logo
Annotacii_programm_disciplin_29

Аннотация дисциплины «Материаловедение: доп. Главы»

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 час).

Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины материаловедения является изучение закономерностей процессов кристаллизации и фазовых превращений в твердом состоянии металлов и сплавов, равновесные и неравновесные фазовые диаграммы состояния двойных и тройных систем; металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, зависимость свойств материалов от химического состава, структуры, способов обработки и условий эксплуатации. Курс материаловедения также включает маркировку, структуру и свойства материалов, в том числе металлов и сплавов на основе железа, меди, алюминия, магния, титана, никеля и др. сплавы.

Задачи изучения дисциплины основываются на необходимости получения выпускником знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на основе которых формируются соответствующих компетенции.

Выпускник должен иметь представление:

- об основных научно-технических проблемах и перспективах развития материаловедения в свете мировых тенденций научно-технического прогресса металлургии, металлообработки и других отраслей, использующих металлы и сплавы для производства машин и механизмов;

- основные направления и пути повышения качества и экономии черных и цветных металлов, уменьшения металлоемкости изделий.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

Вид учебной работы

Всего зачетных

единиц (часов)

Семестр

5

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

1,5 (54)

лекции

0,5 (18)

0,5 (18)

лабораторные работы

0,5 (18)

0,5 (18)

практические занятия

0,5 (18)

0,5 (18)

Самостоятельная работа:

1,5 (54)

1,5 (54)

изучение теоретического курса

0,5 (18)

0,5 (18)

подготовка к лабораторным работам

0,5 (18)

0,5 (18)

выполнение домашних заданий

0,25 (9)

0,25 (9)

текущий контроль

0,25 (9)

0,25 (9)

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет

Основные дидактические единицы (разделы):

Модуль 2 Материаловедение сталей и чугунов:

2.1 Стали, сплавы системы железо-углерод;

2.2 Чугуны, сплавы системы железо-углерод;

2.3 Виды термической обработки сталей и чугунов.

Модуль 3 Материаловедение цветных металлов и сплавов:

3.1 Тяжелые цветные металлы и сплавы;

3.2 Легкие цветные металлы и сплавы;

3.3 Антифрикционные сплавы. Порошковые и композиционные сплавы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- классификацию и маркировку материалов;

- основные закономерности процессов, протекающих при плавлении, кристаллизации и последующем охлаждении металлов и сплавов и формирование структуры;

- строение, свойства материалов и условия образования их структуры в различных состояниях;

- фазовый и структурный состав сплавов применительно к равновесным и неравновесным диаграммам состояния;

- основные физические, химические, механические и технологические свойства материалов;

- принципы выбора материалов для изготовления и эксплуатации изделий;

уметь:

- расшифровывать по маркировкам химический состав и свойства металлических и неметаллических материалов, определять назначение материалов по требуемому уровню свойств;

- анализировать структуру и фазовый состав черных и цветных металлов и сплавов для решения задач практического металловедения;

- выбирать материалы, исходя из условий работы деталей, машин и механизмов, проводить сравнительную оценку материалов по их механическим, технологическим и эксплуатационным свойствам и металлургическому качеству;

владеть:

- навыками практической работы при анализе структуры и свойств различных материалов: на световых оптических микроскопах; проводить металлографический анализ структурных составляющих сплавов, использовать методы качественной и количественной металлографии; определять дефекты макро и микроструктуры сплавов.

Виды учебной работы: лекции, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.