before pull - stack pointer: 0
Stack top: 0
Stack Empty!
Cannot pull - stack is empty!
Несколько стеков. Обычно система микропроцессора содержит один стек. Этот стек объявляется внутри RAM, и процессор имеет несколько функций для объявления положения стека (LDS), записи данных (PUSH), извлечение данных из стека (PULL) и т.д. Кроме того, как мы уже рассказывали в главе 4, в процессор встроен целый ряд аппаратных функций, связанных стеком, таких, как сохранение данных программного счетчика и ключевых регистров. В операционной системе реального времени нам нужен будет стек для каждой задачи, в котором мы будем сохранять контекст. Следовательно, мы должны иметь несколько стеков для работы с системами ОСРВ. В этих случаях, мы используем понятия о стеке, рассмотренные в этом разделе. Мы могли бы легко объявлять дополнительные стеки, использовав приведенный выше код. Кроме того, таким же образом может работать любой из стеков, которые мы объявим.
На этом мы завершаем обзор основных конструкций, которые используются для реализации операционной системы в режиме реального времени. Мы теперь собираемся сместить акценты и обсудить дополнительные концепции ОСРВ в следующем разделе. Мы расстаемся с конструкциями и концепциями, чтобы описать, как программировать различные ОСРВ.
- Встраиваемые системы Проектирование приложений на микроконтроллерах семейства 68hc12/hcs12 с применением языка с с. Ф. Баррет
- Предисловие
- Структура книги
- Учебные системы
- Целевая аудитория
- Благодарности
- Глава 1 первое знакомство со встраиваемыми системами
- 1.1. Что такое встраиваемая система?
- 1.2. Особенности встраиваемых систем
- 1.2.1. Работа в реальном времени
- 1.2.2. Миниатюризация размеров и процесс тестирования
- 1.2.3. Минимизация энергии потребления
- 1.2.4. Интерфейс пользователя и интерфейс сопряжения с объектом
- 1.2.5. Многозадачность
- 1.2.6. Минимизация стоимости
- 1.2.7. Ограничение объема памяти
- 1.2.8. Программно–аппаратный дуализм
- 1.3. Введение в микроконтроллеры семейства 68hc12 и hcs12
- 1.4 Микроконтроллеры hcs12
- 1.4.1. Семейство hcs12
- 1.4.2. Обозначения мк
- 1.4.3. Модельный ряд hcs12
- 1.5. Заключение по главе 1
- 1.6. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 2 программирование встраиваемых систем и структурное проектирование
- 2.1. Почему мы программируем микроконтроллеры на Си?
- 2.2. Преимущества программирования на языке ассемблер
- 2.3. Преимущества языков высокого уровня
- 2.3.1. Выбираем язык высокого уровня для программирования встраиваемых систем
- 2.3.2. Краткая история языка Си
- 2.4. Оптимальная стратегия — программирование на Си и на ассемблере
- 2.5. Структурное проектирование
- 2.5.1. Основные положения метода структурного проектирования
- 2.5.2. Документирование программ
- 2.5.3. Как язык Си соотносится со структурным проектированием
- 2.6. Рабочие тетради
- 2.6.1. Порядок ведения записей
- 2.6.2. Содержание записей
- 2.7. Блок схемы алгоритмов
- 2.8. Пример применения
- 2.9. Заключение по главе 2
- 2.10 Что еще почитать?
- 2.11 Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 3 основы программирования микроконтроллеров на си
- 3.1. Введение в программирование на Си
- 3.1.1. Глобальные и локальные переменные
- 3.2. Типы данных в Си
- 3.3. Операторы языка Си
- 3.4. Функции
- 3.4.1. Что такое функция?
- 3.4.2. Основная программа
- 3.4.3. Прототипы функций
- 3.4.4. Описание функций
- 3.4.5. Вызов функций, передача параметров, возврат полученных значений
- 3.5. Файлы заголовков
- 3.6. Директивы компилятора
- 3.6.1. Директивы условной компиляции
- 3.7. Конструкции программирования
- 3.8. Операторы для организации программных циклов
- 3.8.1. Оператор for
- 3.8.2. Оператор while
- 3.8.3. Оператор do-while
- 3.9. Операторы принятия решения
- 3.9.1. Оператор if
- 3.9.2. Оператор if-else
- 3.9.3. Оператор if-else if-else
- 3.9.4. Оператор switch
- 3.10. Массивы
- 3.11. Указатели
- 3.12. Структуры
- 3.13. Процесс программирования и отладки микропроцессорной системы
- 3.13.1. Технология создания программного кода
- 3.13.2. Режим отладки bdm
- 3.13.3. Аппаратные и программные средства отладчика p&e от компании pemicro
- 3.13.4. Эмуляторы
- 3.13.5. Логические анализаторы
- 3.14. Особенности компилятора и ассемблера
- 3.15. Заключение по главе 3
- 3.16. Что еще почитать?
- 3.17. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 4 микроконтроллеры 68hc12 и hcs12: архитектура и программирование
- 4.1. Аппаратные средства микроконтроллеров семейства 68hc12
- 4.2. Аппаратные средства мк семейства hcs12
- 4.3. Режимы работы мк семейства 68hc12/hcs12
- 4.3.1. Рабочие режимы
- 4.3.2. Режимы работы отладочной платы m68evb912b32
- 4.4. Назначение выводов мк
- 4.5. Регистры специальных функций мк
- 4.5.1. Виртуальный адрес блока регистров
- 4.6. Порты ввода/вывода
- 4.6.1. Спецификация портов ввода/вывода
- Регистры управления портами
- Вопросы для самопроверки
- Пример применения
- 4.7. Подсистема памяти мк b32
- Пример применения
- 4.7.1. Карта памяти мк b32
- 4.7.2. Изменение адресов в карте памяти мк
- 4.8. Подсистема памяти мк dp256
- Вопросы для самопроверки
- 4.9. Состояния сброса и прерывания мк
- 4.9.1. Реакция мк на внешние события
- 4.10. Состояния сброса и прерывания в мк 68hc12
- 4.10.1. Состояние сброса мк
- Регистры сторожевого таймера и монитора тактирования
- 4.10.2. Прерывания
- Немаскируемые прерывания
- Маскируемые прерывания
- Вопросы для самопроверки
- 3. Каково различие между прерываниями по входам
- 4. Как организовать подсистему прерывания с несколькими внешними запросами для мк семейства 68hc12/hcs12, используя лишь один вход внешнего прерывания
- 4.10.3. Вектора исключений
- 4.10.4. Система приоритетов для исключений
- 1. Внешний сброс по входу
- 5. Немаскируемое прерывание по входу
- Вопросы для самопроверки
- 4. Какие действия должен предпринять программист, чтобы после начального запуска мк присвоить входу
- 4.10.5. Регистры подсистемы прерывания
- 4.11. Процесс перехода к подпрограмме прерывания
- Вопросы для самопроверки
- 4.12. Оформление подпрограммы прерывания на Си
- 4.13. Система тактирования
- 4.13.1.Система тактирования отладочной платы mc68hc912b32evb
- 4.14. Подсистема реального времени — модуль таймера
- 4.14.1. Структура модуля таймера
- 4.14.2. Счетчик временной базы
- Особенности счетчика временной базы
- Флаг переполнения счетчика
- Определение длительности временных интервалов
- Сброс счетчика временной базы
- Вопросы для самопроверки
- 4.14.3. Регистры для управления счетчиком временной базы
- Регистр управления модулем таймера
- Регистр счетчика временной базы
- Регистр масок таймера 2
- 4.14.4. Каналы захвата/сравнения
- Режим входного захвата
- Вопросы для самопроверки
- Режим выходного сравнения
- Канал 7 в режиме выходного сравнения
- Регистры для управления каналами захвата/сравнения
- Регистры управления таймером 3 и 4
- Регистр масок таймера 1
- Регистр масок таймера 2
- Регистр флагов таймера 1
- Регистр флагов таймера 2
- Регистры данных каналов захвата/сравнения
- Вопросы для самопроверки
- Примеры работы с таймером
- Измерение частоты и периода логического сигнала
- Генерация импульсной последовательности
- Генерация импульсной последовательности с использованием прерывания
- 4.14.5. Счетчик событий
- Режимы работы счетчика
- Регистры управления счетчиком событий
- Регистр управления счетчиком событий
- Регистр флагов счетчика событий
- Регистр текущего состояния счетчика событий
- Пример использования счетчика событий
- 4.15. Модуль меток реального времени
- Пример использования модуля меток реального времени
- 4.16. Модуль таймера ect в составе мк мc68hc12be32 и hcs12
- 4.16.1. Небуферированные каналы входного захвата
- 4.16.2. Буферированные каналы входного захвата
- 4.16.3. Особенности счетчиков событий
- 4.16.4. Регистры управления модуля est
- Регистр управления порядком перезаписи
- Регистр управления режимом входного захвата
- Регистр управления счетчиком задержки
- Регистр управления 16-разрядным вычитающим счетчиком
- Регистр коэффициента счета вычитающего счетчика
- Регистр флагов вычитающего счетчика
- 4.17. Обмен информацией в последовательном коде: многофункциональный последовательный интерфейс
- 4.17.1. Термины последовательного обмена
- Вопросы для самопроверки
- 4.18. Контроллер асинхронного обмена sci
- Вопросы для самопроверки
- 4.18.1. Передатчик контроллера sci
- 4.18.2. Приемник контроллера sci
- 4.18.3. Регистры контроллера sci
- Регистры скорости обмена sCxBdh и sCxBdl
- Регистры управления sCxCr1 и sCxCr2
- Регистры состояния sCxSr1 и sCxSr2
- Регистры данных sCxDrh и sCxDrl
- Вопросы для самопроверки
- 4.18.4. Алгоритмы программного обслуживания контроллера sci
- 4.18.5. Пример программирования контроллера sci
- 4.19. Синхронный последовательный интерфейс spi
- 4.19.1 Концепция интерфейса spiФункциональная схема обмена между двумя контроллерами spi
- 4.19.2. Алгоритмы работы контроллера spi
- Вопросы для самопроверки
- 4.19.3. Регистры контроллера spi
- Регистр скорости обмена sPxBr
- Регистры управления sPxCr1 и sPxCr2
- Регистр данных spCxDr
- Регистр данных порта s
- Регистр направления передачи порта s
- Вопросы для самопроверки
- 4.19.4. Алгоритмы программного обслуживания контроллера spi
- 4.19.5 Периферийные ис с интерфейсом spi
- 4.20. Введение в теорию аналого-цифрового преобразования
- 4.20.1. Частота дискретизации сигнала
- 4.20.2. Представление аналоговой величины в цифровом коде
- 4.20.3.Квантование по уровню и разрешающая способность
- 4.20.4 Скорость потока данных оцифровки
- Вопросы для самопроверки
- 4.21. Принцип действия ацп
- 4.21.1. Ацп последовательного приближения
- Вопросы для самопроверки
- 4.22. Подсистема аналого-цифрового преобразования мк 68hc12
- 4.22.1 Структура и порядок функционирования
- 4.22.2. Регистры управления модуля atd
- Группа регистров управления
- Регистры управления atdctl0 и atdctl1
- Регистр управления atdctl2
- Регистр управления atdctl3
- Регистр управления atdctl4Формат регистра atdctl4
- Регистр управления atdctl5
- Вопросы для самопроверки
- Регистр состояния atdstat
- Регистр данных порта portad
- Регистры результата adr0h…adr7h
- Вопросы для самопроверки
- Тестовый регистр atdtest
- 4.22.3. Пример программирования модуля atd
- Цифровой вольтметр
- 4.22.4. Обслуживание прерываний от модуля atd
- 4.23. Особенности модуля atd в составе мк семейства hcs12
- 4.23.1. Выбор разрядности ацп
- 4.23.2. Представление результата измерения
- 4.23.3. Запуск измерительной последовательности от внешнего сигнала
- 4.23.4. Программируемое число преобразований в измерительной последовательности
- 4.23.5. Увеличение числа аналоговых входов
- 4.23.6. Регистры модуля atd hcs12
- Регистр состояния atdstat0
- Регистр состояния atdstat1
- Регистр разрешения цифрового входа порта atddien
- 4.24. Подсистема широтно-импульсной модуляции
- 4.24.1. Структура модуля pwm
- 4.24.2. Режимы центрированной и фронтовой шим
- 4.24.3. Система тактирования
- 4.24.4. Регистры модуля pwm
- Регистр конфигурации pwclk
- Регистр конфигурации pwpol
- Регистр разрешения работы каналов pwen
- Регистр дополнительного делителя pwpres
- Регистры делителей pwscnt0/pwscnt1 и pwscal0/pwscal0
- Регистры счетчика каналов pwcnTx
- Регистры периода каналов pwpeRx
- Регистры коэффициента заполнения каналов pwdtYxФормат регистров коэффициента заполнения pwdtYx
- Регистры коэффициента заполнения каналов pwdtYx
- Регистр управления pwctl
- Регистр специальных режимов pwtst
- Регистры работы с портом p
- 4.24.5. Примеры программирования модуля pwm
- Инициализация модуля pwm, пример 1
- Инициализация модуля pwm, пример 2
- 4.25. Ограничение энергии потребления
- 4.25.1. Как остановить мк 68hc12
- 4.25.2. Как вывести мк 68hc12 из состояния пониженного энергопотребления
- 4.26. Советы по использованию платы отладки mc68evb912b32
- 4.27. Заключение по главе 4
- 4.28. Что еще почитать?
- 4.29. Вопросы и задания Основные
- Исследовательские
- Глава 5 основы сопряжения мк с устройствами ввода/вывода
- 5.1. Электрические характеристики мк 68hc12
- 5.1.1. Нагрузочные характеристики
- 5.1.2. Что произойдет, если Вы должным образом не учтете электрические характеристики периферийных ис?
- 5.1.3. Входные и выходные характеристики логических элементов
- 5.2. Устройства дискретного ввода: кнопки, переключатели, клавиатуры
- 5.2.1. Кнопки и переключатели
- 5.2.2. Dip переключатели
- 5.2.3. Клавиатуры
- 5.3. Устройства индикации: светодиоды, семисегментные индикаторы, индикаторы логического выхода с тремя состояниями
- 5.3.1. Светодиоды
- 5.3.2. Семисегментные индикаторы
- 5.3.3. Индикаторы для логического выхода с тремя состояниями
- 5.4. Программное обслуживание дискретных входов и выходов
- 5.5. Подавление механического дребезга контактов переключателей
- 5.5.1. Аппаратная защита от механического дребезга контактов
- 5.5.2. Программная защита от механического дребезга контактов
- 5.5.3. Пример программной защиты
- 5.6. Жидкокристаллические индикаторы
- 5.6.1. Краткие сведения о жидкокристаллических индикаторах
- 5.6.2. Сопряжение мк с символьным жк индикатором
- 5.6.3 Сопряжение мк с графическим жк дисплеем
- 5.7. Управление электрическим двигателем
- 5.7.1. Силовые полупроводниковые ключи
- 5.7.2. Оптоэлектронная потенциальная развязка
- 5.7.3. Инвертор напряжения
- 5.8. Кодовый замок
- 5.8.1. Схема подключения периферийных устройств
- 5.8.2. Программа управления
- 5.9. Интерфейс мк с аналоговыми датчиками
- 5.10. Интерфейс rs-232
- 5.11. Заключение по главе 5
- 5.12. Что еще почитать?
- 5.13. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 6 добро пожаловать в реальный мир!
- 6.1. Ужасные истории об ошибках проектирования
- 6.1.1. Случай квадратичного генератора
- 6.1.2. Случай таймера для лазерного излучения
- 6.2. Правила обращения с микросхемой 68нс12 и рекомендации по проектированию
- 6.2.1. Рекомендации по обращению со cmos
- 6.2.2. Рекомендации по проектированию на cmos
- 6.3. Исследование помех
- 6.3.1. Что такое помехи
- 6.3.2. Электромагнитная совместимость
- 6.3.3. Спецификации системы помех — не будем крепки задним умом!
- 6.3.4. Методы снижения помех
- 6.4. Защитное программирование
- 6.5. Методики испытаний на наличие помех
- 6.5.1. Обнаружение помех
- 6.5.2. Испытание на чувствительность к помехам
- 6.5.3. Испытания на электромагнитную совместимость
- 6.6. Управление энергопотреблением
- 6.6.1. Параметры потребляемой мощности для микроконтроллера 68hc12
- 6.6.2. Типы батарей
- 6.6.3. Емкость батарей
- 6.6.4. Стабилизация напряжения
- 6.6.5. Схемы супервизора для микропроцессора
- 6.6.6. Меры энергосбережения
- 6.7. Заключение по главе 6
- 6.8. Что еще прочитать?
- 6.9. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 7 примеры встроенных систем управления
- 7.1. Система привода робота, движущегося вдоль стенок лабиринта
- 7.1.1. Описание проекта
- 7.1.2. Подсистемы 68hc12, используемые в проекте
- 7.1.3. Компоненты системы
- 7.1.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.1.5. Программный код
- 7.2. Лазерный проектор
- 7.2.1. Описание проекта
- 7.2.2. Подсистемы 68hc12 используемые в проекте
- 7.2.3. Описание некоторых компонентов системы
- 7.2.4. Аппаратные средства
- 7.2.5. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.2.6. Программный код
- 7.2.7. Испытания устройства
- 7.2.8. Заключительные испытания системы управления
- 7.3. Цифровой вольтметр
- 7.3.1. Описание проекта
- 7.3.2. Системы 68hc12 используемые в проекте
- 7.3.3. Расчет интерфейса модуля atd
- 7.3.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.3.5. Программа управления
- 7.3.6. Измерение неэлектрических величин
- 7.4. Стабилизация скорости вращения двигателя с использованием оптического тахометра
- 7.4.1. Описание проекта
- 7.4.2. Немного теории
- 7.4.3. Анализ
- 7.4.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.4.5. Программный код
- 7.4.6. Испытания
- 7.5. Парящий робот
- 7.5.1. Описание проекта
- 7.5.2. Системы hcs12 используемые в проекте
- 7.5.3. Теоретическое обсуждение
- 7.5.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.5.5. Программный код
- 7.5.6. Некоторые комментарии
- 7.6. Система защиты компьютера, основанная на нечеткой логике
- 7.6.1. Описание проекта
- 7.6.2. Использование системы hcs12
- 7.6.3. Основы теории
- 7.6.4. Структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.6.5. Описание системы
- 7.6.6. Обсуждение проекта
- 7.6.7. Программный код
- 7.6.8. Некоторые комментарии
- 7.7. Электронная версия игры в «15»
- 7.7.1. Описание проекта
- 7.7.2. Системы hcs12 используемые в проекте
- 7.7.3. Основы теории
- 7.7.4. Схемное решение, структура программы и блок-схема алгоритма
- 7.7.5. О компонентах системы
- 7.7.6. Программный код
- 7.7.7. Некоторые комментарии
- 7.8. Программирование резидентного Flash пзу микроконтроллера b32 в составе платы отладки mc68hc912b32evb
- 7.9. Заключение по главе 7
- 7.10. Что еще прочитать?
- 7.11. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 8 операционные системы реального времени
- 8.1. Рассказ: официант — «живая» операционная система реального времени
- 8.2. Что является целью осрв?
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Обзор концепций
- 8.3.1. Требования к динамическому распределению ram
- Вопросы для самопроверки
- 8.3.2. Динамическое распределение памяти
- 8.3.3. Структуры данных
- 8.4. Основные понятия
- 8.4.1. Что такое задача?
- 8.4.2. Управление задачами
- 8.4.3. Компоненты многозадачных систем
- 8.5. Типы операционных систем реального времени
- 8.5.1. Системы с циклическим опросом
- 8.5.2. Циклический опрос с прерываниями
- 8.5.3. Карусельные системы
- 8.5.4. Смешанные системы
- 8.5.5. Системы с управлением по прерыванию
- 8.5.6. Кооперативная многозадачность
- 8.5.7. Многозадачные системы с преимущественным приоритетом
- 8.6. Проблемы осрв
- 8.6.1. Конкуренция Другой рассказ
- 8.6.2. Повторная входимость
- 8.6.3. Межзадачные связи
- 8.6.4. Безопасность, проверка и безотказная работа
- 8.6.5. Главный вопрос
- 8.7. Выполнение операционной системы реального времени
- 8.8. Пример применения: осрв циклического опроса
- 8.8.1. Краткий обзор проекта
- 8.8.2. Пример кода
- 8.8.3. Испытание контроллера усилителя
- 8.9. Другая прикладная программа: цикл опроса с прерываниями
- 8.10. Сложное прикладное устройство: имитатор осрв
- 8.10.1. Краткий обзор проекта
- 8.10.2. Типовой код
- 8.11.Заключение по главе 8
- 8.12. Что еще почитать?
- 8.13. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские
- Глава 9 распределенные сети с интерфейсом msCan
- 9.1. Компьютерные сети
- 9.2. Промышленные сети
- 9.3. Сети с протоколом can
- 9.3.1. Протокол can
- 9.3.2. Модуль контроллера последовательного обмена msCan12
- Подсистема прерывания контроллера msCan12.
- 9.3.3. Проблемы синхронизации
- 9.3.4. Конфигурирование модуля msCan12 для работы в сети
- 9.4. Различия между контроллерами msCan в составе 68hc12 и hcs12
- 9.5. Пример программирования контроллера msCan Схема включения аппаратных средств для двух отладочных плат Axiom
- 9.6. Контроллер последовательного обмена bdlc
- 9.7. Заключение по главе 9
- 9.8. Что еще почитать?
- 9.9. Вопросы и задания Основные
- Более сложные
- Исследовательские