1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
В данном параграфе необходимо:
• привести назначение и характеристику базового элемента; (для зданий, оснащённых электрооборудованием: этажность, конструкция и характеристика электрооборудования; для транспортных и технических средств, оборудованных электроприводом: масса, габариты и характеристика электропривода).
• дать понятие о физической устойчивости, пределе устойчивости элементов ИТК и радиусе функционирования Rф ( безопасности Rб)(см. §2, тема 11 настоящих методических указаний) или [33, с. 59,60]; (привести поясняющий рисунок);
При определении устойчивости принято все сооружения делить на три группы.
Группа I — массивные, устойчивые сооружения больших размеров, как правило, с фундаментом (здания различных типов, защитные сооружения, трансформаторные и тяговые подстанции, водонапорные башни, опоры мостов, защитные сооружения и др.). Сооружения этой группы разрушаются в основном при действии на них избыточного давления во фронте воздушной ударной волны ΔРф. Их устойчивость достаточно хорошо исследована экспериментальным путем и с достаточно полно представлена в справочниках.
Для этой группы базовых элементов предел устойчивости может быть определён по прил.1 темы 11а настоящих методических указаний (нижняя граница ΔРф, средних разрушений).
Группа II - элементы, быстро обтекаемые ударной волной (локомотивы, вагоны, машины, станки, различные технические средства). Разрушение элементов этой группы происходит под действием давления скоростного напора воздуха ΔРск, который смещает, опрокидывает или отбрасывает элемент.
Устойчивость элементов второй группы зависит от их характеристик (габаритов , массы, конфигурации, положения центра тяжести и опорных частей), которые у каждого элемента индивидуальны.
По этой причине устойчивость элементов этой группы определяется расчётным путём с учётом перечисленных характеристик (в справочниках приведены ориентировочные усреднённые данные).
Группа III - элементы, подверженные инерционному разрушению и воздействию ЭМИ (аппаратура связи и СЦБ, ЭВМ, электроприводы локомотивов, машин, измерительные приборы, электрооборудование тяговых, трансформаторных подстанций и др.). Для элементов этой группы опасны большие ускорения, получаемые ими в результате действия ударной волны. В элементах электроприборов, имеющих определенную массу и упругость, возникают силы, способные привести к внутренним повреждениям схем (отрыву припаянных элементов, разрыву соединений приборов, разрушению хрупких элементов). Устойчивость элементов третьей группы определяется расчетом на инерционное разрушение и на воздействие ЭМИ, вызывающего высокие напряжения в электросистемах.
Таким образом, предел устойчивости базовых элементов первой группы определяется по справочникам, второй группы – путём расчёта на опрокидывание.
Расчёт базовых элементов второй группы на опрокидывание
Принято считать, что при опрокидывании под воздействием давления скоростного напора воздуха ΔРск. транспортные (технические) средства получают деформации, соответствующие средней степени разрушения, и теряют свою устойчивость (без ремонта их дальнейшая эксплуатация невозможна). Поэтому расчёты на опрокидывание сводятся к определению предельного значения давления скоростного напора воздуха Δ, кПа при превышении которого происходит опрокидывание элемента.
В пояснительной записке необходимо указать базовый элемент, подлежащий расчёту на опрокидывание; привести формулу расчёта на опрокидывание [9, формула 8.2] с обозначениями; схему элемента с действующими нагрузками, размерами и массой [9, рис.8.4]. Рекомендации по данному вопросу приведены так же в §3 предыдущей темы настоящих методических указаний.
Для перехода от рассчитанного по формуле значения к единому показателю Δ используют эмпирическую зависимость:
, кПа (12.1)
С помощью формулы (1) необходимо построить график
ΔРск = ƒ(ΔРф); (значения ΔРф могут быть заданы от 0 до 100 кПа).
По графику определяют значение Δ, соответствующее рассчитанному по формуле 1 значению .
По пределу устойчивости базового элемента Δопределяют его радиус функционирования Rф. Для этой цели необходимо построить график изменения избыточного давления ΔРф, кПа в зависимости от расстояния до центра взрыва R, м при заданной мощности ядерного боеприпаса
q, кт. Данные для построения графика приведены в прил.12.1.
На оси ординат графика целесообразно отложить максимальное значение ΔРФ, равное 100 кПа, т. к. большинство наземных сооружений, транспортных и технических средств имеют предел устойчивости меньше этого значения. На горизонтальной оси откладывается расстояние, м от 0 до максимального табличного значения. На график наносится сетка.
Оси графика градуируются равномерно: вертикальная ось с шагом – 10 кПа; горизонтальная – с шагом – 50м. На кривой графика отмечается точка, соответствующая пределу устойчивости Δ базового элемента, на горизонтальной оси – радиус функционирования Rф. Указанные сведения приводятся в пояснительной записке.
Смысл понятия «радиус функционирования» заключается в том, что при попадании базового элемента в его пределы теряется устойчивость элемента, а за его пределами устойчивость сохраняется.
Значения пределов устойчивости и радиусов функционирования базовых элементов являются основными показателями при оценке и повышении устойчивости, размещенных или смонтированных в них систем электропривода (электроаппаратуры). Необходимо стремиться к тому, чтобы предел устойчивости базовых элементов ИТК и электрооборудования была одинаков.
- «Петербургский государственный университет путей сообщения»
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта.
- 1. Подготовка объекта*к защите производственного персонала от химически опасной чс (хочс)
- Анализ сведений об источнике чс и характеристике объекта
- 2. Прогнозирование и оценка возможной химической обстановки в случае возникновения химически опасной чс
- 3. Мероприятия по подготовке ождт к защите от возможного зараженя ахов
- 2.Организация защиты производственного персонала ождт в условиях произошедшей химически опасной чс (хочс)
- 1. Оперативное прогнозирование и оценка химической обстановки
- 2. Принятие решения по защите производственного персонала в условиях хочс
- 3.Подготовка объекта к защите производственного персонала от радиационно опасной чс (рочс)
- 1.Предварительный анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта
- 2.Прогнозирование и оценка радиационной обстановки на объекте
- 3. Разработка мероприятий по подготовке к защите производственного персонала объекта
- Выбор мер защиты
- Веществами
- Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и его воздействие на людей
- 2. Прогнозирование ожидаемых доз облучения людей в начальном периоде радиационно опасной чс (рочс)
- 3. Выбор и разработка мероприятий защиты производственного персонала
- Выбор мер защиты
- 5.Разработка и выбор режимов радиационной защиты (ррз)
- 1.Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и требования к ррз
- 2.Разработка вариантов ррз
- 3. Оценка радиационной обстановки на объекте
- 4.Выбор вариантов ррз и оценка эффективности их применения
- 6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами
- Общие сведения о дезактивации железнодорожных сооружений и устройств
- 2. Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
- 3. Определение объемов, способов, сил и средств дезактивации
- 7. Расчет защитного сооружения (зс) для персонала объекта железнодорожного транспорта
- 1. Требования к проектируемому зс
- 2. Разработка плана защитного сооружения
- 3. Расчет внутреннего инженерно-технического оборудования
- Вид и количество оборудования определяют в зависимости от вместимости зс и числа режимов вентиляции [10, с. 93, 94].
- 4. Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений защитным сооружением
- 8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища
- Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
- Объемно-планировочное решение
- Расчет необходимого оборудования и имущества
- Необходимый аварийный запас питьевой воды (Впв) определяется по формуле:
- Потребная емкость аварийного резервуара для стоков (Вст)определяется по формуле:
- Результаты расчета защитного сооружения
- Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
- 9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта (указать конкретный объект) и прогнозирование объемов разрушений в случае возникновения взрывоопасной чс
- 1. Характеристика очага взрыва и параметров воздушной ударной волны
- По построенному графику можно определить δРф в районе элементов итк объекта, а следовательно, возможную степень разрушения этих элементов.
- 2. Определение устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта в зоне чс
- 3. Прогнозирование инженерной обстановки (возможных объемов разрушений сооружений и устройств)
- 4. Разработка мероприятий по уменьшению возможных разрушений в случае чс.
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта
- 1. Характеристика взрывоопасного источника чс
- Вид и масса взрывоопасных материалов
- 2. Определение характера спада избыточного давления во фронте воздушной ударной волны δрф на различном удалении r от источника чс
- 3. Определение границы зоны сохранения устойчивости элементов итк объекта.
- 11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
- 2. Определение зависимости между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны (вув) взрыва δРф и расстоянием r от источника чс.
- 3.Определение радиусов безопасности для элементов итк объекта при заданном виде взрывоопасного источника чс
- 12. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем
- Необходимо:
- 1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
- Оценка устойчивости электротехнических систем к воздействию инерционных нагрузок
- Оценка устойчивости электротехнических системы к воздействию эми
- 4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электротехнических систем
- 3. Защитные разрядники и плавкие предохранители
- 4. Применение средств защиты, аналогичных грозозащитным средствам
- 13. Восстановление контактной сети при ликвидации последствий взрывоопасной чрезвычайной ситуации
- 1.Характеристика зон очага взрыва
- 2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ
- 3. Решение на восстановление контактной сети
- Ведомость трудозатрат и сроков выполнения операций на участке сильных и полных разрушений
- График производства работ*
- Приложение 13.1
- 14. Выбор стрелового крана для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Характеристика подвижного состава
- 1.Выбор стрелового крана большой грузоподъёмности для установки единичного подвижного состава на ж.-д. Путь.
- 2. Выбор стрелового крана малой грузоподъёмности для поэтапной установки на ж.-д. Путь единичного подвижного состава.
- 3. Установка на ж.-д. Путь единичного подвижного состава двумя стреловыми кранами разной грузоподъёмности.
- 15. Подъемка подвижного состава на железнодорожный путь с использованием гидравлических установок и накаточных средств
- Необходимо:
- Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути
- Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь.
- Технические характеристики домкратов
- 16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
- 2.Определение объемов земляных работ
- 3.Выбор способов производства работ
- 4. Подбор комплектов машин
- 5. Построение графика производства земляных работ
- Плановая ведомость земляных работ
- 17. Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта
- 1. Общие сведения о терроризме и антитеррористической деятельности
- 2. Источники повышенной опасности на рассматриваемом объекте
- 3. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
- Комплексная система безопасности предприятия
- 18. Прогнозирование обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ождт) при применении ядерных средств поражения
- 1.Понятие об очаге ядерного поражения (ояп)
- 2. Определение степени и объемов разрушения элементов инженерно-технического комплекса станции
- Наличие подвижного состава в парках станции «к» (расчетный парк вагонов)
- 3. Выявление возможной пожарной обстановки
- 4. Прогнозирование возможной радиационной обстановки
- 5. Определение основных объектов и участков спасательных работ
- Список литературы