2.4.1.5. Интерактивное телевидение
Последнее время в развитых странах эксперты отмечают уменьшение интереса к телевидению. Производители телевизионной техники и программ бьют тревогу: все больше зрителей, «отворачиваясь» от экранов телевизоров, проводят свой досуг и получают необходимую информацию в Интернете. Появление этой широкодоступной, содержащей огромный объем информации компьютерной сети наглядно проявило главный недостаток традиционного телевидения – невозможность для зрителя получать необходимую именно ему информацию в удобное именно для него время. Увеличение одновременно принимаемых телевизором программ не решает эту проблему.
Результатом решения этих проблем явилось создание нескольких систем интерактивного телевидения. «Интерактивное» означает «обеспечивающее двухстороннее взаимодействие», то есть дающее возможность не только телевидению воздействовать на телезрителя, но и телезрителю оказывать активное влияние на форму и содержание телевизионных программ.
К первым шагам интерактивности телевидения можно отнести попытки проведения опросов телезрителей при помощи измерения потребляемой электроэнергии во время передачи. Ведущий телепередачи (чаще всего очень популярной, собиравшей максимальное количество зрителей) обращался к телезрителям с просьбой: если зритель хочет дать положительный ответ на заданный ведущим вопрос, то пусть он на короткое время погасит свет в своей квартире. При помощи аппаратуры, установленной в центральной диспетчерской, измерялось изменение расхода электроэнергии. Если на просьбу ведущего реагировало несколько сот тысяч зрителей, то приборы регистрировали значительное снижение расхода электроэнергии. В этот момент телевидение переставало быть односторонним источником информации, позволяя телезрителю стать активным участником программы, осуществив обратную связь с телестудией.
Позднее обратную связь с телезрителями начали осуществлять с помощью телефонии. Заинтересованные телезрители могли, например, позвонить в студию и задать ведущему или его гостям вопрос. Сегодня, с распространением компьютерных технологий, широко используется методика проведения интерактивных опросов. Вопрос с несколькими вариантами ответа отображается на экране. Каждому ответу соответствует свой номер многоканального телефона. Позвонив по одному из указанных номеров, телезритель добавляет свой голос к определенному ответу. Количество позвонивших, распределенное по ответам, динамически транслируется на экране, тем самым отображая результаты интерактивного голосования.
Разновидностью такой обратной связи с телезрителем является практикуемая некоторыми телекомпаниями возможность выбора из нескольких вариантов фильма, который будет показан в вечернее время. Заранее анонсируется несколько фильмов. Выбрать из них понравившийся можно, позвонив по определенному номеру телефона, который для каждого фильма свой. Таким образом, в вечернем эфире будет демонстрироваться фильм, набравший наибольшее количество голосов.
К ранним формам интерактивности телевидения можно также отнести появление платных каналов телевидения, широкое распространение которых связано с появлением кабельного и спутникового телевидения. У телезрителя появилось право выбора из большого количества узкоспециализированных (спорт, музыка, новости, фильмы и т. д.) каналов. В то же время телекомпании могут судить о популярности того или иного канала по количеству подписчиков на него. Дальнейшим развитием этой системы является применение некоторыми телеканалами оплаты лишь просмотренных передач, количество которых фиксируется специальной аппаратурой.
Основным недостатком первых попыток создания обратной связи с телезрителями было отсутствие возможности учета индивидуальных потребностей каждого телезрителя, а не следование усредненным вкусам обезличенного большинства. К системам, работающим с каждым зрителем индивидуально, можно отнести появившиеся позднее системы интерактивного телевидения.
Система Near-Video-On-Demand (видео почти по заказу) позволяет зрителю просмотреть одну или несколько популярных передач из ежедневного репертуара в удобное для него время. При этом программы передаются параллельно на многих телевизионных каналах с определенным сдвигом по времени, поэтому попасть на начало любой передачи можно в течение 15–20 минут. Эта система получила распространение в системах кабельного телевидения развитых стран.
Video-On-Demand (видео по заказу) – телезритель может выбрать интересующие его передачи из предлагаемого списка, при этом программа будет передаваться из видеотеки телевизионной станции непосредственно на телевизор зрителя.
Teleshopping или Homeshopping – в специализированных передачах телезрителю предлагается выбор и приобретение товаров с последующей оплатой. При этом система обеспечивает проведение и более сложных торговых операций, обычно требующих присутствия покупателя, например осмотр и покупка недвижимости. Любители путешествий могут выбрать место отдыха. Роль канала обратной связи может выполнять обычная телефонная или кабельная сеть.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221