logo
пособие_ТиАСО

1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры

В современном информационном обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Человек постоянно находится под воздействием непрерывных потоков аудиовизуальной информации. Поэтому для современного человека очевидна необходимость получения навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них.

Кино – синтетический пространственно-временной вид искусства, который существует сравнительно недавно. С него началась современная история аудиовизуальной культуры со специфическим языком, в основе которого лежат другие, невербальные, коммуникативные процессы. Сегодня по уровню эффективного воздействия на человека экранные взаимодействия становятся доминирующими. По данным социологов, за последние 5 лет объем только телевизионного вещания в мире увеличился в 600 раз. Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую наряду с телевизором сознание с рождения. Естественно, что особенно в последние годы во всем мире невербальный язык становится главным инструментом борьбы за влияние на сознание человека. Поэтому изучение аудиовизуального языка становится не менее актуальным, чем рассмотрение вербальных форм общения. Логично в этой связи было бы обратиться к базовым основам: морфологии искусства, истории аудиовизуальной культуры (в частности, истории кино – самого популярного искусства XX в.). Единой точки зрения на методики изучения невербальных языков нет, однако предмет, в основу которого положено благое намерение научить видеть и понимать увиденное, назван специалистами медиаобразованием. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

Как в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т. д. Например, в документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география. Впрочем, несмотря на разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования оказал британский ученый Л. Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии» личности по отношению к медиатексту. Такой вариант формулировки подходит к определению цели любого образования (без ссылки на медиа).

Основные направления медиаобразования по материалам ЮНЕСКО:

1) медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2) образование будущих педагогов в педагогических вузах, повышение квалификации преподавателей вузов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т. д.);

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, Интернет;

6) самостоятельное и непрерывное медиаобразование (осуществляется в течение всей жизни человека).

В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 г. отмечается, что «медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека».

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им средствами массовой информации постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве.

Для решения вышеизложенных задач необходимы совместные усилия педагогов, психологов, методистов, историков и медиаспециалистов для выработки основ медиаобразования в нашей стране.

Для подготовки компетентного педагога нам необходимо возродить неигровое кино – вид киноискусства, объединяющий документальные, научно-популярные, учебные, образовательные фильмы вне зависимости от носителя (кинопленки, видео или цифровых носителей). В самом термине «неигровое» заложено противопоставление, отличие от игрового, развлекательного, коммерческого кино. В отличие от игрового кино, природа документального фильма лежит в поле этических норм обыденной жизни.

Документальный фильм – это отрезок жизни реального героя, сформулированный авторами по законам драматургии, т. е. документальное кино – это срез реальной жизни, снятый методом наблюдения. Впечатления зрителя документального кино – это реакция на актуальные проблемы сегодняшней жизни, проекция его личного опыта на жизненный опыт героев и авторов фильма.

Основу концепции аудиовизуальной культуры должно составить реальное отражение жизни, и моделью для этого может стать медиаобразование.

Необходим предварительный анализ явлений аудиовизуальной культуры, которые способствовали возникновению нового коммуникационного феномена – сетевой среды Интернет. Речь идет не столько об условиях виртуализации искусства, экономики, образования, науки, сколько о новом качестве аудиовизуальной культуры – динамическом опыте культурной идентификации, осваиваемом вместе с глобальной компьютерной сетью.

Современный учитель должен быть подготовлен не только к потреблению и передачи аудиовизуальной информации, но и быть творцом. Вооружившись современными аудиовизуальными технологиями и владея компьютерным программным обеспечением, он должен быть способен производить необходимую ему для реализации целей обучения аудиовизуальную информацию.