logo
Annotacii_programm_disciplin_29

Аннотация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 час).

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

Вид учебной работы

Всего зачетных

единиц (часов)

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

5 (180)

5 (180)

Аудиторные занятия:

2 (72)

2 (72)

лекции

1 (36)

1 (36)

лабораторные работы

0,5 (18)

0,5 (18)

практические занятия

0,5 (18)

0,5 (18)

Самостоятельная работа:

2 (72)

2 (72)

изучение теоретического курса

0,5 (18)

0,5 (18)

подготовка к лабораторным работам

0,5 (18)

0,5 (18)

подготовка к практическим занятиям

0,75 (27)

0,75 (27)

текущий контроль

0,25 (9)

0,25 (9)

Итого учебная работа

4 (144)

4 (144)

Вид промежуточного контроля

экзамен

экзамен

Основные дидактические единицы (разделы):

1. Взаимовлияние человека и среды обитания.

2. Источники опасности (системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа»).

3. Основные виды, характеристики и источники опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего на человека и природу.

4. Виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

5. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания».

6. Виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

7. Современное состояние и негативные факторы среды обитания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;

- характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду и методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;

- выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть:

- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Виды учебной работы: лекции, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа, в том числе, выполнение индивидуального задания и текущий контроль знаний.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.