Аннотация дисциплины «Инженерная психология»
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 ч)
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - формирование у будущего бакалавра-инженера знаний, умений и навыков в области эргономики, инженерной психологии и технической психофизиологии.
Задачи дисциплины:
формирование у студентов общего представления об основных методах инженерной психологии;
ознакомление студентов с основными принципами и понятиями инженерной психологии, со спецификой работы человека-оператора в системах «человек-машина» (СЧМ) и «человек-машина-среда» (СЧМС), особенностях работы психолога в области инженерной психологии и эргономики;
ознакомление студентов с теоретическими основами инженерной психологии.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Преподается параллельно дисциплине «Основы художественной композиции». Впервые знакомит студента с вопросами эргономики. Базируется на общих сведениях об организации рабочего пространства и техническом творчестве, приобретенных в средней школе, и на изучении дисциплин «Введение в профессию», «Системные основы радиоэлектроники». Результаты освоения дисциплины используются при последующем изучении дисциплин «Основы конструирования электронных средств», «Технология производства электронных средств», «Управление качеством электронных средств», «Системный анализ и методы научно-технического творчества», а также при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
готовность учитывать современные тенденции развития радиоэлектроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК-3).
Содержание дисциплины. Основные разделы: введение в инженерную психологию; методологические принципы инженерной психологии; принятие и обработка информации человеком-оператором в СЧМ; особенности функционирования психических процессов при проектировании СЧМ; принятие и обработка информации в СЧМ; представления о трудовой деятельности в инженерной психологии; профессиональные ошибки в деятельности оператора; специфика индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе СЧМ; инженерно-психологическое проектирование как элемент инженерно-психологического обеспечения работы СЧМС.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: историю возникновения и развития инженерной психологии; основные психологические признаки трудовой деятельности оператора; методы, применяемые в инженерной психологии и эргономике; общее представление о СЧМ; основные этапы деятельности человека-оператора; особенности и причины возникновения ошибок и ошибочных действий на рабочих местах;
уметь: учитывать психологические закономерности и анализировать особенности работы человека-оператора в СЧМС;
владеть: основами эргономического построения рабочего пространства, навыками психофизиологического освоения будущей профессиональной деятельности применительно к электронным средствам как объектам исследования и проектирования.
Виды учебной работы: лекции, практические/семинарские занятия, самостоятельная работа с выполнением индивидуальных заданий.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
- Содержание
- 1. Общие положения
- 1.1. Основная образовательная программа (определение).
- 1.2. Нормативные документы для разработки ооп
- 1.3. Общая характеристика основной образовательной программы впо.
- 1.3.1. Цель (миссия) ооп бакалавриата .
- 1.3.2. Срок освоения ооп бакалавриата составляет 4 года.
- 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
- 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
- 3. Компетенции выпускника ооп, формируемые в результате освоения программы.
- Аннотация дисциплины «Философия»
- Аннотация дисциплины «Иностранный язык»
- Аннотация дисциплины «Экономика и организация производства»
- Аннотация дисциплины «Правоведение»
- Аннотация дисциплины «Социология»
- Аннотация дисциплины «Русский язык и культура речи»
- Аннотация дисциплины «Управление инновационными проектами»
- Аннотация дисциплины «Защита и передача интеллектуальной собственности»
- Аннотация дисциплины «Основы художественной композиции»
- Аннотация дисциплины «Инженерная психология»
- Аннотация дисциплины «Деловой этикет»
- Аннотация дисциплины «Геополитика»
- Аннотация дисциплины «Математика 1»
- Аннотация дисциплины «Физика»
- Аннотация дисциплины «Химия»
- Аннотация дисциплины «Экология»
- Аннотация дисциплины «Математика 2»
- Аннотация дисциплины «Информатика»
- Аннотация дисциплины «Системные основы радиоэлектроники»
- Аннотация дисциплины «Физика полупроводниковых структур»
- Аннотация дисциплины «Теоретические основы конструирования и надежности радиоэлектронных средств»
- Аннотация дисциплины «Теоретические основы технологии радиоэлектронных средств»
- Аннотация дисциплины «Физическая химия»
- Аннотация дисциплины «Химическая физика»
- Аннотация дисциплины «Электротехника и электроника»
- Аннотация дисциплины «Физические основы микро- и наноэлектроники»
- Аннотация дисциплины «Информационные технологии»
- Аннотация дисциплины «Основы конструирования электронных средств»
- Аннотация дисциплины «Технология производства электронных средств»
- Аннотация дисциплины «Схемо- и системотехника электронных средств»
- Аннотация дисциплины «Инженерная и компьютерная графика»
- Аннотация дисциплины «Управление качеством электронных средств»
- Аннотация дисциплины «Метрология, стандартизация и технические измерения»
- Аннотация дисциплины «Материалы и компоненты электронных средств»
- Аннотация дисциплины «Основы управления техническими системами»
- Аннотация дисциплины «Прикладная механика»
- Аннотация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- Аннотация дисциплины «Теоретические основы электротехники»
- Аннотация дисциплины «Основы радиоэлектроники и связи»
- Аннотация дисциплины «Интегральные устройства радиоэлектроники»
- Аннотация дисциплины «Техническая электродинамика»
- Аннотация дисциплины «Системный анализ и методы научно-технического творчества»
- Аннотация дисциплины «Схемотехника компьютерных технологий»
- Аннотация дисциплины «Введение в профессию»
- Аннотация дисциплины «Надежность радиоэлектронных средств»
- Аннотация дисциплины «Тепломассообмен в радиоэлектронных средствах»
- Аннотация дисциплины «Радиотехнические системы»
- Аннотация дисциплины «Компьютерные сети»
- Аннотация дисциплины «Антенны»
- Аннотация дисциплины «Микроволновые устройства»
- Аннотация дисциплины «Основы телевидения»
- Аннотация дисциплины «Применение микропроцессоров»
- Аннотация дисциплины «Физическая культура»
- Аннотация дисциплины «Углубленный курс иностранного языка - английский/немецкий»
- Аннотация дисциплины «Профессиональный иностранный язык - английский/немецкий»
- 4.4. Программы практик (включая организацию научно-исследовательской работы студентов).
- 4.4.1. Программы учебных практик.
- Аннотация учебной практики (ознакомительно-вычислительной)
- 4.4.2. Программы производственных практик.
- Аннотация радиомонтажной практики
- Аннотация производственно-технологической практики
- 5. Ресурсное обеспечение ооп подготовки по направлению 211000.62 Конструирование и технология электронных средств.
- 5.1. Кадровое обеспечение.
- 5.2. Материально-техническое обеспечение.
- 5.3. Информационно-библиотечное обеспечение.
- 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие социально-личностных компетенций выпускников.
- 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения знаний обучающимися.
- 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
- 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ооп.
- 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
- 8.1. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
- 3. План учебного процесса