Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
В данном параграфе необходимо изложить общие требования к убежищам гражданской обороны; выявить особенности и возможности выполнения этих требований в убежище, подготавливаемом на станции метрополитена.
Подготовка убежища на станции метрополитена должна учитывать общие требования, предъявляемые к убежищам ГО. Эти требования изложены в строительных нормах и правилах (СНиП-II-11-77) и должны быть приведены в пояснительной записке.
Общие требования к убежищам ГО:
убежище ГО – должно обеспечить коллективную защиту людей от поражающих факторов ядерного взрыва, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), отравляющих и радиоактивных веществ (ОВ, РВ); (от всех поражающих факторов);
убежище должно выдержать воздействие воздушной ударной волны взрыва силою не менее 100 кПа (ΔРф ≥ 100кПа) и ослаблять ионизирующие излучения (ИИ) не менее чем в 1000 раз (Косл ≥ 1000);
системы жизнеобеспечения убежища должны предусматривать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух и более суток (Тпреб ≥ 2 сут);
убежище должно иметь достаточное количество входов (всегда не менее двух), обеспечивающих его заполнение за время с момента подачи сигнала «Воздушная тревога (ВТ)» до фактического подлета к объекту воздушных средств поражения возможного противника; учитывая, что пропускная способность каждого входа ограничена, чем больше вместимость убежища, тем больше входов оно должно иметь; один из входов оборудуется в качестве аварийного (эвакуационного) выхода:
убежище вместимостью более 600 человек должно иметь автономную дизельную электростанцию на случай прекращения подачи электроэнергии от общих электросетей с целью обеспечения освещения и работы фильтровентиляционного оборудования;
убежище должно быть оборудовано двумя или тремя режимами вентиляции; режим I чистой вентиляции, подаваемый в убежище воздух, очищается только от пыли (в том числе радиоактивной); режим II фильтровентиляции, подаваемый в убежище воздух очищается от пыли (в том числе радиоактивной), от АХОВ, ОВ, РВ; режим III полной изоляции с регенерацией внутреннего объема воздуха; в регенерирующей установке забираемый из изолированного от внешней среды помещения воздух очищается от углекислого газа, влаги, обогащается кислородом и подается в помещения убежища; режимами I и II оборудуется каждое помещение, режим III применяется при размещении убежища в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения (угарным газом), в зонах опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АЭС и возможного катастрофического затопления;
для размещения укрываемых в убежище устанавливаются скамьи-нары: 2хярусные при высоте помещений до 2,9 м (норма площади 0,5 м2/чел) либо 3хярусные при высоте помещений от 2,9 м и более (норма площади 0,4 м2/чел); скамья-нары имеют 4 сидячих и 1 или2 лежачих места; внутренний объем всех помещений должен быть не менее 1,5 м3 на 1 укрываемого.
Возникает вопрос: возможно ли выполнение рассмотренных требований при подготовке станции метрополитена в качестве убежища? Анализ конструктивных особенностей и основных задач метрополитена показывает, что все требования в полном объеме реализовать невозможно. При подготовке убежища на станции метрополитена имеется ряд особенностей, которые должны быть изложены в пояснительной записке.
Особенности убежища, подготавливаемого на станции метрополитена:
использование станции метрополитена для укрытия людей является вынужденной краткосрочной мерой. В большинстве случаев станция должна в самое короткое время вернуться к выполнению своей основной функции: посадка, высадка, передвижение пассажиров и пропуск поездов. Во время использования станции в качестве убежища эта функция либо существенно ограничена, либо вообще прекращена. Поэтому разовый срок использования станций в режиме убежища может составлять не более двух суток;
количество входов в убежище определяется не его вместимостью, а числом входов на станцию, чаще один, реже два входа;
устройство аварийного (эвакуационного) выхода невозможно; эвакуация укрываемых при разрушении входов на станцию может быть осуществлена по перегонным туннелям с выходом на поверхность через соседние или более удаленные станции, на которых сохранились неземные вестибюли и эскалаторы;
режим III воздухоснабжения на станции метрополитена невозможен, так как станция не является изолированным объемом; свежий воздух, вырабатываемый регенеративными установками и подаваемый в убежище для укрываемых будет уходить в четыре перегонных туннеля; поэтому убежище, подготовленное на станции метрополитена должно иметь только два режима воздухоснабжения (I и II);
на станции метрополитена невозможно заблаговременная установка скамей-нар, так как они будут препятствовать движению пассажиропотоков; их установка на период перевода станции на режим убежища также невозможна из-за краткости этого периода; для размещения укрываемых предусмотрены деревянные щиты, которые укладываются на пол станции и могут храниться под посадочными платформами.
Выполнение других требований, предъявляемых к убежищам ГО, при подготовке станции метрополитена в качестве убежища, не вызывает значительных трудностей. Так, необходимую защиту укрываемых от большинства поражающих факторов чрезвычайных ситуаций обеспечивает достаточный слой грунта над убежищем (в том числе на станциях мелкого заложения), ограждающие конструкции и имеющиеся на станции защитно-герметические затворы. Эти затворы выдерживают нагрузку от воздействия воздушной ударной волны взрыва и обеспечивают герметизацию убежища от проникновения в него радиоактивных, химических и биологических веществ.
- «Петербургский государственный университет путей сообщения»
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта.
- 1. Подготовка объекта*к защите производственного персонала от химически опасной чс (хочс)
- Анализ сведений об источнике чс и характеристике объекта
- 2. Прогнозирование и оценка возможной химической обстановки в случае возникновения химически опасной чс
- 3. Мероприятия по подготовке ождт к защите от возможного зараженя ахов
- 2.Организация защиты производственного персонала ождт в условиях произошедшей химически опасной чс (хочс)
- 1. Оперативное прогнозирование и оценка химической обстановки
- 2. Принятие решения по защите производственного персонала в условиях хочс
- 3.Подготовка объекта к защите производственного персонала от радиационно опасной чс (рочс)
- 1.Предварительный анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта
- 2.Прогнозирование и оценка радиационной обстановки на объекте
- 3. Разработка мероприятий по подготовке к защите производственного персонала объекта
- Выбор мер защиты
- Веществами
- Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и его воздействие на людей
- 2. Прогнозирование ожидаемых доз облучения людей в начальном периоде радиационно опасной чс (рочс)
- 3. Выбор и разработка мероприятий защиты производственного персонала
- Выбор мер защиты
- 5.Разработка и выбор режимов радиационной защиты (ррз)
- 1.Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и требования к ррз
- 2.Разработка вариантов ррз
- 3. Оценка радиационной обстановки на объекте
- 4.Выбор вариантов ррз и оценка эффективности их применения
- 6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами
- Общие сведения о дезактивации железнодорожных сооружений и устройств
- 2. Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
- 3. Определение объемов, способов, сил и средств дезактивации
- 7. Расчет защитного сооружения (зс) для персонала объекта железнодорожного транспорта
- 1. Требования к проектируемому зс
- 2. Разработка плана защитного сооружения
- 3. Расчет внутреннего инженерно-технического оборудования
- Вид и количество оборудования определяют в зависимости от вместимости зс и числа режимов вентиляции [10, с. 93, 94].
- 4. Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений защитным сооружением
- 8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища
- Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
- Объемно-планировочное решение
- Расчет необходимого оборудования и имущества
- Необходимый аварийный запас питьевой воды (Впв) определяется по формуле:
- Потребная емкость аварийного резервуара для стоков (Вст)определяется по формуле:
- Результаты расчета защитного сооружения
- Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
- 9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта (указать конкретный объект) и прогнозирование объемов разрушений в случае возникновения взрывоопасной чс
- 1. Характеристика очага взрыва и параметров воздушной ударной волны
- По построенному графику можно определить δРф в районе элементов итк объекта, а следовательно, возможную степень разрушения этих элементов.
- 2. Определение устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта в зоне чс
- 3. Прогнозирование инженерной обстановки (возможных объемов разрушений сооружений и устройств)
- 4. Разработка мероприятий по уменьшению возможных разрушений в случае чс.
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта
- 1. Характеристика взрывоопасного источника чс
- Вид и масса взрывоопасных материалов
- 2. Определение характера спада избыточного давления во фронте воздушной ударной волны δрф на различном удалении r от источника чс
- 3. Определение границы зоны сохранения устойчивости элементов итк объекта.
- 11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
- 2. Определение зависимости между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны (вув) взрыва δРф и расстоянием r от источника чс.
- 3.Определение радиусов безопасности для элементов итк объекта при заданном виде взрывоопасного источника чс
- 12. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем
- Необходимо:
- 1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
- Оценка устойчивости электротехнических систем к воздействию инерционных нагрузок
- Оценка устойчивости электротехнических системы к воздействию эми
- 4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электротехнических систем
- 3. Защитные разрядники и плавкие предохранители
- 4. Применение средств защиты, аналогичных грозозащитным средствам
- 13. Восстановление контактной сети при ликвидации последствий взрывоопасной чрезвычайной ситуации
- 1.Характеристика зон очага взрыва
- 2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ
- 3. Решение на восстановление контактной сети
- Ведомость трудозатрат и сроков выполнения операций на участке сильных и полных разрушений
- График производства работ*
- Приложение 13.1
- 14. Выбор стрелового крана для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Характеристика подвижного состава
- 1.Выбор стрелового крана большой грузоподъёмности для установки единичного подвижного состава на ж.-д. Путь.
- 2. Выбор стрелового крана малой грузоподъёмности для поэтапной установки на ж.-д. Путь единичного подвижного состава.
- 3. Установка на ж.-д. Путь единичного подвижного состава двумя стреловыми кранами разной грузоподъёмности.
- 15. Подъемка подвижного состава на железнодорожный путь с использованием гидравлических установок и накаточных средств
- Необходимо:
- Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути
- Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь.
- Технические характеристики домкратов
- 16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
- 2.Определение объемов земляных работ
- 3.Выбор способов производства работ
- 4. Подбор комплектов машин
- 5. Построение графика производства земляных работ
- Плановая ведомость земляных работ
- 17. Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта
- 1. Общие сведения о терроризме и антитеррористической деятельности
- 2. Источники повышенной опасности на рассматриваемом объекте
- 3. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
- Комплексная система безопасности предприятия
- 18. Прогнозирование обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ождт) при применении ядерных средств поражения
- 1.Понятие об очаге ядерного поражения (ояп)
- 2. Определение степени и объемов разрушения элементов инженерно-технического комплекса станции
- Наличие подвижного состава в парках станции «к» (расчетный парк вагонов)
- 3. Выявление возможной пожарной обстановки
- 4. Прогнозирование возможной радиационной обстановки
- 5. Определение основных объектов и участков спасательных работ
- Список литературы