1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
Восприятие киноизображения обусловливается физическими особенностями кинематографии и объективными психофизиологическими закономерностями зрения и мозга.
При восприятии киноизображений важную роль играет инерционное свойство зрительного анализатора человека, т. е. свойство глаза сохранять зрительное впечатление в течение некоторого времени (около 0,1 с).
Психологически впечатление движения создается у зрителя благодаря смене на экране неподвижных изображений, каждое из которых отвечает отдельным фазам развития снятого на пленке явления и события. В нашем сознании при такой связной системе смены кадров происходит целостное восприятие изображаемого явления в его непрерывном изменении и развитии. Кроме того, наши глаза при просмотре фильма получают световое раздражение от ритмично сменяющихся, одинаковых по масштабу изображений, отделенных друг от друга ничтожно малым изменением и малым промежутком времени, что способствует возникновению в нашем сознании целостного, слитного, ритмично развивающегося явления.
На основе сказанного можно сформулировать ряд принципов, позволивших создавать иллюзию движения на экране.
1. Способность человеческого зрения на какое-то время удерживать в своей памяти зрительное впечатление от изображений после их удаления с экрана – «память зрения».
2. Воспроизведение на экране серии статических изображений снятого объекта, где каждое изображение соответствует последовательной фазе движения этого объекта.
3. Прерывистое движение пленки, при котором время смены кадра намного меньше его демонстрации на экране.
4. Ничтожно малое различие соседних кадров.
5. Отсутствие изображения на экране во время смены кадров.
Таким образом, кинопроекцией называется показ на экране последовательно сменяющихся с определенной частотой кадров кинофильма. Частота проекции для звуковых фильмов составляет 24 кадра/с, немых – 16 кадров/с.
Когда в классе выключают свет и ярко вспыхивает экран, у учащихся возникает сильная ориентировочная реакция и резко возрастает активность высшей нервной деятельности. В результате появления качественно новых раздражителей – света экрана, движущегося изображения, голоса диктора и т. д. – происходит торможение предшествующих рефлексов. Новые раздражители вытеснили впечатление от деятельности учащегося до просмотра. Обостряются восприятие, внимание, память. Поэтому даже самые пассивные учащиеся способны быстрее воспринять новое и связать его с известным старым.
Колебания и устойчивость внимания в процессе просмотра фильма зависят от разных причин: качества и трудности содержания фильма (характера и скорости поступления информации), обстановки демонстрирования фильма и состояния учащихся (утомления, возбуждения), особенностей подготовительной работы и заданий учителя и т. д. Все это определяет возникновение непроизвольного, т. е. не зависящего от волевых усилий, внимания, необходимого для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.
Если учителю, использующему кино- или видеофильм, удалось мобилизовать внимание, то его естественный спад (фаза торможения) у младших школьников наступает, в зависимости от сложности материала, через 5–10 мин после начала демонстрирования.
Для правильной оценки эффективности применения динамического изображения важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой – возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую возможности детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Максимально усваивается информация фильма тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием фильма и возможностями его восприятия.
Часто переоценивают возможности восприятия детей. Это объясняется тем, что учитель не учитывает особенностей детского восприятия экранного изображения. В фильме через двигающиеся изображения сообщается о том, что происходит с вещами и людьми. Перед зрителем проходит ряд изображений вещи, каждое из которых может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только одну вещь. В нашем сознании мы отождествляем эти изображения с реальной вещью. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этой вещи в реальности. Образ вещи тогда рождается путем сравнения с какой-либо знакомой вещью. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем реальные объекты.
Эти психологические особенности восприятия фильма порождают сложную педагогическую проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованной информации о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как фильм – это только форма отображения действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и реальным его воплощением в виде материальной вещи или реального явления.
Поясним это на примерах. Если ребенок видит на экране незнакомых животных, сходных по форме и размеру с уже знакомыми, то он примерно представляет себе это новое животное. Когда же появляется принципиально новое изображение, то учащийся бессилен воссоздать эту новую форму.
Особенно трудно в кино определять размеры, масштаб изображения и отождествлять с действительными. Между тем оценка величины предмета имеет в учебном фильме самостоятельное познавательное значение. Метод сравнения, не опирающийся на знакомые предметы, не всегда приносит желаемые результаты. Объясняется это нахождением предмета изучения в необычной окружающей обстановке, лишающей зрителя возможности сравнения предмета со знакомыми предметами, обычно окружающими его в жизни, поэтому зритель не справляется с определением истинного размера предмета.
Процесс восприятия экранного зрелища с одновременной его расшифровкой и переводом в сознании в реальные образы воспитывается постепенно, по мере развития ребенка. Таким образом, сознание человека сравнительно медленно формируется для расшифровки динамических экранных изображений.
Рассмотрим процесс киновосприятия. В темном зале остается освещенным только экран, принудительно привлекающий внимание зрителя быстрой сменой серий контрастных световых изображений. Это вызывает сильное напряжение непроизвольного внимания, концентрирующегося в одной точке яркого экранного пятна. В коре головного мозга вокруг возбужденной области возникает торможение, усиление которого может вызвать сон.
Чтобы повысить активность восприятия, применяют различные формы смыслового движения изображения. В художественном фильме этого достигают его драматургией, а в учебном – специфическими формами подачи материала. И несмотря на самую совершенную, увлекательную форму преподнесения содержания, время от времени у зрителя наступают периоды торможения. В такие моменты он не в состоянии воспринимать иногда целые фрагменты фильма.
Как установили психологи, временные пробелы в восприятии содержательных, хороших фильмов даже больше, чем менее увлекательных. Заметить эти пробелы можно при вторичном просмотре картины. Тогда обнаруживается, что важные моменты фильма не оставили в сознании никакого следа. Особенно это справедливо для учебного фильма. Поэтому следует рекомендовать повторные показы фильма, эффективность которых зависит от объема и качества содержащейся в нем информации. При вторичном просмотре у учителя появляется возможность сконцентрировать внимание на ускользнувшей информации, которую нужно определить в процессе текущего контроля знаний.
Рассматривая учебный фильм с точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей, следует оценивать его как произведение, управляющее вниманием. Если человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке, то в фильме вниманием управляет его структура, специально организованная при помощи выразительных средств. Такое управление вниманием, выделение главного изображения осуществляется средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ослабляют отвлекающее от главного разными способами: соотношением главной вещи и окружающих фоновых вещей, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т. д. Но главным приемом остается выбор и смена планов. Чем лучше удается в фильме выделять главную в каждом кадре вещь, тем успешнее фильм управляет вниманием зрителя.
В результате этих приемов взгляд зрителя все время перемещается вперед или назад, вверх – вниз, в стороны – на разные углы поворота. Иногда происходит мгновенный переход взгляда на другое зрелище, как после закрытия глаз. Так, наблюдающий за вещью взгляд разлагает ее на части, потом снова собирает, переносится на другой объект, сближает и сопоставляет обе вещи. Фильм монтируют так, чтобы зритель рассматривал кадр, ровно столько времени, сколько необходимо для осознания увиденного. Кино не только сосредоточивает внимание, но и усиливает возможности видения человека. Чем лучше постановщики фильма учитывают воспринимающие возможности определенного контингента зрителей учебного фильма, тем удачнее задуман и смонтирован фильм.
От степени проникновения учителя в сущность психологических процессов восприятия фильма зависит учебная и воспитательная целесообразность применения фильма, и других динамических изображений, что не может не сказаться на умении организовать работу над учебным материалом.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221