logo search
Экономическая теория

21.2. Роль государства в современной экономике. Государственно-монополистический капитализм

Государство – это особый аппарат принуждения. Он обеспечивает соблюдение всеми членами общества определенных правил поведения, необходимых для функционирования определенных отношений собственности. Государство охраняет существующие в обществе отношения собственности и поэтому служит интересам экономически господствующего класса - собственника основной части средств производства. Вместе с тем в периоды смены способа производства государство используется как главное орудие преобразования отношений собственности в интересах класса, завладевшего политической властью.

В современной капиталистической экономике государство, будучи органом принуждения, в то же время активно вмешивается в экономические отношения и является их прямым участником.

Роль государства в современной капиталистической экономике выражается в следующих основных формах.

1) Перераспределение государством национального дохода через финансовую систему.

Как уже говорилось в теме 14, в развитых капиталистических странах в настоящее время государство перераспределяет значительную часть национального дохода. Причем доля государственных расходов в ВВП используется в настоящее время как главный показатель роли государства в экономике.

Этот показатель с конца 19 века и на протяжении всего 20 века неуклонно возрастал и в настоящее время находится на достаточно высоком уровне. Так, в 1870 г. государственные расходы в 17 промышленно развитых странах99в среднем состав­ляли около 9% ВВП, в 1920 г. – 13%, 1960 г. – 25%, в 1980 г. – 36%, 1994 г. – около 47% ВВП100. В 2004 г. доля госрасходов в ВПП по 15 странам – «старым» членам ЕС равнялась примерно 48% (колебания от 34,3% в Ирландии до 57,1% в Швеции), в США в 2004 г. – 36,0%, Японии – 37,3101.

2) Государственная (муниципальная) собственность102.Она выступает в виде собственности государства на природные ресурсы, государственного сектора экономики (производственные предприятия и учреждения сферы услуг), а также в виде доли государства в капитале предприятий. Доля государства в суммарном капитале различна для разных стран. Причем в разные периоды времени она менялась. Так, послеIIмировой войны в странах З. Европы, прежде всего – Италии, Франции, Англии и др. – прошла широкая волна национализации. В 1980-е гг., напротив, часть государственной собственности была приватизирована.

В собственности государства находятся обычно те объекты, сохранение или функционирование которых необходимо для общественного воспроизводства в целом, но невозможно либо неэффективно при их передаче в частную собственность. К ним относятся:

- Земли, лесные массивы, национальные парки, памятники истории и культуры. Эти объекты находятся в собственности государства для обеспечения земельных резервов в строительстве, сохранения ландшафта, природного и культурного генофонда.

- Государственные резервы топлива, сырья, продовольствия. Они создаются на случай стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, войн.

- Низкорентабельные объекты инфраструктуры, предприятия с длительным сроком окупаемости: дороги, мосты, предприятия транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Эти объекты, как правило, требуют значительных капиталовложений, низкорентабельны, имеют длительный срок окупаемости. Для частного капитала они не выгодны, но необходимы для общества в целом.

- Учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта. Без государственного финансирования услуги этих учреждений стали бы недоступны значительной части населения, либо резко сократились (научные исследования), что привело бы к снижению уровня эффективности общественного воспроизводства. Государство, финансируя их деятельность, одновременно является собственником значительной их части.

- Предприятия, имеющее важное значение для обеспечения национальной безопасности, – предприятия военно-промышленного комплекса, связи, нефте- и газопроводы и т.п. Переход таких предприятий в руки частного капитала может привести к установлению контроля над ними со стороны иностранного капитала, что чревато потерей национальной безопасности.

- Естественные монополии. В ряде случаев государство устанавливает цены на продукцию естественных монополий и выплачивает им субсидии для поддержания относительно низкого уровня издержек в экономике в целом и конкурентоспособности национального производства. Для эффективности государственного контроля над такими монополистами они могут переходить в собственность государства.

- Обанкротившиеся предприятия, сохранение которых имеет достаточно высокую социальную значимость, например, крупные машиностроительные, авиатранспортные, металлургические и т.п. предприятия. Государство, полностью или частично беря в собственность такие предприятия, проводит их реконструкцию, после чего они могут приватизироваться.

- Средства массовой информации как орудие идеологического воздействия на население в интересах правящего класса.

Приватизация государственных предприятий обычно проходит путем продажи их акций на конкурсной основе. Приватизируются в основном рентабельные и перспективные предприятия, иначе частный капитал не заинтересован в их приобретении.

О роли государственного сектора в экономике развитых стран говорят, например, следующие цифры. Доля работающих в государственном секторе в общей численности занятого населения в среднем по странам ОЭСР возросла с 12,3% в 1960 г. до 17,5% в 1980 г. и 18,4% – в 1994 г.103Численность занятых в государственном секторе США повысилась с 18,415 млн. чел. в 1990г. до 21,618 млн. чел. в 2004 г. (что составило 14,7% совокупной рабочей силы)104.

3) Покупка и продажа государством товаров (ресурсов, продукции, услуг, валюты, ценных бумаг). Государство является крупнейшим покупателем и продавцом на внутреннем рынке развитых капиталистических стран, с объемом операций которого не может сравниться ни один из промышленных монополистов.

4) Государственное регулирование экономики.

Предпосылкамигосударственного регулирования экономики являются:

- Роль государства как крупнейшего покупателя и продавца товаров и услуг. Заключая договора с частными компаниями на приобретение у них товаров, государственные органы могут непосредственно воздействовать на уровень цен, объемы выпуска и качественные характеристики поставляемых товаров, а посредством этого – на уровень цен, объемы производства и качество средств производства, из которых изготовляются эти товары. Цены товаров и тарифы на услуги, поставляемые государственным сектором, их количественные качественные характеристики прямо устанавливаются государственными органами.

- Финансовая мощь государства. Перераспределяя значительную часть (от 30 до 60%) национального дохода, государство оказывает существенное влияние на конечные доходы членов общества, на объем и структуру предложения и спроса, на развитие отраслей экономики и видов экономической деятельности, внешнеэкономические отношения.

- Ключевая роль государства в организации денежного обращения и кредита (см. тему 13).

- Государство располагает возможностями для принуждения граждан к выполнению установленных им правил поведения, к совершению определенных действий.

Объективное содержаниегосударственного регулирования экономики заключается в координации функционирования обособленных капиталов, которая необходима для обеспечения условий общественного воспроизводства.

Государственное регулирование охватывает все основные стороны экономических отношений. В его сферу входят:

- объемы производства в отраслях экономики и их финансовое состояние, структурные сдвиги в экономике;

- уровень цен и качества основных видов товаров и услуг;

- конечные доходы субъектов экономики,

- природопользование и охрана окружающей среды,

- занятость и трудовые отношения (минимальный уровень оплаты труда, продолжительность рабочей недели и отпусков, ограничения на сверхурочные работы, требования к технике безопасности и условиям труда и т.д.);

- внешнеэкономические отношения и др.

Степень охвата экономических процессов государственным регулированием не остается неизменной. В период до IIмировой войны и особенно в годы войны государственное регулирование экономики значительно усилилось, стало включать в себя элементы централизованного управления экономикой. В 1980-е гг. в развитых капиталистических странах прошла волна дерегулирования, т.е. сокращения государственного вмешательства в экономику. Она была связана с развитием процессов глобализации, которые будут рассмотрены в следующей теме. В результате изменились методы государственного воздействия на экономические процессы: прямые указания и ограничения в значительной мере были заменены использованием косвенных мер стимулирования, опирающихся на экономические интересы.

В рамках государственного сектора государственные органы осуществляют управлениепредприятиями и учреждениями посредствомпланированияих деятельности. По отношению к негосударственному сектору проводитсярегулированиепосредствомпрограммирования. Программирование отличается от директивного планирования – инструмента управления – тем, что в нем отсутствуют прямые задания предприятиям. Вместо них государство использует государственные заказы и рекомендации, выполнение которых стимулируются с помощью целой системы «рычагов» – льгот по налогам и кредитам, субсидий и т.п. В США, например, ежегодно утверждается около 300 федеральных программ (не считая программ штатов и муниципальных образований), затрагивающих оборону, науку, образование, социальное обеспечение, здравоохранение, экологию, помощь сельскому хозяйству и др. Для обеспечения выполнения программ они взаимно увязываются между собой, а также с имеющимися у государства ресурсами. Определяются фирмы – генеральные подрядчики для выполнения крупных госзаказов, распределяются бюджетные средства на различные цели и проекты. В итоге экономика получает определенное направление развития, которое проводится в жизнь не через директивные задания, а путем государственных заказов и рекомендаций, подкрепленных системой экономических стимулов.

Для развитых капиталистических стран характерно возрастание средств, выделяемых на социальные программы (помощь безработным, нетрудоспособным и малоимущим, образование, здравоохранение, культура и т.п.). Так, например, в США доля затрат государства на все социальные программы в 1930-е гг. составляла около 4% ВВП. В 1990 г. затраты государства на образование, здравоохранение, обустройство зон отдыха, социальное страхование и социальные выплаты выразились суммой в 1006,7 млрд. долл., или 17,3% ВВП. А в 2002 г. они повысились до 2179 млрд. долл., т.е. 20,8% ВВП105. Аналогичные процессы наблюдаются и в других развитых странах. В этой связи в ряде концепций обосновывается тезис об усилении социальной направленности в деятельности современного государства.

Вместе с тем роль государства в современной экономике оценивается разными концепциями по-разному.

Немарксистские концепции исходят из того, что государство стоит над классами и реализует интересы общества в целом. Оно формирует те условия общественного развития, которые не обеспечиваются на рыночной основе.

К функциям, которые выполняет государство в экономике, обычно относят:

1) Установление правил поведения субъектов экономики и контроль за их соблюдением, принуждение к соблюдению.

2) Обеспечение конкуренции, ограничение монополистической деятельности.

3) Производство (или финансирование производства) общественных благ и благ, потребление которых имеет значительный положительный внешний эффект106. К ним относятся: оборона, правоохранительная деятельность, служба спасения, наука, образование, медицина, культура и т.п.

3) Учет и регулирование отрицательных внешних эффектов, прежде всего – загрязнения окружающей среды. Обеспечение рационального природопользования.

4) Контроль качества товаров, по которым имеет место ассиметрия информации (т.е. потребитель не знает о подлинных качествах товара того, что знает о них производитель). К таким товарам относятся, например, медикаменты, продукты питания, алкогольные напитки, другие виды предметов потребления, которые могут содержать вредные вещества.

5) Социальная помощь тем, кто не в состоянии сам зарабатывать.

6) Поддержание стабильности денежной системы страны.

Вместе с тем. как уже говорилось в теме 4, между немарксистскими концепциями имеются серьезные разногласия в вопросе о роли государства в экономике. Так, неоконсерваторы считают, что роль государства в экономике в настоящее время чересчур велика и ее необходимо сократить. По их мнению, государство не должно вмешиваться в такие сферы, как занятость населения, внешнеэкономические отношения, не должно ограничивать рост социального неравенства, оказывать поддержку отраслям, испытывающим финансовые трудности (сельское хозяйство) или целенаправленно воздействовать на отраслевую структуру экономики.

Представители же противоположного неоконсерватизму направления, которое можно условно назвать «социальным» (левые кейнсианцы, традиционные институционалисты, социал-демократы), напротив, считают, что к функциям государства относятся, кроме перечисленных выше, следующие функции:

- поддержание полной занятости,

- обеспечение эффективности и стабильного роста национальной экономики, прогрессивных сдвигов в ее структуре,

- регулирование внешнеэкономических отношений с целью поддержания внешнего равновесия (сальдо торгового и платежного балансов),

- сокращение социального неравенства.

Представители этих направлений выступают за повышение роли государства в экономике.

С точки зрения марксистской теории, в классовом обществе государство всегда носит классовый характер, служит интересам определенного, правя­щего класса. Современное общество в этом смысле не является исключе­нием. Особенностью современного капитализма является то, что он нахо­дится в стадии своего развития, получившей название государственно-моно­полистического капитализма(ГМК), сущность которой заключается в сра­щивании силы государства с силой монополий в единый хозяйственный ме­ханизм.

ГМК предполагает экономическое господство монополистического капитала и вырастает на его основе. ГМК означает, что хозяйственная, политическая, духовная жизнь общества подчинена интересам крупного монополистического капитала, финансовой олигархии, облагающей данью все общество в форме извлечения монопольной сверхприбыли. Относительно небольшая часть общества навязывает свою волю всему обществу и живет за счет его эксплуатации.

Непосредственными причинами сращивания силы монополий и силы государства в единый механизм являются:

- выход производительных сил за рамки частной собственности на средства производства, что выражается в невозможности обеспечения основных условий общественного воспроизводства, удовлетворения ряда жизненно важных общественных потребностей на основе частной собственности и рыночного механизма;

- обострение конкуренции между монополистическим капиталом разных государств в мировой экономике;

- борьба между капиталистическими державами за расширение сфер своего влияния.

Основные функции государства в современной капиталистической экономике:

- обеспечение необходимых условий сбалансированного капиталистического воспроизводства и экономического роста;

- защита интересов национального капитала в международном экономическом соперничестве.

Государство в рыночно-капиталистической экономике обеспечивает условия именно капиталистического воспроизводства, реального подчинения труда капиталу. Благодаря государственному вмешательству в экономику господство капитала в обществе усиливается. Общенациональные интересы в таком обществе суть прежде всего интересы возрастания капитала, производства прибавочной стоимости. Государство как выразитель «национальных» интересов, стоящий «над классами» и служащий «обществу» в целом, в действительности служит реализации интересов прежде всего класса собственников средств производства.

Что же касается интересов наемных работников, то их интересы в известном смысле противоположны интересам собственников капитала: им объективно выгодно сокращение, а не увеличение, производства прибавочной стоимости, поскольку сокращение прибавочной стоимости дает им больше полезных благ и больше свободного времени. Общий интерес собственников капитала и людей наемного труда состоит в том, что наемные работники должны постоянно воспроизводиться как средство возрастания прибавочной стоимости, что предполагает развитие самих наемных работников, а, значит, и более полное и разностороннее удовлетворения их потребностей. Воспроизводство наемного труда в нужном для возрастания стоимости количестве и качестве – это тоже объективно общий интерес класса капиталистов. Поэтому он входит в состав государственных, «национальных», «общественных» интересов, но лишь как подчиненный момент, как средство возрастания капитала стоимости. Отсюда – различные социальные программы правительств (по развитию образования, охране окружающей среды, медицине, пенсионному обеспечению и т.п.).

Так же обстоит дело и с воспроизводством класса мелких и коллективных товаропроизводителей. В той мере, в которой они необходимы для расширенного воспроизводства капитала и прибавочной стоимости, государство оказывает им поддержку в разных формах, способствует поддержанию и повышению их благосостояния.107

Правомочия государства и его кадровый состав формируются экономически господствующим классом. Собственники капитала отказываются от определенных прав частной собственности и части имущества в пользу государства, поскольку без этого государство будет не в состоянии выполнить свои функции – обеспечить сохранение и развитие капиталистического производства, мерой которой служит объем извлекаемой прибавочной стоимости.

Государственная собственность в капиталистическом обществе по своей социальной природе – это коллективная собственность класса капиталистов, созданная им для обеспечения условий капиталистического воспроизводства, хотя она используется и для воспроизводства наемного труда и остальных классов и слоев общества. Государство, наподобие правления или совета директоров корпорации, выполняет функцию распоряжения этой коллективной собственностью этой собственностью в интересах класса-собственника.

С помощью государства, как аппарата принуждения, класс капиталистов подчиняет всех «национальным», «общественным» интересам. Но эти интересы национальны лишь в той мере, в которой выражают условия сохранения существующего общества108.

Выражая интересы собственников капитала, государство может действовать в разрез с интересами отдельных групп капиталистов, если эти интересы подрывают существование капиталистического производства в целом. Например, государство в рыночно-капиталистической экономике активно противодействует теневой и криминальной деятельности буржуазии или в целях защиты общих интересов воспроизводства капитала ограничивает такие способы использования монопольной власти, как образование картелей, искусственное завышение цен и ухудшение качества товаров, дискриминационная политика; дезинформация потребителей; промышленный шпионаж.

Борьба за влияние на органы власти – это соперничество в основном между крупными финансовыми группами, располагающими наибольшими возможностями для проталкивания своих представителей на государственные посты. Деятельность государства в рыночно-капиталистической экономике в целом контролируется финансовой олигархией, хотя соотношение между отдельными финансовыми кланами по степени их влияния на органы власти может изменяться.

Государственные чиновники – это наемные управляющие, нанятые классом собственников капитала. Последний определяет, кто будет за плату распоряжаться его коллективной собственностью. Высшие чиновники (президенты, губернаторы и т.п.) занимают посты в результате конкурсного отбора (система выборов). Остальных они нанимают сами, но не как собственники, а как наемные управляющие.

Государственные чиновники оцениваются по их способности принимать решения, обеспечивающие воспроизводство прибавочной стоимости и ее возрастание. Для этого требуются специальные знания, опыт работы, навыки. Оклады государственных чиновников регулируются уровнем заработной платы наемных управляющих, обладающих рабочей силой примерно такой же стоимости. Источником этих окладов является прибавочная стоимость.

Исполнительский персонал государственного аппарата экономически представляет собой тот же наемный труд, уровень заработной платы которого регулируется стоимостью рабочей силы. Он нанимается на работу не самим собственником непосредственно (не классом), а наемным управляющим (чиновником-руководителем), но для обеспечения интересов собственника. В результате одни наемные работники нанимают других и в целом все они становятся наемными работниками у класса – собственника средств производства.

С точки зрения марксистской теории, происходящие в капиталистической экономике процессы свидетельствуют о том, что современные производительные силы требуют перехода к планомерной организации экономики на основе общественной собственности на средства производства и созрели для такого перехода. В лице государственно-монополистического регулирования экономики подготовлена материальная основа планового социалистического ведения хозяйства. Переход к плановому ведению хозяйства дает обществу возможность сознательного использования экономических законов, подчинения экономики общественным интересам, рационального использования ресурсов, повсеместного внедрения передовых достижений науки и техники, то есть позволяет ускорить общественный прогресс. В.И. Ленин считал, что между государственно-монополистическим капитализмом и социализмом никаких переходных ступеней нет, поскольку имеются все материальные предпосылки социализма. Для перехода к социализму требуется только национализация монополистического капитала и обращение крупного производства на пользу всего народа (с помощью социалистического государства).

В социалистическом обществе государство приобретает новую экономическую роль. Оно выступает как распорядитель общенародной собственности, в которой находится основная часть средств производства. Государство распределяет основную массу ресурсов и продуктов, которые также принадлежат обществу. Оно выполняет функцию управления планомерно организованной экономикой.