16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
В результате применения современных средств поражения по объектам железнодорожного транспорта движение поездов через объекты может быть прервано на длительное время. Восстановление движения в кратчайшие сроки (в том числе в интересах ГО) чаще всего будет осуществляться путём строительства временных обходов, где лимитирующим сооружением по срокам строительства является земляное полотно.
В данной главе разрабатывается проектное соображение по возведению земляного полотна временного обхода очага поражения в условиях радиоактивного заражения местности.
Для выполнения этой задачи
необходимо:
оценить радиационную обстановку;
определить объемы земляных работ;
выбрать способы производства работ;
подобрать комплекты машин;
построить график производства земляных работ.
Срок возведения земляного полотна шириной 5 м – не более 3 суток. Земляные работы планируется вести в две смены по 10 часов каждая (6 смен), исключая подготовительные работы.
Грунт II категории.
Места заложения резервов, карьеров и их удаление от трассы обхода принимаются дипломниками самостоятельно.
Оценка радиационной обстановки
Трасса планируемого обхода попадает в зону умеренного радиоактивного заражения (зону А). Данные радиационной разведки включают: время замера t мощности дозы излучения (МДИ) после ядерного взрыва, ч; среднюю МДИ на обходена времяt после взрыва, мГр/ч. Эти сведения и установленная доза облучения за период работ, мГр приведены в таблице данных радиационной разведки (табл.16.1).
По данным радиационной разведки необходимо определить возможные дозы облучения рабочих каждой смены с учётом коэффициента ослабления (защиты) ионизирующих излучений кабинами машин .
Таблица16.1
Данные радиационной разведки и установленные дозы облучения
Номер задания | Время замера t МДИ после ядерного взрыва, ч | Средняя МДИ на обходена времяt после взрыва, мГр/ч | Установленная доза облучения за период работ, мГр |
1 | 2 | 186 | 85 |
2 | 2,5 | 162 | 100 |
3 | 3 | 155 | 160 |
4 | 4 | 140 | 140 |
5 | 2 | 195 | 90 |
МДИ – мощность дозы излучения.
не должна превышать установленной дозы на
Для определения доз облучения рассчитывают МДИ на 1ч после взрыва:
(16.1)
где– значение МДИ по данным разведки на времяt после взрыва, мГр/ч;
после взрыва, на МДИ на 1ч после взрыва (табл.16.2)
Таблица16.2
Значения коэффициентов пересчёта мощности дозы излучения на 1ч после взрыва
Время после взрыва, ч | Значение | Время после взрыва, ч | Значение |
0,5 | 0,43 | 3 | 3,74 |
1,0 | 1,0 | 4 | 5,28 |
1,5 | 1,63 | 5 | 6,9 |
2,0 | 2,3 | 6 | 8,59 |
2,5 | 3,0 | 7 | 10,33 |
Дозы облучения персонала каждой смены с учётом коэффициента защиты рассчитывают в зависимости от времени начала каждой смены после ядерного взрыва и продолжительности смены по формуле:
=, (16.2)
(по [9, с.168] для землеройных и землеройно-транспортных машин
α – коэффициент, учитывающий время начала и окончания облучения (определяется по прил.16.1)
Из опыта учений при восстановлении железных дорог первая смена работает с 8 до 18ч, вторая с 20ч вечера до 6ч утра. Если принять, что земляные работы начинаются через 6ч после ядерного взрыва, тогда время начала работ первой смены после взрыва составит 6, 30 и 54ч, второй смены соответственно - через18, 42 и 66ч после взрыва. Используя формулы 16,1 и 16,2, определяют дозы облучения, полученные персоналом каждой смены. Результаты расчётов сводят в табл.16.3
Таблица16.3
Результаты расчёта доз облучения
Сутки | Продолжитель-ность смены, ч | Время входа в заражённые участки после взрыва, ч | Коэффици-ент α* | Доза облучения по сменам работы, мГр | |||
нечётные смены | чётные смены | ||||||
I | 1см-10 | 6 | 1,6 | 66,8 | - | ||
2см-10 | 18 | 4,3 | - | 24,9 | |||
II | 1см-10 | 30 | 7,0 | 15,3 | - | ||
2см-10 | 42 | 10,5 | - | ……… | |||
III | 1см-10 | 54 | 14,1 | ………… | - | ||
2см-10 | 66 | 17,4 | - | ……… | |||
Всего за время работ ∑ | ……… | ………. |
Коэффициент α определён с использованием интерполяции.
Если суммарная доза облучения смены за весь период производства работ превышает установленную, то необходимо предусмотреть мероприятия по снижению ∑. К таким мероприятиям следует отнести: более позднее время начала работ, сокращение времени рабочих смен, применение машин с большим коэффициентом ослабления радиации. В любом случае необходимо обеспечить выполнение производственной задачи в заданные сроки, поэтому решение о применении того или иного мероприятия следует принять при построении графика производства работ.
- «Петербургский государственный университет путей сообщения»
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта.
- 1. Подготовка объекта*к защите производственного персонала от химически опасной чс (хочс)
- Анализ сведений об источнике чс и характеристике объекта
- 2. Прогнозирование и оценка возможной химической обстановки в случае возникновения химически опасной чс
- 3. Мероприятия по подготовке ождт к защите от возможного зараженя ахов
- 2.Организация защиты производственного персонала ождт в условиях произошедшей химически опасной чс (хочс)
- 1. Оперативное прогнозирование и оценка химической обстановки
- 2. Принятие решения по защите производственного персонала в условиях хочс
- 3.Подготовка объекта к защите производственного персонала от радиационно опасной чс (рочс)
- 1.Предварительный анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта
- 2.Прогнозирование и оценка радиационной обстановки на объекте
- 3. Разработка мероприятий по подготовке к защите производственного персонала объекта
- Выбор мер защиты
- Веществами
- Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и его воздействие на людей
- 2. Прогнозирование ожидаемых доз облучения людей в начальном периоде радиационно опасной чс (рочс)
- 3. Выбор и разработка мероприятий защиты производственного персонала
- Выбор мер защиты
- 5.Разработка и выбор режимов радиационной защиты (ррз)
- 1.Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и требования к ррз
- 2.Разработка вариантов ррз
- 3. Оценка радиационной обстановки на объекте
- 4.Выбор вариантов ррз и оценка эффективности их применения
- 6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами
- Общие сведения о дезактивации железнодорожных сооружений и устройств
- 2. Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
- 3. Определение объемов, способов, сил и средств дезактивации
- 7. Расчет защитного сооружения (зс) для персонала объекта железнодорожного транспорта
- 1. Требования к проектируемому зс
- 2. Разработка плана защитного сооружения
- 3. Расчет внутреннего инженерно-технического оборудования
- Вид и количество оборудования определяют в зависимости от вместимости зс и числа режимов вентиляции [10, с. 93, 94].
- 4. Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений защитным сооружением
- 8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища
- Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
- Объемно-планировочное решение
- Расчет необходимого оборудования и имущества
- Необходимый аварийный запас питьевой воды (Впв) определяется по формуле:
- Потребная емкость аварийного резервуара для стоков (Вст)определяется по формуле:
- Результаты расчета защитного сооружения
- Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
- 9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта (указать конкретный объект) и прогнозирование объемов разрушений в случае возникновения взрывоопасной чс
- 1. Характеристика очага взрыва и параметров воздушной ударной волны
- По построенному графику можно определить δРф в районе элементов итк объекта, а следовательно, возможную степень разрушения этих элементов.
- 2. Определение устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта в зоне чс
- 3. Прогнозирование инженерной обстановки (возможных объемов разрушений сооружений и устройств)
- 4. Разработка мероприятий по уменьшению возможных разрушений в случае чс.
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта
- 1. Характеристика взрывоопасного источника чс
- Вид и масса взрывоопасных материалов
- 2. Определение характера спада избыточного давления во фронте воздушной ударной волны δрф на различном удалении r от источника чс
- 3. Определение границы зоны сохранения устойчивости элементов итк объекта.
- 11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
- 2. Определение зависимости между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны (вув) взрыва δРф и расстоянием r от источника чс.
- 3.Определение радиусов безопасности для элементов итк объекта при заданном виде взрывоопасного источника чс
- 12. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем
- Необходимо:
- 1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
- Оценка устойчивости электротехнических систем к воздействию инерционных нагрузок
- Оценка устойчивости электротехнических системы к воздействию эми
- 4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электротехнических систем
- 3. Защитные разрядники и плавкие предохранители
- 4. Применение средств защиты, аналогичных грозозащитным средствам
- 13. Восстановление контактной сети при ликвидации последствий взрывоопасной чрезвычайной ситуации
- 1.Характеристика зон очага взрыва
- 2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ
- 3. Решение на восстановление контактной сети
- Ведомость трудозатрат и сроков выполнения операций на участке сильных и полных разрушений
- График производства работ*
- Приложение 13.1
- 14. Выбор стрелового крана для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Характеристика подвижного состава
- 1.Выбор стрелового крана большой грузоподъёмности для установки единичного подвижного состава на ж.-д. Путь.
- 2. Выбор стрелового крана малой грузоподъёмности для поэтапной установки на ж.-д. Путь единичного подвижного состава.
- 3. Установка на ж.-д. Путь единичного подвижного состава двумя стреловыми кранами разной грузоподъёмности.
- 15. Подъемка подвижного состава на железнодорожный путь с использованием гидравлических установок и накаточных средств
- Необходимо:
- Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути
- Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь.
- Технические характеристики домкратов
- 16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
- 2.Определение объемов земляных работ
- 3.Выбор способов производства работ
- 4. Подбор комплектов машин
- 5. Построение графика производства земляных работ
- Плановая ведомость земляных работ
- 17. Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта
- 1. Общие сведения о терроризме и антитеррористической деятельности
- 2. Источники повышенной опасности на рассматриваемом объекте
- 3. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
- Комплексная система безопасности предприятия
- 18. Прогнозирование обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ождт) при применении ядерных средств поражения
- 1.Понятие об очаге ядерного поражения (ояп)
- 2. Определение степени и объемов разрушения элементов инженерно-технического комплекса станции
- Наличие подвижного состава в парках станции «к» (расчетный парк вагонов)
- 3. Выявление возможной пожарной обстановки
- 4. Прогнозирование возможной радиационной обстановки
- 5. Определение основных объектов и участков спасательных работ
- Список литературы