logo
Основная образовательная программа (ООП)

Аннотация дисциплины «Инженерная психология»

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 ч)

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - формирование у будущего бакалавра-инженера знаний, умений и навыков в области эргономики, инженерной психологии и технической психофизиологии.

Задачи дисциплины:

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Преподается параллельно дисциплине «Основы художественной композиции». Впервые знакомит студента с вопросами эргономики. Базируется на общих сведениях об организации рабочего пространства и техническом творчестве, приобретенных в средней школе, и на изучении дисциплин «Введение в профессию», «Системные основы радиоэлектроники». Результаты освоения дисциплины используются при последующем изучении дисциплин «Основы конструирования электронных средств», «Технология производства электронных средств», «Управление качеством электронных средств», «Системный анализ и методы научно-технического творчества», а также при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Содержание дисциплины. Основные разделы: введение в инженерную психологию; методологические принципы инженерной психологии; принятие и обработка информации человеком-оператором в СЧМ; особенности функционирования психических процессов при проектировании СЧМ; принятие и обработка информации в СЧМ; представления о трудовой деятельности в инженерной психологии; профессиональные ошибки в деятельности оператора; специфика индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе СЧМ; инженерно-психологическое проектирование как элемент инженерно-психологического обеспечения работы СЧМС.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю возникновения и развития инженерной психологии; основные психологические признаки трудовой деятельности оператора; методы, применяемые в инженерной психологии и эргономике; общее представление о СЧМ; основные этапы деятельности человека-оператора; особенности и причины возникновения ошибок и ошибочных действий на рабочих местах;

уметь: учитывать психологические закономерности и анализировать особенности работы человека-оператора в СЧМС;

владеть: основами эргономического построения рабочего пространства, навыками психофизиологического освоения будущей профессиональной деятельности применительно к электронным средствам как объектам исследования и проектирования.

Виды учебной работы: лекции, практические/семинарские занятия, самостоятельная работа с выполнением индивидуальных заданий.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.