Устройство современного компьютера
Распространение персональных компьютеров к концу 70-х годов привело к некоторому снижению спроса на большие ЭВМ и миниЭВМ. Это стало предметом серьезного беспокойства руководства фирмы IBM (International Business Machines Corporation) – ведущей компании по производству больших ЭВМ. И в 1979 г. фирма IBM решила попробовать свои силы на рынке персональных компьютеров.
Фирма IBM сделала компьютер не единым неразъемным устройством, а обеспечила возможность его сборки из независимо изготовленных частей по принципу открытой архитектуры.
Системная плата – печатная плата, выполненная из диэлектрического материала, которая управляет внутренними связями и взаимодействует через прерывания с другими внешними устройствами.
Центральный процессор – функциональная часть компьютера, выполняющая основные операции по обработке данных и управлению работой других блоков.
Оперативная память – функциональный блок, хранящий информацию для устройства управления (команды) и для арифметико-логического устройства процессора (данные); является энергозависимым, т. е. может хранить информацию только тогда, когда компьютер включен.
Подключение внешних устройств осуществляется через порты ввода-вывода, которые могут быть последовательными и параллельными, а также через выходы шин USB или IEEE 1394.
Шина – совокупность электрических линий для обмена данными между частями компьютера, может быть локальной и системной.
Контроллер – устройство для управления периферийным оборудованием и предварительной обработки данных процессора.
Чипсет – набор интегральных схем, при подключении которых друг к другу формируется функциональный блок вычислительной системы. На интегральных платах в состав чипсета входят контроллеры основных подключаемых устройств мультимедийного компьютера.
Дисплей – внешнее устройство вывода информации, служащее для воспроизведения на экране находящейся в памяти ЭВМ информации в виде текстов и изображений. Роль контроллера выполняет видеоадаптер.
Клавиатура – внешнее устройство ручного ввода данных, представленное в виде набора клавиш, которые делятся на буквенно-цифровые, командные, функциональные и управление курсором. За командными и функциональными клавишами могут быть запрограммированы определенные операции.
К системной (магистральной) шине через контроллеры подключены внешние устройства, которые обмениваются данными с оперативной памятью. Обмен данными между устройствами компьютера обусловлен ограничениями функций, выполняемых этими устройствами, и должен быть запрограммирован. Выполняемая программа хранится в оперативной памяти компьютера и через системную шину передает в процессор команды на выполнение определенных операций. Процессор на их основе формирует свои команды управления, которые по системной шине поступают на соответствующие устройства. Для выполнения операций обработки данных процессор передает в оперативную память адреса необходимых данных и получает их. Результаты обработки направляются в оперативную память. Данные из оперативной памяти могут быть переданы на хранение во внешние запоминающие устройства для отображения на дисплее, вывод на печать, для передачи в вычислительную сеть.
Важными техническими характеристиками, влияющими на производительность компьютера, являются показатели частоты процессора, разрядность и машинное слово.
Количество разрядов, которое может быть воспринято, передано или получено за одно обращение к процессору, называется его разрядностью.
Количество информации, записываемое или извлекаемое из памяти за одно обращение, называется машинным словом.
Создание компьютера самым непосредственным образом связано со сферой образования. Первые разработки в этой сфере были быстро оценены, взяты под контроль и направлены в практическое русло. Именно в университетах была проведена колоссальная исследовательская работа по проектированию, проблемам конструирования и функционирования электронных систем. Несомненно, что такого рода теоретические исследования и в дальнейшем будут играть важную роль в разработках, направленных на создание новых программ и модернизацию уже существующих программных продуктов. На протяжении всего периода развития информационных технологий переход к более высоким уровням сопровождался созданием языков программирования более высокого уровня.
Сейчас существенная часть этих работ проводится огромным исследовательским сообществом специалистов, нанимаемых компаниями, которые производят вычислительную технику и программное обеспечение. Однако подготовкой специалистов занимаются университеты, колледжи и другие учебные заведения. Специализированная подготовка кадров по вычислительной технике стала вводиться на старших курсах некоторых учебных заведений еще в 60-е годы ХХ в., а к началу 1970-х годов она сложилась в законченный учебный предмет. Вслед за этим компьютер проник и в другие учебные дисциплины. Прошло совсем немного времени и все поняли, что обучающая форма компьютера полностью отличается от ее сервисного использования, которое получило широкое распространение практически на всех факультетах университетов. Направленность и содержание переподготовки специалистов по вычислительной технике, по сути дела, отражали процесс развития самих электронных машин.
На сегодняшний день уровень оснащенности учебных заведений начального и среднего образования вычислительной техникой по многим показателям сопоставим с аналогичным уровнем высших учебных заведений. Колледжи имеют возможность обеспечить огромному числу студентов дневного отделения и тем, кто учится без отрыва от производства, обучение работе на компьютере в соответствии с их будущими или настоящими профессиональными интересами.
Повышение интереса к компьютерным технологиям со стороны органов образования и педагогических учреждений можно объяснить целым рядом причин и условий. Во-первых, постепенно исчезали финансовые проблемы, что превратило передовой опыт и технологию в широкодоступное средство. Во-вторых, победили педагогические аргументы в пользу разумного подхода к практике применения компьютера в обучении. В-третьих, очевидны потребности в применении компьютера в области промышленности и торговли. В настоящее время неоспоримо влияние компьютерной техники на жизнь каждого отдельного человека.
Поэтому ни у кого не возникает сомнений, что к этому надо готовиться уже в школе. В связи с этим органами образования были разработаны рекомендации и регламентирующие правила, которые распространялись на ряд аспектов компьютерного обучения. Была предложена процедура закупки оборудования, определена структура обслуживания и эксплуатации установленной техники, написаны рекомендации к использованию компьютеров в преподавании ряда предметов в учебных заведениях.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.
Под термином «мультимедиа» понимают современную компьютерную информационную технологию, позволяющую объединять в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Рост интереса к технологии мультимедиа обусловлен следующими причинами:
1) появлением мощных и доступных компьютеров, способных поддерживать графический интерфейс с пользователем, а также функционированием модулей захвата и воспроизведения звука и движущегося изображения;
2) наличием аппаратного и программного обеспечения для мультимедиа, реализующего определенный набор стандартов;
3) созданием авторских систем, дающих возможность пользователям изготавливать свои прикладные мультимедиапрограммы, не имея большого опыта в программировании.
Итак, мультимедиа – это бурно развивающаяся отрасль информационной технологии. Рассмотрим ее отличительные признаки.
1. Интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, статические кадры, анимация и др.). Такая интеграция выполняется под управлением компьютера с использованием разнообразных устройств регистрации и воспроизведения информации: микрофона, аудиосистемы, проигрывателя оптических компакт-дисков, телевизора, видеомагнитофона, видеокамеры, электронных музыкальных инструментов и др.
2. Работа в «режиме реального времени», поскольку, в отличие от текста и графики, статичных по своей природе, аудио- и видеосигналы рассматриваются только в реальном масштабе времени.
3. Новый уровень интерактивного общения «человек – компьютер», когда в процессе диалога пользователь получает более обширную и разностороннюю информацию, что способствует улучшению условий обучения, работы и отдыха. Появление возможности компьютерной обработки звука и изображения к ставшей сегодня уже привычной обработке текстов и математических формул, несомненно, повлияло на всю человеческую деятельность. Для построения системы мультимедиа недостаточно вычислительной мощности компьютера. Нужна дополнительная аппаратная поддержка: аналогово-цифровые и цифроаналоговые преобразователи для перевода аналоговых аудио- и видеосигналов в цифровой эквивалент и обратно. Обычно указанные выше дополнительные аппаратные средства системы мультимедиа оформляются в виде разнообразных плат, расширяющих мультимедийные возможности компьютера.
Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.
Современное общество и систему образования трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Однако необходимо учесть, что мультимедиапрограммы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для его разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221