logo search
пособие_ТиАСО

3.4. Интерактивные технологии обучения

Мы рассматриваем интерактивные технологии как один из путей поиска механизма перехода от репродуктивного к развивающему типу обучения.

Различные устройства и системы, реализующие функции интерактивности, были рассмотрены нами ранее. Рассмотрим технологию обучения на примере одного из видов технических средств, поддерживающих интерактивность,– интерактивной доски.

Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно облегчает процесс обучения. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.

Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой – проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной – проектор устанавливается за доской.

Сенсорные технологии в интерактивных досках реализуются двумя способами.

Сенсорная резистивная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски очень подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений.

В DViT-технологии (Digital Vision Touch) используются маленькие цифровые видеокамеры, которые располагаются по углам экрана и фиксируют каждое прикосновение к нему.

Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио- и видеоматериалы, DVD, CD-ROM и интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и веб-страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции крепить к потолку, то нет необходимости размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. При использовании доски обратной проекции исчезает проблема с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Существуют мобильные модели: их с легкостью можно перемещать из одной аудитории в другую (табл. 18). Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост.

Таблица 18

Сравнительные характеристик интерактивных досок

Характеристика

Вмонтированная в стену интерактивная доска с проектором, прикрепленным к потолку

Мобильная интерактивная доска прямой проекции с переносным проектором

Мобильная интерактивная доска обратной проекции со встроенным проектором

Экономит место

+

Позволяет избежать проблем с кабелями

+

+

Не перекрывает световой поток проектора

+

+

Защищает проектор от повреждений, вызванных перестановкой

+

Можно передвигать в другие помещения

+

+

Можно использовать в разных помещениях

+

+

Не требует затрат на монтирование проектора к потолку

+

+

Не требует затрат на подставку для проектора

+

+

Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.

Интерактивные доски можно подключать к стандартным компьютерам, которыми оборудовано большинство учебных заведений.

Многие проекторы включают в себя громкоговорители, но они не всегда подходят для работы в аудитории. Необходимо использовать дополнительное аудиооборудование, желательно формата 5:1. Иногда система громкоговорителей с усилителями прилагается к доске обратной проекции.

К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение. Его возможности варьируются в зависимости от производителя. Некоторые программы позволяют работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Другие включают в себя обобщающие материалы, а также предлагают специальные возможности для работы в классе.

Некоторые производители интерактивных досок предлагают бесплатные ресурсы на профессиональные разработки в сети Интернет. Это особенно важно для адаптации продукта.

Преподаватели могут воспользоваться дополнительными ресурсами: образовательными программами, обучающими материалами, которые можно загрузить из Интернета.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:

– подготовка к началу занятия;

– объяснение целей занятия;

– введение в новую тему или задание (может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой);

– развитие темы при участии учащихся;

– обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая при этом к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности интерактивных устройств.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным. Благодаря этому, можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, например, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися.

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Необходимо умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании, которое позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения интерактивных занятий с применением мультимедиатехнологий обучения.

По сравнению с традиционным для вузов, например, уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а студенты слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная с использованием интерактивных технологий, дает обучающимся возможность активно вмешиваться в процесс обучения, задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.

Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение обучающимся и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на компьютере в приложении Power Point необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала.

В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивной лекции объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля. Это в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя делает учебный материал, излагаемый по дисциплине, более доступным для понимания. Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования, активизирует процесс обучения, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

При реализации интерактивного обучения в компьютере создается обучающая среда. Компьютерное обучение может охватывать широкий спектр предметов, начиная от изучения производственных процессов и заканчивая академическими дисциплинами, такими как математика, физика, информатика и т. п. В отличие от подходов к реализации диалоговых сопровождений, в которых информация только выводится на экран, обучающая система вовлекает студента непосредственно в процесс обучения. Документы, представленные в нескольких средах, в гиперсреде относятся к информационным книгам, страницы которых связаны через «горячие слова» (ссылки). При этом можно построить что-то похожее на электронную книгу, которая позволяет каждому читателю изучать некоторый предмет в темпе, определяемом его индивидуальными способностями.

Диалоговые учебники, энциклопедии, каталоги и системы подсказки являются примерами приложений, показывающими преимущества применения мультимедиатехнологий для создания гиперсреды. Достоинством любого гиперприложения является способность обеспечивать им гибкий информационный доступ. Для достижения этой гибкости используются такие возможности, как навигационные связи (читатель может просматривать темы, нажимая кнопки или указывая «горячие слова», которые загружают соответствующие разделы книги, т. е. выполнять диалоговый вариант листания электронной книги); контекстно вызываемая информация (если читатель нуждается в подсказке, тогда соответствующие кнопки или «горячие слова» вызовут для него необходимую информацию или определят новые термины). Используя звук и видеоизображение, гиперсреда позволяет расширить возможности информационного воздействия на обучаемого. Для реализации перечисленных возможностей необходимо мультимедийное оснащение ПК на уровне аппаратных средств. Носителями интерактивной информации мультимедиа по технологии CD-I являются аудио- и видеоустройства реального времени, которые расширяют возможности обработки мультимедийной информации. При этом предполагается широкое использование компьютерных программ, ориентированных на данный вид информации. Применительно как к информационным, так и системным целям технологией CD-I определяются возможные виды информации на диске, способы ее кодирования и организации необходимых средств поддержки дисковых систем. С технической точки зрения CD-I основана на технологии CD-RОM. CD-I-технология обеспечивает возможность: 1) реализации на одном интерактивном диске мультимедиаприложений, снабженных различными средствами поддержки (например, в издательской технологии); 2) использования существующих средств производства компакт-дисков; 3) совместимости дисковых систем.

Интерактивные компакт-диски, изготовленные по технологии CD-I, нашли широкое применение во многих сферах образования, науки и техники.