Жидкокристаллические панели
Жидкими кристаллами (ЖК) называются вещества, одновременно обладающие некоторыми свойствами жидкостей, например текучестью, и в то же время имеющие упорядоченную структуру расположения молекул, подобную кристаллическим решеткам. Жидкие кристаллы обладают способностью изменять свои оптические свойства под воздействием электрического поля.
Различные устройства отображения информации, использующие в своей основе жидкие кристаллы, получили название ЖК-панелей или ЖК-матриц. Различают два типа ЖК-панелей – пассивные, или отражательные, и активные, или просветные. Пассивные панели переотражают свет от внешнего источника. Панели подобного типа используются, например, в карманных электронных играх и электронных часах. В активных панелях за ЖК панелью находится люминесцентная лампа, а сама панель работает на просвет – принцип диапроекции. В последнее время бурно развиваются технологии их использования в телевизионных приемниках.
В простейшем случае телевизионная ЖК-панель представляет собой две плоскопараллельные стеклянные пластины, на которые нанесены прозрачные электроды, соответствующие единичным элементам изображения (рис. 181). Расстояние между пластинами составляет микроны. В этом просвете находится жидкость, обладающая свойствами жидкого кристалла. С наружной стороны на каждую из пластин наложены поляроиды, плоскости поляризации которых повернуты на 90о одна относительно другой. Поляроидами называются прозрачные пленки, превращающие неполяризованный свет в линейно поляризованный. При подаче напряжения на электроды меняются оптические свойства ЖК-вещества, что приводит к изменению угла поляризации проходящего через него света. Внешне это проявляется в изменении прозрачности ЖК-панели при изменении подаваемого на нее напряжения. При снятии напряжения через некоторое время прозрачность ЖК-панели восстанавливается. Изменяя величину напряжения, подаваемого на каждую ячейку, можно изменять степень ее прозрачности и таким образом получать общее изменяющееся изображение. Для получения цветного изображения элементарные ячейки вдоль строки покрываются чередующимися светофильтрами трех основных цветов. Каждая ячейка управляется сигналом цветовой составляющей, соответствующей покрывающему ее светофильтру. Для зрителя, находящегося на достаточном от панели расстоянии, соседние ячейки, излучающие свет трех основных цветов, воспринимаются как общий источник света определенной окраски.
ЖК-панели широко применяются в миниатюрных и проекционных телевизорах, а также в качестве компьютерных мониторов. К недостаткам ЖК-панелей можно отнести ограниченный угол обзора и конечную скорость изменения состояния жидкокристаллического вещества, в результате чего отображение быстро меняющихся изображений происходит с заметной задержкой. Уровень вредных излучений и потребляемая мощность ЖК-панели гораздо меньше, чем у кинескопов.
OLED-технология (Organic Light Emitting Diode) – органический светоизлучающий диод, являет собой эволюционное развитие технологии использования неорганических светодиодов (LED). В новых дисплеях используется эффект свечения некоторых материалов при протекании через них электрического тока. Простейший OLED-дисплей состоит из слоя электролюминесцентного материала, располагающегося между двумя электродами. При подаче на электроды напряжения заряженные частицы движутся через органический слой до тех пор, пока они могут рекомбинироваться в экситоны (пары «электрон – дырка» – в полупроводниковых приборах). При этом избыток энергии излучается в виде светового импульса. Чтобы видеть излучаемый свет, один из электродов должен быть прозрачным (рис. 182).
Экситон (от лат. excito – «возбуждаю») – квазичастица, соответствующая электронному возбуждению, мигрирующему по кристаллу, но не связанному с переносом заряда и массы. Экситон может быть в виде связанного состояния электрона проводимости и «дырки», расположенных или в одном узле кристаллической решетки (экситон Френкеля), или на расстояниях, значительно больших междуатомных (экситон Ванье – Мотта). Понятие экситона используется при объяснении оптических и других свойств полупроводников и диэлектриков (Большой энциклопедический словарь).
Ц вет излучаемого света зависит от используемого материала (могут использоваться как соединения окиси алюминия, так и бикомпонентные полимеры – активные материалы, состоящие из длинных полимерных цепочек). Они хорошо растворимы и могут наноситься слоями на подложку.
Потоки электронов и «дыр», как правило, не находятся в равновесии. Это значит, что доминирующий вид носителей зарядов пронизывает всю толщу материала, не находя частицы с противоположным зарядом. Следствием этого является высокое энергопотребление и низкая эффективность работы дисплея. Лучший результат достигается в том случае, когда вместо одного органического слоя используются два различных слоя: в то время, как граничащий с анодом слой поставляет «дыры», слой, прилегающий к катоду, оптимизирован на создание и транспортировку электронов. На границе слоев частицы как бы тормозятся и поджидают, пока не прибудет частица с противоположным зарядом. За счет этого существенно повышается КПД всей системы. Процесс рекомбинации в тонком пограничном слое вызывает свечение мельчайших точек. Еще большая эффективность достигается при использовании трехслойного материала, когда два слоя, как и прежде, оптимизированы для переноса «дыр» и электронов, а третий, расположенный между ними, отвечает за качество люминесценции.
Принципиальное отличие от жидкокристаллического дисплея состоит в том, что OLED-экран сам является источником света. Дисплеи на органических светоизлучающих диодах лишены всех недостатков, присущих технологии ЖК-панелей.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221