logo
пособие_ТиАСО

1.3. Аудиовизуальная культура

В современной науке культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура усваивается личностью в процессе ее социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты. Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Таким образом, культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т. д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический и технологический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т. д.). В этом смысле культура выступает как система внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности, совершенствующихся в социокультурном процессе.

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие и физические объекты и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного взаимодействия, т. е. усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии.

Понятие культуры может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т. п.). Термин «культура» также используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). Под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели создаются исследователями как некие идеальные типы в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выявления форм жизнедеятельности культуры и ее элементов. Они часто применяются при классификации культур. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого (универсальные виды культур), но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура, технологическая культура, аудиовизуальная культура и т. п.

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. Исходя их антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-технологичес­кая культура, информационная культура, художественная культура и т. д. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической – нравы и обычаи; правовой – мораль; философии – обыденное мировоззрение; информационной – совокупность знаний, умений и навыков работы с разнообразными источниками и средствами преобразования информации; религии – суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технологической культуре – практические технологии; художественной культуре – обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры передаются последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) – телевидение, радио, пресса, Интернет – где осуществляется взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т. п.).

Анализ многочисленных представлений о культуре, ее видах, сущности, структуре и др. позволяет нам получить некоторое представление об информационной культуре как таковой и аудиовизуальной культуре как ее частном случае.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «информационная культура». Одни авторы информационную культуру считают одной из составляющих общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе, другие понимают под информационной культурой новый, неординарный стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества, третьи предлагают следующие определения информационной культуры: это совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации; информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические методы и средства.

Информационная культура – один из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Необходимо отметить, что понятие «культура» трактуется различными авторами по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Мы возьмем за основу определение информационной культуры С. Б. Муравьева и В. Д. Симоненко, трактуемую как способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Переход к информационному обществу, в основе которого лежат знания, во многом зависит от уровня и качества потребления информации. Мы осознаем: информации вокруг нас слишком много, что не только не помогает выявить суть явлений, а, напротив, лишает возможности понять их.

Человек, получая высшее образование, овладевает различными знаниями и умениями, вырабатывает у себя систему взглядов, получает профессиональные навыки, которые помогут ему в дальнейшей деятельности. Основная задача – научить будущего педагога получать, обрабатывать и творчески использовать информацию для выработки оптимальных решений.

В системе знаний, определяющих становление информационной культуры будущего специалиста, мы выделяем следующие блоки:

– знание рациональных способов деятельности с учебной информацией и информационными системами, рациональный отбор из массы сведений качественной информации;

– оптимальная реакция на поступающую информацию и умение действовать в условиях избыточной информации;

– сформированность потребности в самообразовании и информационном обеспечении как средства повышения уровня преобразовательной деятельности.

В соответствии с этим структура информационной культуры может быть представлена следующим образом:

1) информационная грамотность;

2) навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

3) технологический или критический стиль мышления.

Наряду с позитивным влиянием информатизации на общество существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

Кроме того, например, в связи с переходом от письменной культуры к новой – экранной – культуре, складываемой на основе синтеза компьютера с видеотехникой, возникает новое – экранное – мышление, для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур, которыми невозможно управлять из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книги, кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.

Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером. Так, например, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальным без него. Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер». Все, что связано с деятельностью компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики. Информационные системы не могут быть морально ответственными, так как не являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо сознательных процессов.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятиях по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

В период перехода к информационному обществу, кроме решения описанных выше проблем, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов разнохарактерной информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с аудиовизуальной информацией. Для отражения этого факта введен термин «аудиовизуальная культура».

Аудиовизуальная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющая целенаправленно работать с источниками и средствами преобразования аудиовизуальной информации и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.