logo
Основная образовательная программа (ООП)

Аннотация дисциплины «Системный анализ и методы научно-технического творчества»

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 ч).

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - обучение системным методам принятия решений при создании новых радиоэлектронных средств (РЭС) с учётом современных достижений науки, техники и технологии.

Задачи дисциплины:

Место дисциплины в структуре ООП: обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла. Завершает системную общепрофессиональную подготовку бакалавра-инженера. Для успешного освоения дисциплины требуются знания, полученные ранее при изучении дисциплин «Философия», «Социология», «Экономика и организация производства», «Управление инновационными проектами», «Защита и передача интеллектуальной собственности», «Основы художественной композиции», «Инженерная психология», «Математика», «Экология», «Основы конструирования электронных средств», «Схемо- и системотехника электронных средств». Результаты освоения дисциплины используются при изучении дисциплин «Технология производства электронных средств», «Схемотехника компьютерных технологий», а также при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Содержание дисциплины. Основные разделы: РЭС как подсистема социальной системы обеспечения потребностей современного человека. Особенности сфер проектирования, производства, эксплуатации и утилизации РЭС. Проблемные ситуации. Статические и динамические свойства систем. Системы типа «чёрный ящик» и «белый ящик». Большие и малые системы. Простые и сложные системы. Теория моделирования в сфере проектирования, производства и эксплуатации РЭС. Особенности систем с ручным, автоматическим и автоматизированным управлением. Технология прикладного системного анализа в решении проблем проектирования. Особенности проведения патентных исследований. Понятия патентоспособности и патентной чистоты. Методы поиска новых технических решений: «мозговая атака», морфологические методы, метод эвристических приёмов, «изобретающие программы».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основы системологии; методы моделирования РЭС; методы управления РЭС и принятия решений по устранению проблемных ситуаций; тенденции развития методологии научных исследований и проектирования РЭС;

уметь: выбирать метод исследований для решения конкретной проектной задачи в РЭС; выбирать методику моделирования РЭС; ориентироваться в оценке результатов моделирования; проводить вариантную оценку возможных технических решений в синтезе РЭС; работать в составе малой группы исполнителей; оценивать результаты проектирования РЭС;

владеть: методикой прикладного системного анализа применительно к принятию техническо-экономических решений;

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа с выполнением индивидуальных заданий.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.