logo
МУ КЛ ТЭП-2

Замкнутое регулирование

В САР замкнутого типа (рис.14.2) введена обратная связь по скорости (сигнал uOCC) и регулятор скорости РС. Источник напряжения регулируемый (ИНР) изменяет напряжение U1 статора по действием сигнала uРC до тех пор, пока наступит равенство сигналов uOCC и uЗC, что соответствует равенству заданной ωЗ и фактической ω частот вращения АД.

Особенностью схемы САР частоты вращения замкнутого типа является то, что ею обеспечивается устойчивая работа АЭП как на устойчивом, так и на неустойчивом участках механической характеристики АД. Этим обеспечивается возможность регулирования частоты вращения во всем диапазоне скоростей двигательного режима – от 0 до ωС. Для доказательства этого произведем вывод механических характеристик АЭП для установившихся режимов работы привода, содержащего двигатель, источник напряжения регулируемый и элементы автоматики.

Считая естественную характеристику МЕСТ АД базовой, все искусственные характеристики М определяем согласно пропорции

(14.1)

Выразим естественную механическую характеристику как функцию частоты вращения ω:

(14.2)

Напряжение U1 согласно функциональной схемы рис.14.2 определится как

(14.3)

где kИHP, kPC и kOCC – коэффициенты передачи ИНР, РС (регулятор скорости принят П-типа) и цепи обратной связи;

kΣ – общий коэффициент усиления блоков автоматики.

Подставив в (14.1) выражения (14.2) и (14.3), получим выражение механической характеристики автоматизированного электропривода (рис.14.2):

(14.4)

Семейство механических характеристик АЭП при различных значениях ωЗС, приведено на рис.14.3. Характеристики АЭП имеют S-образный вид. При частотах ωЗС и ωС момент М обращается в ноль. Рабочие участки механических характеристик, имеющие отрицательный наклон, выходят из значений частоты холостого хода, равных сигналу задания ωЗС.

Как видно из рис.14.3, механические характеристики получаются довольно мягкими, особенно в области малой нагрузки – малого момента сопротивления МС. Жесткость β рабочего участка механической характеристики АЭП

(14.5)

может быть сделана сколь угодно большой за счет увеличения общего коэффициента усиления kΣ. Однако, с увеличением kΣ увеличивается также напряжение U1 статора АД (14.3). Увеличивать U1 можно до значения номинального напряжения U1НОМ., иначе возникнет перегрузка по току обмотки статора АД. Более того, при частотах вращения меньших ωКР, необходимо даже снижать напряжение U1 с тем, чтобы уменьшить ток статора I1, который при ω< ωКР и при U1= U1НОМ практически равен пусковому значению I1ПУСК (рис.14.2).

Следовательно, реально не удастся получить жесткие механические характеристики АЭП, что является недостатком способа регулирования частоты вращения АД изменением только величины напряжения U1 статора.