Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
Чувствительность, ISO | Условия съемки | ||||
Солнце | Облачность | Движение, спорт | Съемка длиннофокусным объективом | В помещении с электрическим освещением | |
25, 50 | Отлично | Приемлемо со штативом | – | Приемлемо со штативом | Приемлемо со штативом |
100 | Очень хорошо | Допустимо | Допустимо | Приемлемо со штативом | Приемлемо со штативом |
200 | Хорошо | Отлично | Хорошо | Хорошо | Приемлемо со штативом |
400 | Допустимо | Хорошо | Отлично | Отлично | Допустимо |
800, 1600 | – | Допустимо | Хорошо | Хорошо | Отлично |
3200 | – | – | Допустимо | Хорошо | Отлично |
Цветовые искажения. Наличие цветовых искажений, связанных с качеством пленок, сказывается на уменьшении цветовых различий между деталями в светах и тенях (градационные искажения), на уменьшении насыщенности цветов (цветоделительные искажения) и, наконец, на уменьшении цветовых различий между мелкими деталями изображения (искажения зрительного восприятия). Другие искажения цвета на фотографиях часто связаны с применением при съемке неподходящей, «неправильной» пленки.
Большинство цветных пленок универсальны по своим свойствам и сбалансированы для съемок при дневном свете с цветовой температурой 5500 К (Кельвин как единица измерения цветовой температуры источника света) или с импульсной вспышкой (5500–6000 К). Несовпадение цветовых температур источника освещения и применяемой фотопленки часто становится причиной появления на отпечатке неестественных оттенков.
Значительное влияние на цвет изображения оказывает освещение люминесцентными лампами и лампами накаливания (2500–3300 К) при съемке на пленку, предназначенную для дневного света. Пленка объективно передает цвет предметов только при солнечном, естественном освещении. Входя с улицы в помещение, мы не видим, что свет ламп накаливания имеет желто-оранжевый оттенок. Человеческий мозг быстро адаптируется к такому изменению освещения и никаких непривычных цветовых сдвигов при съемке мы не замечаем.
Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров съемки на универсальную пленку для естественного света:
– съемка в ясную солнечную погоду. Цветопередача на снимке получается правильной – действительной;
– съемка в помещении с люминесцентными лампами. Влияние такого освещения подобно съемке через зеленоватый фильтр;
– съемка в помещении с лампами накаливания. На отпечатке появляется преобладающий желтый оттенок.
Подобные цветовые искажения требуют введения цветокоррекции при печати, чтобы восприятие отпечатков было более близким к действительному, что не всегда приводит к желаемому результату.
Многие ведущие фирмы для расширения рынков сбыта своих цветных негативных пленок на их упаковке указывают два процесса обработки: свой собственный и «международный» фирмы Kodak – С-41. Допускается обработка пленок фирмы Kodak в процессах Agfa AP-70, Konica CNK-4 и Fujifilm CN-16. Однако технологии производства цветных фотоматериалов этих фирм существенно отличаются друг от друга. Имеется разница и в процессах обработки, и в качественном и количественном составах обрабатывающих растворов, которые фирмы разрабатывают конкретно под свои цветные материалы. Подобные процессы обработки учитывают особенности производства фотоматериалов данной фирмы, обеспечивая их наилучшие цветофотографические и структурно-резкостные характеристики, поэтому для получения цветного изображения действительно высокого качества необходимо проявлять пленку в мини-лаборатории, использующей растворы и фотобумагу той же фирмы, например пленку Kodak в мини-лаборатории Kodak.
Хранение фотопленок. После производства фотоматериала в его слоях продолжают протекать различные химические реакции, которые постепенно изменяют его фотографические свойства. Такое изменение свойств материалов в процессе хранения получило название «старение». В отличие от черно-белых фотоматериалов, старение цветных происходит со своей скоростью в каждом из трех светочувствительных слоев. Под воздействием таких факторов, как повышенные температура и влажность, присутствие некоторых газов и рентгеновского излучения, старение ускоряется.
Различают старение неэкспонированной фотопленки, старение экспонированной фотопленки во время хранения до проявки и старение проявленных изображений.
Старение неэкспонированной фотопленки определяется сроком, в течение которого ее светочувствительность, цветовой баланс и другие параметры остаются в пределах допусков, оговоренных изготовителем. Этот срок обычно называют гарантийным и указывают на упаковке с пленкой. К концу гарантийного срока хранения у неэкспонированных цветных негативных фотопленок светочувствительность обычно снижается на 20–30 %, причем чем выше чувствительность пленки, тем быстрее она стареет. Гарантийный срок хранения цветных негативных пленок равен приблизительно двум годам.
Наилучшие условия хранения неэкспонированных фотоматериалов: относительная влажность воздуха 50 – 60 % и температура не выше 10 – 12 °С. Практика показывает, что все фотопленки лучше хранить в холодильнике при температуре не выше 4–6 °С в оригинальной упаковке. Вынув из холодильника, фотопленку перед съемкой выдерживают при комнатной температуре от 1,5 до 3 часов, чтобы избежать конденсации влаги.
Старение экспонированных, но непроявленных фотопленок определяется скоростью регрессии (самопроизвольного разрушения) скрытого изображения, происходящего при длительном хранении непроявленного фотоматериала. Скрытое изображение, сформировавшееся после съемки в эмульсионных слоях цветной пленки, очень чувствительно к внешним воздействиям и довольно быстро старится. Поэтому экспонированную фотопленку нужно как можно быстрее проявить. Если это невозможно, пленку надо тщательно упаковать и положить в холодильник. Отснятые фотоматериалы до их обработки нежелательно хранить более 1,5–3 месяцев, иначе может наступить разрушение скрытого изображения.
При температуре выше 30 °С на фотопленке может образоваться вуаль молочного цвета, которая при печати «смоет» все краски. В случае использования пленок в странах с повышенной влажностью может произойти не только изменение фотографических свойств пленок, но и слипание витков пленки и повреждение эмульсии.
Проявленное изображение тоже старится. Это обычно выражается в снижении оптической плотности и контраста, которые приводят к плохой различимости или полной потере деталей цветного изображения. Процесс старения проходит у цветных изображений гораздо быстрее, чем у черно-белых. Поэтому проявленные цветные негативы должны быть защищены от яркого света и храниться в специальных альбомах или пакетах в сухом прохладном месте. В этом случае, как утверждают специалисты на основании лабораторных исследований, цветные изображения сохраняются в течение 100 лет.
Рентгеновское излучение. Оборудование для рентгеновского просвечивания в аэропортах и других местах с повышенной безопасностью дает дозу облучения, примерно равную 1 миллирентгену. В случае возникновения подозрений в отношении содержимого багажа дозу рентгена увеличивают, что приводит к засвечиванию непроявленной пленки. Наиболее подвержены отрицательному действию рентгеновских лучей высокочувствительные цветные негативные и обращаемые пленки.
Для защиты фотопленок от таких воздействий необходимо собрать пленки в один прозрачный пакет и предъявить его для визуального досмотра.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221