2.4.3. Видеотехника
Со времени появления трех основных систем цветного телевидения PAL, SEKAM и NTSC происходило постоянное совершенствование телевизионной аппаратуры, с одной стороны, и возрастание требований к качеству телевизионного изображения – с другой. Качество изображения, которое обеспечивали три рассмотренные выше системы, перестало устраивать как производителей ТВ-аппаратуры, так и телезрителей. Строчная структура изображения была явно заметна, особенно с распространением телевизоров с большим экраном. Это привело к возникновению идеи создания системы телевидения, обеспечивающей качество изображения, сопоставимое с качеством кинофильма,– телевидения высокой четкости (ТВЧ). В результате многочисленных исследований и экспериментов было определено, что наиболее предпочтительным с точки зрения психофизиологических особенностей восприятия телевизионного изображения зрителем является формат изображения 16:9, в отличие от принятого ранее формата 4:3. При этом зритель должен располагаться на расстоянии приблизительно равном трем высотам экрана телевизора. Было установлено, что при таких условиях необходимо воспроизводить порядка 10 млн элементов телевизионного изображения, для чего число строк развертки должно быть около трех тысяч.
Для передачи такого большого объема видеоинформации без сжатия необходимая полоса частот одного ТВ канала будет более чем в 30 раз шире, чем в традиционных ТВ-системах. Подобная широкополосная система не могла быть реализована. Поэтому в разных странах были проведены разработки так называемых минимальных широкоформатных систем с повышенной четкостью. Было создано несколько систем с изображением формата 16:9, числом строк около тысячи и частотами кадровой развертки 50/60 Гц.
Существует определенный класс цифрового телевидения – это так называемое телевидение высокой четкости (англ. High-Definition Television). ТВЧ (HDTV) представляет собой цифровое телевидение (DTV) с высоким разрешением, сочетающееся с высококачественным многоканальным звуком в формате Dolby Digital. Разрешение HDTV является самым высоким среди всех стандартов, определенных MPEG-2.
Для трансляции и приема ТВЧ необходимо специальное съемочное и передающее оборудование на передающей стороне, а также специальное приемное оборудование на стороне конечного потребителя.
Для передачи изображения в ТВЧ используются следующие форматы:
1) 720p – 1280×720 пикселей, построчная развертка;
2) 1080i – 1920×1080 пикселей, чересстрочная развертка;
3) 1080p – 1920×1080 пикселей, построчная развертка.
Построчная и чересстрочная развертка относятся к системе сканирования (телевизоры с электронно-лучевой трубкой).
Программы высокого разрешения доступны в настоящее время только пользователям кабельных и спутниковых систем, так как другие системы цифрового телевидения не могут дать скорости цифрового потока, необходимой для трансляции программ высокого разрешения.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221