logo
Annotacii_programm_disciplin_29

Аннотация дисциплины «Русский язык и культура речи»

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час).

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является: формирование у студентов системы общекультурных и профессиональных компетенций речевой культуры на русском языке для успешной профессиональной деятельности.

Задачей изучения дисциплины является: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на государственном языке; успешно осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

Вид учебной работы

Всего зачетных

единиц (часов)

Семестр

5

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

1,5 (54)

лекции

0,5 (18)

0,5 (18)

семинарские занятия

1 (36)

1 (36)

Самостоятельная работа:

1,5 (54)

1,5 (54)

изучение теоретического курса

1 (36)

1 (36)

выполнение домашних заданий

0,5 (18)

0,5 (18)

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет

Основные дидактические единицы (разделы):

I модуль. Основы языкознания

  1. Сущность языка, его формы, функции и структура.

  2. История становления русского языка и его роль в мировой культуре

  3. Язык и общество. Русский литературный язык и нелитературные формы. Словообразование в русском языке

II модуль. Культура речи

  1. Речевая деятельность и ее коммуникативные качества. Культура языка и культура речи. Выразительные средства русского языка

  2. Литературные языковые нормы устной и письменной речи

  3. Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль и особенности его использования. Официально-деловой стиль и его жанровое многообразие

III модуль. Публичное выступление

  1. История ораторского искусства. Риторический канон и идеал. Мастерство публичного выступления

  2. Законы и правила эффективной речи. Звучащая речь и ее особенности. Техники тренировки голоса и запоминания

  3. Риторические приемы, методы убедительной аргументации. Культура спора и ее основные условия

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные положения и методы языкознания при решении социально-общественных и профессиональных задач;

- многообразие форм современной речевой культуры, средств и способов культурных коммуникаций на государственном языке;

уметь:

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- использовать основные положения и методы языкознания при решении профессиональных задач;

владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, к устранению пробелов в знаниях и к обучению на протяжении всей жизни;

- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Виды учебной работы: посещение лекций и практических занятий. На практических занятиях студенты делают устные сообщения и доклады в жанрах публичных выступлений, выполняют тестовые и контрольные задания, защищают рефераты с использованием электронной презентации, участвуют в учебных играх, выразительно читают научные тексты, скороговорки и стихи, составляют тексты деловых документов и писем.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.