11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
Организация процесса железнодорожных перевозок связана с необходимостью размещения на ОЖДТ (вблизи от них) складов и баз, пунктов погрузки и выгрузки, экипировочных устройств, путей отстоя вагонов с опасными материалами и грузами. Указанные взрывоопасные источники представляют собой критические элементы объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, так как являются первоочередными объектами актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Требования Федерального закона «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007г. №16-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008г., 19июля 2009г.) предусматривают всестороннюю оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Одним из элементов оценки уязвимости является определение радиусов и зон их безопасности, что обусловливает необходимость расчёта безопасного удаления планируемых к размещению взрывоопасных источников ЧС, а также оценки уязвимости элементов ИТК, находящихся вблизи уже существующих источников ЧС.
Объекты транспортной инфраструктуры- это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, контактные линии, искусственные, промышленные и гражданские сооружения, объекты системы связи, управления движением транспортных средств, железнодорожные станции, локомотивные и вагонные депо, пункты технического обслуживания, мастерские по ремонту технических средств, ангары и склады хранения техники, а также иные, обеспечивающие функционирование ж.-д. транспорта здания, сооружения, устройства и оборудование.
Объекты ж.-д. транспорта можно представить в виде упрощённой типовой модели, состоящей из набора основных сооружений. Например, типовая модель локомотивного депо состоит из совокупности таких элементов, как железнодорожный путь, локомотивы различных марок, здания локомотивного депо (как правило конструкция каркасного типа), административные здания, экипировочные устройства и т.п.
Использование такой упрощённой модели без привязки к конкретным условиям позволяет исследовать характер изменения радиусов безопасности для элементов типовой модели при варьировании различными значениями массы и видами взрывоопасного источника ЧС.
Результаты исследования по определению безопасных расстояний позволяют оперативно (без предварительных расчётов) оценить уязвимость элементов инфраструктуры на конкретных объектах железнодорожного транспорта путём сравнения заранее рассчитанных радиусов безопасности с планируемыми (существующими) расстояниями между сооружениями и взрывоопасным источником ЧС.
В настоящей главе радиусы безопасности для элементов ИТК определяются в зависимости от условия задания для одного из видов взрывоопасного материала: жидкого топлива (ЖТ) - образует горюче-воздушную смесь (ГВС), углеродных газов (УВГ) или взрывчатых материалов (ВМ). При этом в каждом случае задаётся определённый набор возможных значений массы взрывоопасного материала (.
Элементы типовой модели (её инфраструктура) принимаются по данным дипломного проекта или преддипломной практики, вид и масса взрывоопасного материала приведены в таблице исходных данных (табл.11.1)
В целях решения задачи по определению радиусов безопасности элементов ИТК объектов при различных характеристиках взрывоопасных источников ЧС
н е о б х о д и м о:
• привести характеристику воздушной ударной волны взрыва;
• определить зависимость между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны взрыва ΔРф и расстоянием R от источника ЧС;
•определитьрадиусыбезопасностидляэлементовИТКобъекта(указатьнаименование)призаданномвидевзрывоопасногоисточникаЧС(указатьвидисточникаЧС).
Таблица11.1
Таблица исходных данных
Номер задания | Вид взрыво- опасного ма- териала | Возможные значения массы взрывоопасного материала, т | |||
Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | ||
1 | ЖТ | 10 | 20 | 40 | 60 |
2 | ЖТ | 25 | 45 | 65 | 80 |
3 | ЖТ | 10 | 30 | 60 | 90 |
4 | ЖТ | 20 | 50 | 100 | 150 |
5 | ЖТ | 30 | 60 | 80 | 110 |
6 | ЖТ | 10 | 30 | 50 | 75 |
7 | УВГ | 10 | 25 | 65 | 95 |
8 | УВГ | 25 | 45 | 70 | 100 |
9 | УВГ | 30 | 60 | 90 | 150 |
10 | УВГ | 10 | 20 | 40 | 60 |
11 | ВМ | 30 | 60 | 90 | 110 |
12 | ВМ | 20 | 50 | 70 | 100 |
13 | ВМ | 10 | 20 | 40 | 60 |
14 | ВМ | 15 | 35 | 75 | 100 |
15 | ВМ | 20 | 45 | 80 | 120 |
Характеристика воздушной ударной волны взрыва
В данном параграфе необходимо: дать характеристику зон очага взрыва (привести схему) [9, с.43]; обратить внимание на практическое использование характеристик зон очага взрыва. Все здания и наземные сооружения, попадая в не большие по размерам зоны I и II, разрушаются практически полностью. В зоне III (действия ударной волны взрыва) здания, сооружения, транспортные и технические средства могут получить полные, сильные, средние и слабые разрушения. При определении степени разрушения сооружений важно знать закон спада значений параметров воздушной ударной волны взрыва в зоне III в зависимости от удаления фронта ударной волны от центра взрыва. Следует охарактеризовать основные параметры воздушной ударной волны (ВУВ) взрыва, связь между ними [9, с.41, 42]; (привести формулу 3.1 и график, рис. 3.3) и воздействие параметров на здания, сооружения и устройства; привести характеристику взрывоопасного материала, составляющего источник ЧС в выполняемом задании (ВМ, ЖТ или УВГ) [9, с.43-45].
- «Петербургский государственный университет путей сообщения»
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта.
- 1. Подготовка объекта*к защите производственного персонала от химически опасной чс (хочс)
- Анализ сведений об источнике чс и характеристике объекта
- 2. Прогнозирование и оценка возможной химической обстановки в случае возникновения химически опасной чс
- 3. Мероприятия по подготовке ождт к защите от возможного зараженя ахов
- 2.Организация защиты производственного персонала ождт в условиях произошедшей химически опасной чс (хочс)
- 1. Оперативное прогнозирование и оценка химической обстановки
- 2. Принятие решения по защите производственного персонала в условиях хочс
- 3.Подготовка объекта к защите производственного персонала от радиационно опасной чс (рочс)
- 1.Предварительный анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта
- 2.Прогнозирование и оценка радиационной обстановки на объекте
- 3. Разработка мероприятий по подготовке к защите производственного персонала объекта
- Выбор мер защиты
- Веществами
- Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и его воздействие на людей
- 2. Прогнозирование ожидаемых доз облучения людей в начальном периоде радиационно опасной чс (рочс)
- 3. Выбор и разработка мероприятий защиты производственного персонала
- Выбор мер защиты
- 5.Разработка и выбор режимов радиационной защиты (ррз)
- 1.Анализ возможного характера радиоактивного загрязнения объекта и требования к ррз
- 2.Разработка вариантов ррз
- 3. Оценка радиационной обстановки на объекте
- 4.Выбор вариантов ррз и оценка эффективности их применения
- 6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами
- Общие сведения о дезактивации железнодорожных сооружений и устройств
- 2. Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
- 3. Определение объемов, способов, сил и средств дезактивации
- 7. Расчет защитного сооружения (зс) для персонала объекта железнодорожного транспорта
- 1. Требования к проектируемому зс
- 2. Разработка плана защитного сооружения
- 3. Расчет внутреннего инженерно-технического оборудования
- Вид и количество оборудования определяют в зависимости от вместимости зс и числа режимов вентиляции [10, с. 93, 94].
- 4. Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений защитным сооружением
- 8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища
- Особенности подготовки убежища на станции метрополитена
- Объемно-планировочное решение
- Расчет необходимого оборудования и имущества
- Необходимый аварийный запас питьевой воды (Впв) определяется по формуле:
- Потребная емкость аварийного резервуара для стоков (Вст)определяется по формуле:
- Результаты расчета защитного сооружения
- Определение коэффициента ослабления ионизирующих излучений (Косл.)
- 9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта (указать конкретный объект) и прогнозирование объемов разрушений в случае возникновения взрывоопасной чс
- 1. Характеристика очага взрыва и параметров воздушной ударной волны
- По построенному графику можно определить δРф в районе элементов итк объекта, а следовательно, возможную степень разрушения этих элементов.
- 2. Определение устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта в зоне чс
- 3. Прогнозирование инженерной обстановки (возможных объемов разрушений сооружений и устройств)
- 4. Разработка мероприятий по уменьшению возможных разрушений в случае чс.
- 10. Определение границы безопасного удаления взрывоопасного источника чс от элементов инженерно-технического комплекса (итк) объекта
- 1. Характеристика взрывоопасного источника чс
- Вид и масса взрывоопасных материалов
- 2. Определение характера спада избыточного давления во фронте воздушной ударной волны δрф на различном удалении r от источника чс
- 3. Определение границы зоны сохранения устойчивости элементов итк объекта.
- 11.Оценка уязвимости элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта от взрывоопасных источников чс с использованием типовой модели объекта
- 2. Определение зависимости между значениями избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны (вув) взрыва δРф и расстоянием r от источника чс.
- 3.Определение радиусов безопасности для элементов итк объекта при заданном виде взрывоопасного источника чс
- 12. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем
- Необходимо:
- 1. Определение предела устойчивости и радиуса функционирования базового элемента, оборудованного электроприводом
- Оценка устойчивости электротехнических систем к воздействию инерционных нагрузок
- Оценка устойчивости электротехнических системы к воздействию эми
- 4. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость электротехнических систем
- 3. Защитные разрядники и плавкие предохранители
- 4. Применение средств защиты, аналогичных грозозащитным средствам
- 13. Восстановление контактной сети при ликвидации последствий взрывоопасной чрезвычайной ситуации
- 1.Характеристика зон очага взрыва
- 2. Определение объемов разрушений и восстановительных работ
- 3. Решение на восстановление контактной сети
- Ведомость трудозатрат и сроков выполнения операций на участке сильных и полных разрушений
- График производства работ*
- Приложение 13.1
- 14. Выбор стрелового крана для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Характеристика подвижного состава
- 1.Выбор стрелового крана большой грузоподъёмности для установки единичного подвижного состава на ж.-д. Путь.
- 2. Выбор стрелового крана малой грузоподъёмности для поэтапной установки на ж.-д. Путь единичного подвижного состава.
- 3. Установка на ж.-д. Путь единичного подвижного состава двумя стреловыми кранами разной грузоподъёмности.
- 15. Подъемка подвижного состава на железнодорожный путь с использованием гидравлических установок и накаточных средств
- Необходимо:
- Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути
- Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь
- Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь.
- Технические характеристики домкратов
- 16. Сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны чс) в условиях радиоактивного заражения местности
- 2.Определение объемов земляных работ
- 3.Выбор способов производства работ
- 4. Подбор комплектов машин
- 5. Построение графика производства земляных работ
- Плановая ведомость земляных работ
- 17. Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта
- 1. Общие сведения о терроризме и антитеррористической деятельности
- 2. Источники повышенной опасности на рассматриваемом объекте
- 3. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
- Комплексная система безопасности предприятия
- 18. Прогнозирование обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ождт) при применении ядерных средств поражения
- 1.Понятие об очаге ядерного поражения (ояп)
- 2. Определение степени и объемов разрушения элементов инженерно-технического комплекса станции
- Наличие подвижного состава в парках станции «к» (расчетный парк вагонов)
- 3. Выявление возможной пожарной обстановки
- 4. Прогнозирование возможной радиационной обстановки
- 5. Определение основных объектов и участков спасательных работ
- Список литературы