2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
Решающим фактором для получения качественного изображения является правильный выбор не только проектора (статического или динамического, аналогового или цифрового), но и экрана. Область применения проекторов можно разделить на демонстрацию кинофильмов в затемненных помещениях и на показ презентаций в относительно светлых помещениях (лекционных или конференц-залов). Для каждого случая имеется свой тип экрана, отличающийся отражающими свойствами поверхности (рис. 30). Решающим фактором является их способность фокусировать свет в одном направлении. Мерой измерения данного показателя служит коэффициент отражения, или коэффициент усиления (КУ), причем за единицу взята отражающая способность экрана с белой матовой поверхностью. Чем выше КУ поверхности экрана, тем контрастнее и ярче изображение. К сожалению, это также приводит к уменьшению угла обзора и возможным появлением на картинке светлых пятен (бликов). Так, стандартный экран с коэффициентом 1,1 имеет угол обзора 50°, а с коэффициентом 2,8 – уже 25°.
Для демонстрации кинофильмов в затемненном помещении достаточно экрана, имеющего коэффициент от 1,0 до 1,5. Экраны с более высокими коэффициентами и специальными оптическими свойствами нужны для проведения презентаций в светлых помещениях конференц-залов. Наряду с классическими экранами имеются и различные специальные виды: экраны для обратной проекции, а также параболические с КУ от 10 до 25. Стоимость экрана зависит прежде всего от его размера и конструкции. Они могут быть как простыми, рулонного типа, так и с электроприводом на штативе. Необходимо также помнить, что формат экрана должен соответствовать формату выводимого проектором изображения.
1 2 3
Рис. 30. Основные типы экранов: 1 – экран для просмотра фильмов, обеспечивающий рассеянное отражение; 2 – экран для презентаций, зеркально отражающий экран; 3 – экран для презентаций, ретрофлективный (отражающий в сторону источника света) экран
Схема проекционной системы определяется взаимным расположением ее элементов – проектора и экрана. Таких схем всего две – система прямой проекции (СПП) и система обратной проекции (СОП) (рис. 31). В первом случае проектор размещается перед экраном, если лицевой стороной считать поверхность, обращенную к зрителям, во втором – за экраном, в так называемом проекционном боксе, который представляет собой техническое помещение или в некоторых случаях отдельное сооружение. Схема прямой проекции наиболее распространена, что обусловлено ее простотой, мобильностью и дешевизной. Ее основным недостатком является большая чувствительность к уровню внешней засветки, приводящему к снижению контрастности изображения. Достижимый уровень контрастности в СОП в 5–7 раз больше, чем в СПП.
К Рис. 31. Схемы прямой и обратной проекции
– отсутствие проектора и соединительных кабелей в помещении просмотра;
– отсутствие шумов вентилятора проектора;
– недосягаемость проектора для посторонних.
Недостатки этой схемы: трудность управления проектором из помещения просмотра, а также необходимость выделения дополнительного пространства под проекционный бокс. Чем больше размер экрана, тем больше места в глубину занимает эта конструкция.
Для организации демонстрации необходимо произвести выбор экрана, соответствующего необходимому масштабу изображения для аудитории заданного размера.
Ширина экрана выбирается, исходя из следующих требований:
1. Ширина экрана должна равняться или не превышать половину расстояния от экрана до первого ряда зрителей;
2. Ширина экрана должна равняться или быть больше расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест, разделенного на шесть.
В случае разных значений, полученных от двух руководств, следует выбрать вариант с большим значением.
Высота экрана должна равняться или быть больше расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест, разделенного на восемь.
Низ экрана должен быть установлен по меньшей мере на расстоянии 120 см от уровня пола так, чтобы все зрители в аудитории могли видеть изображение. Таким образом, высота потолка может ограничивать высоту экрана. Это правило может не распространяться на помещения с наклонным полом или со зрительскими местами, расположенными ярусом.
При демонстрации диапозитивов (слайдов) возможна как вертикальная, так и горизонтальная компоновка кадра, что накладывает на размер экрана ограничение: ширина = высоте экрана.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221