1.4.2. Зрительный анализатор человека
Совсем немного времени с момента открытия электромагнитных колебаний понадобилось на понимание того, что свет также является совокупностью электромагнитных колебаний – только очень высокочастотных. Не случайно скорость света равна скорости распространения электромагнитных волн и характеризуется константой с = 300 000 км/с.
Чтобы понять механизм восприятия человеком видеоинформации, мы должны определить компоненты видимого света, дающие зрительные ощущение у человека.
Видимый свет представляет собой электромагнитное излучение, как и радиоволны, рентгеновские лучи и т. д. Он относится, как показано на рисунке 19, к узкой полосе в электромагнитном спектре.
Рис. 19. Спектр электромагнитного излучения (КВЧ – крайне высокая частота; ОВЧ – очень высокая частота)
С Рис. 20. Зрительный анализатор человека
Цветное зрение обеспечивается за счет свойства, известного как трехкомпонентность цветовосприятия. Согласно теории цветового зрения, высказанной впервые в 1736 г. М. В. Ломоносовым, экспериментально установлено, что все цвета могут быть получены путем сложения (смешения) трех световых потоков, например красного, зеленого и синего с высокой насыщенностью, называемых основными или первичными.
Ломоносов пришел к выводу, что цветоощущающий (колбочковый) аппарат глаза человека содержит рецепторы (нервные окончания) трех видов. Причем излучения различных волн возбуждают эти рецепторы неодинаково. Так, первый вид окончаний наиболее чувствителен к длинноволновой части видимого спектра (красно-оранжевой), второй – к средневолновой части спектра (зелено-желтой) и третий – к коротковолновой (сине-фиолетовой). На рисунке 21 показаны кривые спектральной чувствительности рецепторов глаза, которые называются кривыми основных возбуждений. Обычно световое излучение возбуждает все три вида рецепторов одновременно, и совокупность трех различных возбуждений воспринимается человеческим глазом как один какой-либо цвет. Зрительный аппарат анализирует воздействующий на него свет, определяя в нем относительное содержание различных излучений, а затем в мозгу человека происходит синтез трех возбуждений в единый цвет.
С Рис. 21. Кривые спектральной чувствительности глаза
Колбочки делятся на три типа. Колбочки первого типа возбуждаются от красного цвета, второго типа – от зеленого и третьего – от синего. Эти три цвета называют основными цветами. Все другие цвета получаются одновременным возбуждением колбочек двух или трех типов. Например, ощущение желтого цвета получается одновременным возбуждением красных и зеленых колбочек. Другие цвета можно получить, смешивая основные цвета разными способами. В общем, взяв соответствующие количества трех основных цветов – красного – R, зеленого – G и синего – В – можно получить любой цвет.
Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при использовании и разработке аудиовизуальных пособий. Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его, т. е. выделять главное. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не зная которых и не используя в своей работе преподаватель не сможет реализовать весь потенциал заложенный в ТиАСО.
В процессе эволюции человеческий мозг выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды раздражителей, и при наличии некоторых факторов объект может вызывать реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на наглядном материале или в учебном фильме, можно вызвать совершенно противоположную реакцию у обучающегося.
Так, большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект, тем сильнее отторжение в случае несоответствия изображения поставленной цели.
Цвет в определенных пропорциях способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься как опасность и вызывать реакцию недоверия.
Любой объект или изображение может быть естественным в одной ситуации и неуместным в другой.
Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Так, например, один черный объект выделяется среди группы белых, большой – среди маленьких, цветной – среди черно-белых и наоборот.
Глаз человека обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57°, оптимальный – 35–40°. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры демонстрируемого изображения на различных расстояниях рассматривания. Например, если экран монитора компьютера находится на расстоянии в среднем 35–40 см от глаз обучающегося, то оптимальный размер изображения составляет 15–18 см по высоте и 10–14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения).
Важен не только благоприятный размер, но и определенное размещение особо важных элементов в композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой области, а остальную, ближе к краям, как бы размывает. Мозг просто отсеивает эту информацию. (С помощью специальных тренировок можно развить боковое зрение.)
Пренебрегать данной особенностью при построении наглядного материала нельзя. Приведем пример.
Вы разместили на слайде презентации демонстрируемый материал, содержащий большое количество анимированных изображений, бегущих строк, каждое из которых активно привлекает внимание. Мозг инстинктивно акцентирует внимание на эту информацию, так как природа заложила в него приоритет движущихся объектов и их изображений над неподвижными. Но другие объекты также активно требуют внимания к себе. В результате мозг наблюдателя не в состоянии выделить главный объект на фоне второстепенных. Подсознательно возникает реакция тревоги и отторжения увиденного.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221