3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
На уроках применяют звуковые средства, воздействующие на память и воображение учащихся главным образом словом и музыкой. В нашей стране был создан и периодически тиражировался огромный фонд специальных звукозаписей для школы. Они образовывали специальные фонохрестоматии – наборы долгоиграющих пластинок, составленных по программе определенного предмета, на которых записаны литературные и музыкальные произведения, а также документальные материалы.
Звуковые пособия подразделяются на следующие виды:
1) документальные фонодокументы: документальные записи, рассказы очевидцев или участников событий. Разновидность документальных записей – воспоминания ученых, писателей, артистов и др.;
2) драматические записи, фрагменты радиоспектаклей, радиокомпозиции – наиболее интересные для детей формы сообщения учебной информации;
3) записи отдельных литературных произведений, стихов, радиоадаптации прозаических произведений, аудиокниги;
4) записи лекций, включающих в себя выступления ведущих ученых;
5) радиоэкскурсии (в записи) по памятным местам, музеям, заповедникам и т. д.;
6) музыкальные записи различного характера: произведения отдельных композиторов, тематические подборки, оперы, симфонии, песни и т. д.
Сочетание трех компонентов (слова, музыки, звуков природы) обеспечивает разнообразное построение эпизодов, однако главным в звукозаписи остается слово. Выразительность слова в передаче имеет решающее значение, поэтому при прослушивании учащиеся должны сосредоточиваться только на передаче или звукозаписи. Восприятие аудиоматериала требует максимальной концентрации внимания, иначе усвоение текста будет поверхностным.
Обычно учитель использует звукозапись в качестве иллюстрации к своему рассказу или для знакомства с литературным произведением. Неумелое исполнение учителем литературных произведений лишает учащихся эстетической радости, тогда как художник слова, постигший тонкости языка, многое дает уму и сердцу.
В качестве образца такая запись знакомит учащихся со сменой интонаций и ритмов речи, своеобразием стихотворной строки, логическими ударениями, паузами и другими компонентами выразительной речи.
Звукозапись на уроках иностранного языка резко повышает эффективность обучения, но требует овладения особой специфической методикой преподавания.
Большой педагогический эффект приносят мультимедийные пособия, включающие в себя серию статических изображений (слайдов), смена которых на экране сопровождается комментариями диктора и музыкальным сопровождением.
Современные способы записи звука открывают более широкие педагогические возможности. Например, возможность записи речи обучающегося для последующего анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволила усовершенствовать методику преподавания языков.
Точная запись устной речи дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, а также услышать себя со стороны, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы.
Возможность быстрого доступа к аудиовизуальной информации и выбора отдельных звуковых фрагментов в педагогическом отношении очень удобна, так как позволяет создавать звуковые пособия, точно соответствующие программе, и оперативно включать их в урок.
Монтаж различных по содержанию и стилю материалов позволяет творчески работающим учителям создавать глубокие образы, оживлять документы, факты, историю. Немалую роль в этом играют возможности свободного решения рамок пространства и времени, изменения точки зрения, ракурса звукового изображения.
Динамическая составляющая визуальных пособий имеет свою классификацию, корни которой лежат в периоде активного использования в учебном процессе кино.
По основным признакам все кинофильмы (независимо от носителя информации) можно разделить на художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научно-экспериментальные, учебные, телевизионные и любительские.
Художественные фильмы снимаются по литературным сценариям с участием актеров. Фильмы различаются по жанрам. Большинство мультипликационных фильмов относятся к художественным. Различают также фильмы короткометражные (до 60 минут) и полнометражные (свыше 60 минут).
Хроникально-документальные – это снятые и смонтированные по сценарным планам фильмы, в которых отражены действительные события. Актеры в хроникально-документальных фильмах не участвуют.
Научно-популярные – фильмы, снятые по сценарию и посвященные популярному изложению средствами кинематографа научной или технической проблемы, раскрытию на современном уровне явлений природы, процессов в различных областях науки, техники, промышленности и т. д. Доступность и занимательность изложения – главное требование к фильмам.
Научно-экспериментальные фильмы создаются в процессе научно-исследовательских и экспериментальных работ. Они фиксируют развитие научного эксперимента или же с помощью специальных видов съемки (макро-, микро-, ускоренная и замедленная съемка) проникают в сущность процессов, недоступных человеческому глазу.
Учебные фильмы, предназначенные для оснащения учебного процесса, снимают по сценариям, поэтому каждый фильм должен соответствовать программе того курса и того учебного заведения, для которого он снят.
Учебный кинофильм решает определенные дидактические задачи, и его место в системе учебно-наглядных средств обучения предусматривается еще при создании фильма.
В зависимости от назначения и дидактических целей, учебные кинофильмы выпускаются четырех видов:
1) целостный короткометражный фильм – объемом до 30 минут, который обзорно освещает одну большую тему учебной программы;
2) урочно-тематический фильм предназначен для показа на уроке, объемом в 10–20 минут. Такой фильм посвящен частному вопросу программы или служит исходным материалом для последующей работы с ним;
3) фрагментарный фильм содержит несколько законченных разделов (фрагментов) одной темы, разделенных заставкой, названием или надписью. Выпускаются такие фильмы для использования отдельных фрагментов при объяснении нового материала, при опросе или закреплении темы урока;
4) кинофрагмент – это краткий, 3–5-минутный фильм на узкую, конкретную тему. Широко применяется при объяснении нового материала, при опросе, во всех случаях, когда следует применить динамическую иллюстрацию или использовать как источник фактических сведений.
Телефильмы – это кинофильмы, снятые по сценариям специально для показа по телевидению, с учетом специфических особенностей восприятия изображения с малого экрана. Телефильм снимают в основном с использованием крупных и средних планов.
Любительские кинофильмы – снимают любители. Для съемки и демонстрирования этих фильмов различных жанров используют бытовую видеоаппаратуру.
На современном этапе развития цифровых технологий нам необходимо использовать накопленный аудиовизуальный фонд, перенеся его лучшие образцы на современные носители. Цифровые технологии открывают перед нами поистине безграничные возможности по реализации собственных идей в авторских аудиовизуальных пособиях, создаваемых при помощи современных цифровых технологий и компьютерной обработки аудиовизуальной информации.
Электронные книги, наряду с другими источниками информации, прочно вошли в нашу жизнь. Приведем их краткую классификацию.
Энциклопедические: этот тип электронных книг содержит очень большой объем информации по определенной тематике.
Информационные электронные книги похожи на энциклопедические, но хранящаяся в этих книгах информация не столь обширна и носит целенаправленный характер.
Обучающие электронные книги наиболее распространены на практике.
Экзаменующие электронные книги содержат 3 существенных компонента: во-первых, банк вопросов (задач); во-вторых, модуль тестирования и модуль ответов; в-третьих, экспертную систему, используемую для анализа и оценки ответов читателя. Существует также альтернативная классификация электронных книг по виду используемой информации.
В мультимедиакнигах используются текст, аудио, статическое изображение и видео, записанные на одном носителе (CD-ROM или DVD) и организованные линейным образом, т. е. нужная пользователю информация воспроизводится последовательно по мере необходимости.
В полимедиакнигах, в отличие от предыдущих, используется комбинация таких различных носителей, как CD-ROM, DVD, Интернет, бумага и другое для предоставления нужной читателю информации.
Гипермедиакниги, имея много общего с мультимедиакнигами, отличаются от них «нелинейной» организацией содержащейся в них информации, когда, например, с помощью команды пользователь может сделать запрос уточнения терминов и определений, комментарий по контексту и используемому методу.
Интеллектуальные книги близки по смыслу к описанным ранее экзаменующим книгам и могут динамически адаптироваться к способностям читателя в процессе диалога с ним.
Наибольший интерес представляют перспективы для дальнейшего развития телемедиакниги. Телемедиакниги используют всевозможные способности телекоммуникаций для поддержания распределенной интерактивной системы дистанционного обучения.
Подобный же интерес представляют кибернетические книги, содержащие средства математического моделирования и поэтому предоставляющие пользователю возможность всестороннего изучения и исследования описанных явлений и объектов.
Несомненно удобство в использовании подобного рода электронных книг. Это удобство заключается и в экономии времени на поиск нужной информации, и в компактности хранения информации, и в возможности актуализации данных. Это современные методы обучения и процесса познания.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221