Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
Для расчета Косл необходимо:
выявить конструктивные элементы станции метрополитена на пути ионизирующих излучений от поверхности земли до подземного вестибюля, ослабляющие ИИ в наименьшей степени;
рассчитать коэффициент ослабления (Косл) каждого конструктивного элемента и общий убежища;
определить предельно допустимую среднюю мощность дозы излучения на поверхности земли, при которой укрываемые за 2 суток получают дозу не более установленной.
Выявление конструктивных элементов, ослабляющих радиацию в наименьшей степени, производится на основании анализа проектируемой станции с учетом характера радиоактивного загрязнения местности.
В пояснительной записке излагается характер радиоактивного загрязнения (заражения), природа внешнего и внутреннего облучения людей.
Ионизирующие излучения (ИИ) возникают при распаде радиоактивных веществ (РВ), осевших на поверхности земли, зданиях, других сооружениях и устройствах. Радиоактивное заражение местности происходит как при ядерном взрыве, так и при аварии на радиационно-опасном объекте. В обоих случаях, наряду с радиоактивным заражением в районе взрыва (аварии), образуется радиоактивное облако, которое поднимается вверх и перемещается по направлению ветра. По пути движения радиоактивного облака, из него под действием силы тяжести выпадают и оседают на местности, над которой прошло облако, радиоактивные вещества. Кроме распада выпавших осадков из проходящего облака выделяются ионизирующие излучения, действующие на людей.
Ионизирующие излучения распространяются во всех направлениях. Проходя через различные преграды (материалы), ИИ претерпевают ослабление. Степень ослабления ионизирующих излучений зависит от толщины и плотности преодолеваемого материала.
Плотность материала, преодолеваемого ИИ, характеризуется слоем половинного ослабления dпол, см. Слой половинного ослабления – это такой слой данного материала, при прохождении которого интенсивность ИИ уменьшается в 2 раза. Значения dпол приведены в табл. 2.
Таблица 8.2
Слои половинного ослабления ИИ различных материалов
Материал | Толщина слоя половинного ослабления ионизирующих излучений при радиоактивном загрязнении местности, dпол, см |
Бетон, железобетон Кирпич Дерево Сталь Стекло | 5,6 8,1 18,5 1,8 9,3 |
При определении конструктивных элементов, ослабляющих ИИ в наименьшей степени, следует учесть, что в большинстве случаев такими элементами будут ограждающие конструкции наземного вестибюля (бетон, кирпич) и защитно-герметические затворы (сталь- 10 см). Определенное ослабление радиации обеспечит слой воздуха в наклонном туннеле эскалатора (dnoл воздуха 50м).
Расчет коэффициента ослабления ИИ одним элементом (материалом) производится по формуле:
(8.5)
где h - толщина материала, см;
Общий коэффициент ослабления ИИ убежища, (), определяется как произведение коэффициентов ослабления всех материалов по формуле:
… (8.6)
Поражение людей ионизирующими излучениями зависит не только от величины , но и от средней мощности дозы излучения на поверхности земли за время пребывания людей в убежище.
Предельно допустимая(средняя) мощность дозы излучения на поверхности земли (за время пребывания в убежище), при которой укрываемые получат дозу облучения не более установленной, определяется по формуле:
, мГр/ч (8.7)
где - средняя допустимая мощность дозы излучения на станции в мГр/ч за время Т пребывания укрываемых на станции (час);
(8.8)
где- установленная доза излучения в мГр за время пребывания Т,ч людей на станции; эта доза устанавливается главным управлением МЧС по субъекту Российской Федерации в зависимости от сложившейся обстановки;может составлять 10-20 мГр.
Если на поверхности земли предельная мощность дозы излучения окажется больше, необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие облучение людей сверх. Одним из таких мероприятий, при прекращении движения поездов в одном или обоих направлениях, может быть размещение людей в перегонных туннелях с укладкой на рельсы деревянных щитов.
В конце раздела следует сделать выводы по результатам расчётов: назначение проектируемого убежища; расчётная вместимость станции (без использования перегонных туннелей); марка и количество дублирующего фильтровентиляционного оборудования; общий коэффициент ослабления радиации на станции; средняя допустимая МДИ на поверхности земли, при которой доза облучения на станции не превышает установленную.
- «Петербургский государственный университет путей сообщения»
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта.
- 1. Подготовка объекта*к защите производственного персонала от химически опасной чс (хочс)
- Анализ сведений об источнике чс и характеристике объекта
- 2. Прогнозирование и оценка возможной химической обстановки в случае возникновения химически опасной чс
- 3. Мероприятия по подготовке ождт к защите от возможного зараженя ахов
- 2.Организация защиты производственного персонала ождт в условиях произошедшей химически опасной чс (хочс)
- 1. Оперативное прогнозирование и оценка химической обстановки
- 2. Принятие решения по защите производственного персонала в условиях хочс
- 3.Подготовка объекта к защите производственного персонала от радиационно опасной чс (рочс)
- 1.Предварительный анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта
- 2.Прогнозирование и оценка радиационной обстановки на объекте
- 3. Разработка мероприятий по подготовке к защите производственного персонала объекта
- Выбор мер защиты
- Веществами
- Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и его воздействие на людей
- 2. Прогнозирование ожидаемых доз облучения людей в начальном периоде радиационно опасной чс (рочс)
- 3. Выбор и разработка мероприятий защиты производственного персонала
- Выбор мер защиты
- 5.Разработка и выбор режимов радиационной защиты (ррз)
- 1.Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и требования к ррз
- 2.Разработка вариантов ррз
- 3. Оценка радиационной обстановки на объекте
- 4.Выбор вариантов ррз и оценка эффективности их применения
- 6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами
- Общие сведения о дезактивации железнодорожных сооружений и устройств
- 2. Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
- 3. Определение объемов, способов, сил и средств дезактивации
- 7. Расчет защитного сооружения (зс) для персонала объекта железнодорожного транспорта
- 1. Требования к проектируемому зс
- 2. Разработка плана защитного сооружения
- 3. Расчет внутреннего инженерно-технического оборудования
- Вид и количество оборудования определяют в зависимости от вместимости зс и числа режимов вентиляции [10, с. 93, 94].
- 4. Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений защитным сооружением
- 8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища
- Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
- Объемно-планировочное решение
- Расчет необходимого оборудования и имущества
- Необходимый аварийный запас питьевой воды (Впв) определяется по формуле:
- Потребная емкость аварийного резервуара для стоков (Вст)определяется по формуле:
- Результаты расчета защитного сооружения
- Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
- 9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта (указать конкретный объект) и прогнозирование объемов разрушений в случае возникновения взрывоопасной чс
- 1. Характеристика очага взрыва и параметров воздушной ударной волны
- По построенному графику можно определить δРф в районе элементов итк объекта, а следовательно, возможную степень разрушения этих элементов.
- 2. Определение устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта в зоне чс
- 3. Прогнозирование инженерной обстановки (возможных объемов разрушений сооружений и устройств)
- 4. Разработка мероприятий по уменьшению возможных разрушений в случае чс.
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта
- 1. Характеристика взрывоопасного источника чс
- Вид и масса взрывоопасных материалов
- 2. Определение характера спада избыточного давления во фронте воздушной ударной волны δрф на различном удалении r от источника чс
- 3. Определение границы зоны сохранения устойчивости элементов итк объекта.
- 11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
- 2. Определение зависимости между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны (вув) взрыва δРф и расстоянием r от источника чс.
- 3.Определение радиусов безопасности для элементов итк объекта при заданном виде взрывоопасного источника чс
- 12. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем
- Необходимо:
- 1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
- Оценка устойчивости электротехнических систем к воздействию инерционных нагрузок
- Оценка устойчивости электротехнических системы к воздействию эми
- 4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электротехнических систем
- 3. Защитные разрядники и плавкие предохранители
- 4. Применение средств защиты, аналогичных грозозащитным средствам
- 13. Восстановление контактной сети при ликвидации последствий взрывоопасной чрезвычайной ситуации
- 1.Характеристика зон очага взрыва
- 2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ
- 3. Решение на восстановление контактной сети
- Ведомость трудозатрат и сроков выполнения операций на участке сильных и полных разрушений
- График производства работ*
- Приложение 13.1
- 14. Выбор стрелового крана для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Характеристика подвижного состава
- 1.Выбор стрелового крана большой грузоподъёмности для установки единичного подвижного состава на ж.-д. Путь.
- 2. Выбор стрелового крана малой грузоподъёмности для поэтапной установки на ж.-д. Путь единичного подвижного состава.
- 3. Установка на ж.-д. Путь единичного подвижного состава двумя стреловыми кранами разной грузоподъёмности.
- 15. Подъемка подвижного состава на железнодорожный путь с использованием гидравлических установок и накаточных средств
- Необходимо:
- Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути
- Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь.
- Технические характеристики домкратов
- 16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
- 2.Определение объемов земляных работ
- 3.Выбор способов производства работ
- 4. Подбор комплектов машин
- 5. Построение графика производства земляных работ
- Плановая ведомость земляных работ
- 17. Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта
- 1. Общие сведения о терроризме и антитеррористической деятельности
- 2. Источники повышенной опасности на рассматриваемом объекте
- 3. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
- Комплексная система безопасности предприятия
- 18. Прогнозирование обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ождт) при применении ядерных средств поражения
- 1.Понятие об очаге ядерного поражения (ояп)
- 2. Определение степени и объемов разрушения элементов инженерно-технического комплекса станции
- Наличие подвижного состава в парках станции «к» (расчетный парк вагонов)
- 3. Выявление возможной пожарной обстановки
- 4. Прогнозирование возможной радиационной обстановки
- 5. Определение основных объектов и участков спасательных работ
- Список литературы