Амплитудно-частотная характеристика
Л юбое устройство, участвующее в записи и воспроизведении звука, должно передать весь спектральный состав сигнала, сохранив при этом соотношение амплитуд и частот звука. Представление об этих возможностях дает амплитудно-частотная характеристика – АЧХ устройства (магнитофона, телевизора, проигрывателя и др.). Ее вид представлен на рисунке 126. Слуховой анализатор человека имеет АЧХ, называемую в медицине аудиограммой.
АЧХ показывает, какой относительный коэффициент передачи имеет устройство в диапазоне воспринимаемых им частот. Идеальной является АЧХ, при которой устройство равномерно воспроизводит все частоты звукового диапазона, т. е. коэффициент передачи или усиления на всех частотах оказывается постоянным.
Чтобы качество звучания мало отличалось от естественного, диапазон частот, воспроизводимый аппаратурой, должен быть не ýже 20–20 000 Гц.
Когда мы слышим звук непосредственно от его источника, то воспринимаем его естественное звучание. Однако при всякой попытке записать звук или передать его на расстояние используются технические средства, воспринимающие звук и преобразующие его в другую форму, например в электрический сигнал, магнитную запись и др. Естественно, при этом звук не сохраняется в своем первоначальном виде, так как звучание любой электронной аппаратуры может по своим характеристикам лишь приблизиться к оригиналу, потому как вносит в исходный сигнал различные искажения.
Суть любого искажения звука проявляется в двух факторах: во первых, изменяется частотный спектр сигнала; во вторых, изменяется соотношение амплитуд гармонических составляющих исходного звука.
К изменениям частотного спектра приводят так называемые нелинейные искажения.
Нелинейные искажения – искажения, вызываемые нелинейностью передаточной характеристики. При звукопередаче обнаруживаются как появление в передаваемом звуке частотных составляющих, которых не было в оригинальном звуке.
Например: при подаче на вход такого канала синусоидального сигнала с двумя или более различными частотами на его выходе наряду с сигналами этих частот появляются новые частотные составляющие, в том числе высшие гармоники входных сигналов.
Н аглядное представление об этих искажениях дает рисунок 127, на котором исходный гармонический сигнал подвергнут искажению типа «ограничение». Реально такая ситуация с сигналом возникает, если при звукоусилении использовать максимальную громкость, при которой амплитуда А выходного сигнала превысит максимальную амплитуду Amax усилителя, ограниченную величиной напряжения питания выходных каскадов усилителя.
Подобные искажения приводят к появлению в спектре исходного звукового сигнала дополнительных частотных составляющих, которые и создают при восприятии впечатление искаженного звука. На слух нелинейные искажения воспринимаются как хриплый дребезжащий звук.
Исходя из этого, для оценки качества аппаратуры вводят понятие коэффициента нелинейных искажений, или коэффициента гармоник. Эта характеристика означает отношение мощности гармоник, возникших в аппаратуре вследствие искажений, к мощности неискаженных гармоник (измеряется в процентах). Так, коэффициент гармоник 0,005 % означает, что при мощности выходного сигнала 10 Вт мощность гармоник помех – 0,005 Вт, что является ничтожно малой величиной, поэтому коэффициент гармоник 0,005 % является характеристикой аппаратуры высокого класса.
Подобные искажения возникают вследствие неравномерности движения носителя звуковой информации в аналоговой аппаратуре звуковоспроизведения: в электропроигрывающих устройствах (ЭПУ) – неравномерность вращения диска, в магнитофонах – неравномерность движения магнитной ленты. Количественно этот вид искажений звукового сигнала отражается в параметре коэффициента детонации, имеющем ту же единицу измерения и тот же физический смысл, что и коэффициент гармоник.
Частотные искажения возникают вследствие неравномерности АЧХ, т. е. коэффициент передачи или усиления на различных частотах оказывается переменным. Частотные искажения заметны на слух в виде искажения тембра звука. Например, недостаточный уровень воспроизведения высоких частот делает звук глухим, лишенным звонкости. Ослабленное воспроизведение низких частот придает звуку неприятный металлический оттенок. Величину частотных искажений наглядно показывает АЧХ. Приведенная на рисунке 126 частотная характеристика имеет спад в области низких и высоких звуковых частот относительно частоты 1000 Гц. Частотные искажения незаметны на слух, если неравномерность частотной характеристики не превышает ±2 дБ. Существуют и другие виды искажений, приводящие к различиям между оригинальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом звукозаписи.
Во всех случаях искажения не могут быть исключены полностью, но их можно довести до незначительной величины.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221