Спектр электромагнитных волн
Вид волны | Длина волны |
Низкочастотные электрические колебания | > 100 км |
Радиоволны: | 100 км – 1 мм |
мириаметровые | 100 км – 10 км |
километровые (низкие частоты) | 10 км – 1 км |
гексаметровые (средние частоты) | 1 км – 100 м |
декаметровые (высокие частоты) | 100 м – 10 м |
метровые | 10 м – 1 м |
дециметровые | 1 м – 10 см |
сантиметровые | 10 см – 1 см |
миллиметровые | 1 см – 1 мм |
децимиллиметровые | 1 мм – 0,1 мм |
Инфракрасное излучение | 2 мм – 760 нм |
Видимое излучение (свет) | 760 нм – 380 нм |
Ультрафиолетовое излучение | 380 нм – 3 нм |
Рентгеновское излучение | 10 нм – 10 пм |
Гамма-излучение | < 10 пм |
Колеблющийся электрон, переходящий попеременно с одной орбиты на другую, порождает электромагнитную волну (рис. 66). Длина волны зависит от частоты колебания. Энергия пропорциональна частоте: когда энергия становится больше, длина волны становится короче (рис. 67). Спектр электромагнитных волн простирается от очень коротких волн гамма-лучей с высокой энергией к длинным радиоволнам. Человеческий глаз видит лишь крошечный диапазон этого спектра в интервале от 380 нм до 760 нм (1 нм = 10-9 м). Этот участок спектра мы называем светом.
|
|
Рис. 65. Планетарная модель атома | Рис. 66. Колебание электрона |
|
|
Рис. 67. Схема образования электромагнитного излучения | Рис. 68. Разложение белого света призмой
|
Белый свет – это сумма электромагнитных колебаний из множества вплотную примыкающих частот, занимающих диапазон от 380 нм до 760 нм. Длины волн этого спектра связаны с нашими ощущениями о цвете:
– от 400 нм до 500 нм воспринимаются нами как оттенки сине-фиолетового, переходящие в синий и далее – в голубой;
– от 500 нм до 600 нм – как оттенки от сине-зеленого, через зеленый переходящие в желто-зеленый;
– от 600 нм до 700 нм – как оттенки перехода желтого и оранжевого в красный и далее – в темно-красный (рис. 68).
Амплитуда колебаний волн связана с интенсивностью излучения – яркостью. Более короткие волны связаны с более высокими частотами.
К Рис. 69. Образование квантов света
Фотон обладает следующими свойствами:
– является электрически нейтральной частицей, т. е. его заряд равен нулю;
– скорость равна скорости света в вакууме (300 000 км/с);
– энергия пропорциональна частоте электромагнитного излучения;
– масса равна нулю.
Фотоны – это кванты электромагнитного излучения, обладающие одновременно и волновыми, и корпускулярными свойствами, наличие которых приводит к тому, что свету оказываются присущи как свойства непрерывных электромагнитных волн, так и свойства отдельных частиц.
В современной физике эти две теории применяются одновременно: корпускулярная теория хорошо объясняет процесс образования квантов, а также связанных с ними процессов, а волновая теория – явления распространения света как волновых колебаний.
Тепловые источники. Нагретое тело состоит из множества атомов, каждый из которых ведет себя подобно вибратору – источнику электромагнитных колебаний. Разные атомы колеблются с различными частотами. Поэтому излучение нагретого тела содержит волны всевозможных частот.
Если мы нагреем любое твердое тело, то при достижении определенной температуры оно начнет испускать свет (независимо от природы материала). Цвет испускаемого света зависит от температуры и не зависит от вещества (табл. 5).
Тепловым источником излучения является солнце, костер, свеча, спичка, лампа накаливания и пр.
Таблица 5
Соотношение температуры и цвета испускаемого света
Цвет излучения | Температура, С | Температура, К |
Красное свечение | 600 | 873 |
Оранжевое свечение | 1100 | 1373 |
Белое свечение | 1300 | 1573 |
Белый свет | 2973 | 3200 |
Нетепловые источники. Такие источники света часто называют источниками «холодного света», поскольку свет получается без существенного повышения температуры. Свечение, не вызываемое нагреванием тела, называется люминесценцией. Люминесценция возникает при переходе электрона в атоме с более удаленной орбиты на более близкую к ядру. Существует несколько видов люминесценции, различаемых по способу ее возбуждения:
– электролюминесценция возникает при электрическом возбуждении. При разряде в газах электрическое поле сообщает электронам большую кинетическую энергию. Быстрые электроны испытывают неупругие соударения с атомами. Часть кинетической энергии электронов идет на возбуждение атомов. Возбужденные атомы отдают энергию в виде световых волн. Благодаря этому разряд в газе сопровождается свечением;
– хемилюминесценция возникает в результате некоторых химических реакций;
– флюоресценция возникает при возбуждении более коротковолновым электромагнитным излучением или потоком частиц (электронов, протонов, -частиц и др.);
– фосфоресценция – флюоресценция имеет вид зависящего от температуры послесвечения, возникающего после прекращения облучения. Возбужденное состояние центров люминесценции сохраняется сравнительно долго – от 10-4 с до десятков минут.
На явлении люминесценции основана работа ламп дневного света. Это лампы низкого давления в форме трубок, внутренняя поверхность которых покрыта люминофорами – веществами, способными светиться под действием ультрафиолетового излучения ртутных паров. Флюоресцирующее покрытие преобразовывает короткие ультрафиолетовые волны в более длинные волны, которые мы воспринимаем в видимой зоне спектра. Современные импульсные лампы используют принцип электролюминесценции. Электролюминесценция используется в неоновых трубках, применяемых для создания светящихся надписей и рекламных целей. Северное сияние также проявление электролюминесценции.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221